Образ «пути» в культуре казахов Алтая
Автор: Октябрьская И.В.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XXI, 2015 года.
Бесплатный доступ
Концепт пути занимает одно из значимых мест в традиционных картинах мира кочевников Евразии. Кодифицированный эпосом и мифом путь превращается в одну из «культурных матриц» тюркского мира, которая сохраняет свое значение вплоть до современности в мировоззрении, в обрядах жизненного цикла и в повседневных практиках. В мировоззренческих системах тюркских народов, в том числе казахов, путь служит обобщенным выражением жизни человека. Этот образ имеет большое значение в современной культуре казахов-мусульман Алтая. Открытый путь - символ благополучия человека в их представлениях, сложившихся в рамках народного ислама. Начало жизненного пути младенца отмечает обряд «разрезания пут». Гарантией удачного пути взрослого служит милостыня - саадака - и благословение - бата. Путь в открытое пространство, в будущее - это путь мужчины. Только в честь мужчин, юношей, мальчиков казахи Алтая устраивают праздничные застолья, провожая их на учебу, в армию, в паломничество. Ритуализированные проводы и встречи маркируют жизненный путь. Настаивая на непрерывности движения, казахская культура акцентируют начало и конец пути, что является признаком его измеряемости, а значит реальности. Ритуализированные, включенные в религиозный контекст проводы и встречи делают сопричастным личному пути семью, род, сельскую общину и умму.
Народный ислам, казахи алтая, ритуалы проводов и встреч, образ "пути"
Короткий адрес: https://sciup.org/14522297
IDR: 14522297
Список литературы Образ «пути» в культуре казахов Алтая
- Октябрьская И.В., Сураганова З.К. Гостеприимство в культуре казахов в контексте престижного потребления. Традиции и современность//Гуманитарные науки в Сибири. -2012. -№ 2. -С. 78-83
- Селезнев А.Г., Селезнева И. А. Занге-ата и Хазыр-Ильяс: исторические и этнические аспекты распространения ислама в Сибири//Этнографическое обозрение. 2003. -№ 6. -С. 41-56