Образ России в художественной публицистике Фэн Цзицая (опыт концептуального анализа)
Автор: Хузиятова Надежда Константиновна, Панина Мария Евгеньевна
Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology
Рубрика: Литература Восточной Азии
Статья в выпуске: 4 т.16, 2017 года.
Бесплатный доступ
Рассматривается содержание и конкретизируется структура концептосферы страны / народа в рамках литературоведческой имагологии. Исследуются особенности функционирования концепта страны в жанре очерка, имеющем двойственную художественно-публицистическую природу, в связи с чем формируется сложный и неоднозначный комплекс представлений о стране и народе. Актуальность исследования представлений о России и русских в китайском обществе объясняется не только и не столько ответом на вопрос, какими мы предстаем перед своими соседями, но в большей степени - тем, что мы можем узнать о них, и как это поможет развитию отношений. Анализ концептосферы «Россия» в произведениях современного китайского писателя Фэн Цзицая выявил смысловые единицы, интерпретирующие факты о России и содержащие стереотипы и оценочные представления китайцев о русских. В процессе анализа художественно-публицистических текстов Фэн Цзицая были выделены ключевые образы, составляющие «ядро» концептов, а также проанализированы их интерпретационные поля, выделены индивидуально-авторские и стереотипные элементы восприятия России и русских, формирующие национальную идентичность китайцев.
Концепт, образ, имагология, стереотип, "другой", "свой", "чужой"
Короткий адрес: https://sciup.org/147219769
IDR: 147219769
Список литературы Образ России в художественной публицистике Фэн Цзицая (опыт концептуального анализа)
- Алексеев В. М. Китайская литература: Избр. тр. М.: Наука, 1978. 595 с.
- Большакова А. Ю. Теория архетипа и концептология // Культурологический журнал. 2012. № 1. С. 1-11. URL http://cr-journal.ru/rus/journals/109.html&j_id=9 (дата обращения 10.11.2016)
- Земсков В. Б. Образ России «на переломе» времен (теоретический аспект: рецепция и репрезентация «другой» культуры) // Новые российские гуманитарные исследования. Литературоведение. 2006. № 1. С. 20-25.
- Папилова Е. В. Художественная имагология: немцы глазами русских (на материале литературы XIX в.): Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2013. 21 с.
- Поляков О. Ю. Принципы культурной имагологии Даниэля-Анри Пажо // Филология и культура. 2013. № 2. С. 181-184.
- Репина Л. П. «Национальный характер» и «образ Другого» // Диалог со временем. 2012. № 39. С. 9-19.
- Тен Н. В. Образ России в Современном Китае (1991-2010): Автореф. дис.. канд. ист. наук. М., 2012. 17 с.
- Хузиятова Н. К., Панина М. Е. Китайская очерковая литература баогао вэньсюэ: в пространстве между художественным и публицистическим (Ма Фулинь «Россия. Черное и белое») // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2016. № 6. С. 153-158.
- Черкасский Л. E. Русская литература на Востоке. М.: Наука, 1987. 184 с.
- Шнейдер М. Е. Русская классика в Китае. М.: Наука, 1977. 270 с.
- Фэн Цзицай. Алекэ хэ та дэ сянцунь бешу [冯骥才。阿列克和他的乡村别墅 // 报告文学 ]. Алик и его загородный дом. Баогао вэньсюэ, 2003. №1. С. 83-88. (на кит. яз.)
- Фэн Цзицай. Элосы мань цзинтоу [冯骥才。俄罗斯慢镜头 // 课堂内外(高中版) ]. В замедленном кадре - Россия. Кэтан нэйвай, 2003. № 9. С. 21. (на кит. яз.)
- Фэн Цзицай. Элосы шицзю тянь (ди цзю тянь) [冯骥才。俄罗斯十九天 (第九天)// 收获]. Девятнадцать дней в России (день девятый). Шоухо, 2015. № 2. URL: http://chuansong.me /n/1185704 (дата обращения 23.11.2016). (на кит. яз.)
- Фэн Цзицай. Цинтин Элосы [冯骥才。倾听俄罗斯。人民文学出版社 ]. Прислушиваясь к России. Жэньминь вэньсюэ чубаньшэ, 2003. № 9. 222 с. (на кит. яз.)