Образ России в новых предвыборных программах партий немецкого бундестага

Автор: Пичугин С.А.

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Политика в фокусе

Статья в выпуске: 4, 2024 года.

Бесплатный доступ

В статье подвергается анализу содержание новейших программ германских партий, входящих в бундестаг, на предмет их текущих подходов к отношениям с Россией. Эти программы были подготовлены такими партиями, как СДПГ, СвДП, «Союз 90 / Зеленые», блок ХДС/ХСС, «Левые», «Альтернатива для Германии» и Союз Сары Вагенкнехт, для участия в грядущих выборах в Европейский парламент. В рамках статьи выявляются ключевые пересечения между установками различных партий, с опорой на которые дается описание сегодняшнего образа РФ в партийной среде ФРГ и делается вывод о его влиянии на перспективы двусторонних отношений.

Россия, германия, бундестаг, европейский парламент, программы, партии

Короткий адрес: https://sciup.org/170205852

IDR: 170205852   |   DOI: 10.24412/2071-5358-2024-4-242-248

Текст научной статьи Образ России в новых предвыборных программах партий немецкого бундестага

Р оссийско-германские отношения на сегодняшний день пребывают в глубоком кризисе, в первую очередь по причине крайней деструктивности реакции ФРГ на начало Россией специальной военной операции на Украине в феврале 2022 г. Объявленный О. Шольцем курс на применение Германией целого ряда враждебных мер по отношению к РФ после эскалации украинского кризиса (включая расширение санкций ЕС, поставки вооружений Украине и меры по устранению зависимости от российских энергоресурсов) оказался одобренным большинством партий немецкого бундестага [Белов 2022: 102]. Два года спустя все партии бундестага уже опубликовали свои новые программы, подготовленные к грядущим выборам в Европарламент. В этих программах, кроме всего прочего, изложены обновленные подходы партий к взаимоотношениям с Россией. Исследование последних позволит получить полезную информацию для оценки перспектив дальнейшей трансформации немецкой политики на российском направлении и, как следствие, развития российско-германских отношений в обозримом будущем.

Играющая ключевую роль в текущей правительственной коалиции Социал-демократическая партия Германии в своей новой программе1 избрала достаточно жесткий подход к РФ. Подвергая осуждению политику России на Украине, охарактеризованную партией как «жестокая наступательная война», она выражает намерение продолжить оказывать Украине всестороннюю поддержку. В планы СДПГ также входит обеспечение условий для вступления Украины, Молдавии и Грузии в ЕС, в расширении которого она усматривает знак, демонстрирующий неприятие Германией «одностороннего изменения границ» Россией. В целом в новой программе СДПГ РФ было уделено совсем немного внимания. Отчасти это связано с фактом изложения партией своих взглядов на внешнюю политику в специальном документе, опубликованном еще в начале 2023 г. В нем Россия обвинялась в подрыве европейского мирового порядка и создании угрозы для обществ Центральной и Восточной Европы. Как следствие, СДПГ посчитала невозможной нормализацию отношений с РФ, полагая, что безопасность в регионе теперь должна быть организована не вместе с Россией, а от нее1.

Являющаяся частью правящей коалиции партия «Союз 90 / Зеленые» в своей новой программе2 уделила связям с РФ больше внимания, однако сделала это в крайне агрессивном ключе. Так, «Зеленые» обвиняют Россию в наличии стремления «подчинить» Украину, уничтожить украинскую культуру и разрушить миропорядок в Европе. Они квалифицируют политику РФ на украинском направлении как «жестокую наступательную войну», противоречащую международному праву. Полностью поддерживая санкции, «Зеленые» настаивают, что нормальные торгово-экономические отношения с сегодняшней Россией невозможны. Партия подчеркивает необходимость оказания дальнейшей помощи Украине и намеревается всячески поддерживать ее (а также Молдавию и Грузию) на пути к вступлению в ЕС. Кроме того, «Зеленые» выступают за привлечение России к процессу восстановления Украины посредством возмещения «причиненного ущерба», допуская использование с этой целью ее замороженных активов.

Третий член правящей коалиции – Свободная демократическая партия избрала не менее критический подход к РФ в своей новой программе3. Так, СвДП идентифицирует действия России на Украине как «противоречащую международному праву наступательную войну», открыто провозглашая, что Украина «должна победить». Объявляя о неизменности поддержки Украины, свободные демократы выступают за дополнительные поставки ей систем вооружений, включая крылатые ракеты Taurus . Рассуждая о восстановлении Украины, партия призывает ЕС использовать для этого замороженные активы РФ. Одновременно СвДП полностью одобряет планы интеграции Украины в Евросоюз и высказывается за ее присоединение к НАТО. Также она настаивает на применении в отношении России ряда жестких мер, в т.ч. ее изоляции в международных организациях, расширения санкций до полного эмбарго и даже формирования специального трибунала для привлечения руководства страны к «уголовной ответственности».

