Образ Мышкина и мотивная ситуация "подавать\брать милостыню"
Автор: Кожечкина А.А.
Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 2 (32), 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье представлен анализ образно-мотивной ситуации «подавать/брать милостыню». В центре внимания - образ Мышкина. На примере главного персонажа наиболее наглядно можно проследить как замысел автора реализуется на внутретекстовом, фабульном и повествовательном уровнях. Образно-мотивная ситуация «подавать/брать милостыню» становится зримой реализацией борьбы в обществе веры и неверия в Бога.
Мотив, художественный образ, милостыня, "идиот", федор достоевский
Короткий адрес: https://sciup.org/140272805
IDR: 140272805
Текст научной статьи Образ Мышкина и мотивная ситуация "подавать\брать милостыню"
В произведениях Ф.М. Достоевского проявление милосердия повторяется в образно-мотивной ситуации «подавать/брать милостыню»1.
Мы занимаемся изучением этих ситуаций по методике Р. Белнепа2, которая позволяет проанализировать структуру произведения на внутретекстовом, фабульном и повествовательном уровнях. В настоящей статье материалом исследования послужил роман «Идиот». Нас заинтересовали все ситуации, связанные с милостыней, в которых участвует князь Мышкин.
В романе Мышкина часто принимают за нищего и неоднократно предлагают ему помощь: пристроить на работу, дать жилье, подарить платье и шубу. Благодарность, с которой князь все принимает, окружающие расценивают как проявление юродивости: «Человек ты добрый, да смешной: два гроша тебе дадут, а ты благодаришь, точно жизнь спасли. Ты думаешь, это похвально, ан это противно».3
Как оказывающий помощь Мышкин впервые в романе предстает в рассказе о Мари, живущей на содержании у пастуха, который платил ей за работу остатками еды. Мышкин, видя в ней глубоко несчастного человека, решает помочь ей, заложив свою бриллиантовую булавку перекупщику. Лев Николаевич хочет возродить в униженной девушке чувство достоинства: «не должна себя такою низкою считать»4. Поданная милостыня изменяет всеобщее отношение к Мари. Благодаря этому жесту «все стали любить ее». Основной мотивацией всех действий князя Мышкина является желание сделать несчастного счастливым. Похожая, рифма-мотивная ситуация разворачивается между Мышкиным и Настасьей Филипповной. При первом взгляде на ее портрет князь отмечает ее страдальческий вид. За это князь Мышкин желает ей помочь, спасти ее, далее, не выдерживая развернувшейся перед ним картины «торгов» за право жениться на Барашковой, князь признается ей в любви и предлагает остаться с ним, изъявляет готовность ради этого пойти на любые бедствия. Однако действия по «спасению»
Настасьи Филипповны приводят к тому, что Мышкин бросает Аглаю, обижает ее чувства и «унижает» и «позорит» ее у всех на глазах. Помощь одному, оборачивается унижением другого, т.е. достигает прямо противоположного результата.
В следующий раз Мышкин не может отказать нуждающемуся в помощи солдату и покупает крест, не смотря на очевидно завышенную цену. Этим крестом Мышкин и Рогожин позднее «братаются» (в сущности дают обет вечной взаимопомощи). Перед нами еще один вариант отрицательных последствий помощи: вырученные деньги солдат пропьет, а вместо «вечного братства» Рогожин вознесет над Мышкиным нож.
«Милостыня» Мышкина часто маскируется. Так он назначает Бурдовскому десять тысяч рублей и делает акцент на том, что это лишь возврат долга. Князь понимает, что деньги в виде подаяния могли бы унизить Антипа и пытается всячески оправдать свой поступок: «но я не как подаяние послал, поверьте». Лев Николаевич надеется, что после того, как Бурдовский примет положенную сумму, он продолжит свое деятельное участие в дальнейшей его судьбе. Однако такая инициатива была отвергнута Антипом дважды: «…между нами не может быть никаких отношений»5. Помощь Мышкина и в этот раз не достигает своей цели. Она расценивается объектом действия как «наглое подаяние» и снова становится причиной разлада между персонажами.
Когда же «милостыня» не отрицается нуждающимся, она вызывает отвращение у других. Так, например, у Лебедева, когда Мышкин в ответ на «исповедь» Келлера дает ему двадцать пять рублей и желает помочь в дальнейшем «хорошим влиянием».
В роли объекта действия князь Лев Мышкин вызывает насмешки со стороны своих благодетелей, а в роли субъекта «милостыня» князя не достигает своего назначения, лишь напротив, приводит к разладу между персонажами. Помощь направлена чаще всего на, называемых Р.Г. Назировым «нетерпеливых нищих»6, в которых превалирует идея искажения милостыни. Изображая князя Мышкина, выступающего в роли субъекта или объекта ситуации «подавать/брать милостыню», Достоевский подчеркивает насколько неправильно понимается сострадание в обществе. Сострадание по мысли Федора Михайловича и есть «все христианство». Однако в наступившем «царстве меры» религиозная подоплека всех действий сошла на нет и воспринимается искаженно. Общество, в которое попадает Мышкин засмеивается над искренней благодарностью на помощь, а проявление сострадание считает за унижение. В романе «Идиот» эта мысль реализуется с помощью рассматриваемых нами образно-мотивных ситуаций, самым наглядным актантом которых является князь Мышкин.
Список литературы Образ Мышкина и мотивная ситуация "подавать\брать милостыню"
- Бэлнеп Р. Структура «Братьев Карамазовых» / Пер. С англ. - СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1997. - 144 с.
- Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. В 30т. Т.8: Идиот: Художественные произведения. Тома 1-17. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1973. - 512с.
- Жолковский А.К., Ю.К. Щеглов. Работы по поэтике выразительности. М., 1996.
- Мелетинский Е.М. Заметки о творчестве Достоевского. М: РГГУ, 2001. 190с.
- Назиров Р. Г. Жесты милосердия в романах Достоевского// Назиров Р. Г. Русская классическая литература: сравнительно-исторический подход. Исследования разных лет: Сборник статей. - Уфа: РИО БашГУ, 2005. - С. 125 - 133.
- Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского - М.: Академический проект, 2001 - 140с.