Блок ХДС/ХСС, несмотря на свой оппозиционный статус, во многом разделяет установки партий коалиции применительно к отношениям с РФ в новой программе4. Так, блок жестко критикует политику России на Украине, называя ее «преступной» и «жестокой наступательной войной». Две партии утверждают, что со стороны РФ существует «реальная» угроза для ФРГ и Европы, рассматривают возможность привлечения российских замороженных активов к процессу реконструкции Украины, упоминают об организации трибунала с целью расследования совершенных на Украине «военных преступлений». Блок ХДС/ХСС настаивает на всесторонней поддержке Украины в конфликте с Россией, партнерство с которой партии больше не видят возможным. ХДС и ХСС считают, что восстановление тесных экономических и политических отношений будет возможно только с «другой Россией», придерживающейся международного порядка, «основанного на правилах».

Долгие годы придерживавшаяся конструктивного подхода к РФ партия «Левых» после эскалации кризиса на Украине сменила свою позицию на куда более антироссийскую [Рукавицын 2023: 42]. Тем не менее ее линия заметно отличается от подходов упомянутых выше партий, что нашло свое выражение и в содержании ее новейшей программы1. В ней «Левые» открыто осуждают политику России на Украине, описывая ее не только как «противоречащую международному праву наступательную войну» или «преступление», но и как «жестокое нападение» или даже «империалистическую агрессию». В связи с этим партия выступает за использование санкций против правительства и военно-промышленного комплекса РФ, а также ее «олигархов», призывая к экспроприации активов последних. «Левые» также выражают солидарность с Украиной, требуя вывода российских войск с ее территории, и поддерживают антивоенные силы внутри России. В то же время партия критически относится к поставкам вооружений на Украину, призывая оказать дипломатическое давление на РФ при помощи Китая, Индии и Бразилии. Кроме того, «Левые» отказываются возложить на Россию всю ответственность за возникновение конфликта на Украине, заявляя, что Запад обострил кризис расширением НАТО на восток. Партия даже признает необходимость учета «законных» интересов безопасности РФ (а не только Украины) в процессе разрешения конфликта и желает избежать участия ФРГ в конфронтации с Россией, как следствие, отвергая постоянное размещение войск на российской границе.

Критическая позиция, занятая «Левыми» после начала российской СВО на Украине, спровоцировала раскол внутри нее. Ряд депутатов бундестага от «Левых» во главе с С. Вагенкнехт покинули партию и создали новую – Союз Сары Вагенкнехт, также изложивший свой взгляд на отношения Германии с РФ в программе, подготовленной к выборам в Европарламент2. В последней Союз выступает за снятие санкций и обеспечение доступа к энергоресурсам России посредством заключения долгосрочных контрактов на поставку ее нефти и газа. ССВ желает завершить конфликт на Украине путем переговоров, предложив РФ прекращение экспорта вооружений на Украину в качестве мотивации для их начала. Партия придерживается достаточно многомерного взгляда на конфликт на Украине, возлагая на Россию вину за его старт, однако параллельно полагая, что Запад мог как предотвратить кризис, так и давно положить ему конец. В целом Союз обозначает своей целью формирование нового миропорядка в Европе, в долгосрочной перспективе включающего в себя РФ, без которой, по мнению партии, мир и безопасность в регионе не могут быть стабильными.

«Альтернатива для Германии», в отличие от «Левых», не утратила традиционный для себя конструктивный настрой применительно к России и отношениям с ней. Единственной негативной чертой новой программы партии1 стало определение политики РФ на Украине как «российского вторжения», которое, по мнению членов АдГ, «принесло множество страданий» населению Украины и «чрезвычайно осложнило» внешнюю политику ФРГ. Несмотря на это, партия по-прежнему выступает за поддержание мирных отношений с Россией, в связи с чем она подчеркивает необходимость использовать для прекращения конфликта на Украине дипломатические средства. Делая акцент на масштабах исторических и экономических связей между РФ и Германией, а также надежности России как поставщика энергоносителей в Европу, АдГ высказывается за восстановление бесперебойной торговли с Россией путем немедленной отмены санкций и ремонта «Северных потоков», а также за расширение кооперации ФРГ с Евразийским экономическим союзом.

Таким образом, только две партии немецкого бундестага избрали в программах, подготовленных к выборам в Европарламент, относительно конструктивную линию на российском направлении, в то время как все остальные заняли (в разной степени) антироссийскую позицию. При этом установки, характерные для партий, обладающих наиболее прочным статусом в политической системе Германии (ХДС, ХСС, СДПГ, СвДП и «Союз 90 / Зеленые»), оказались весьма схожими – между ними наблюдается широкий консенсус относительно того подхода, который ФРГ и ЕС, по их мнению, должны использовать применительно к России. К примеру, для мейнстримных партий характерен идентичный (или очень схожий) подход к санкциям против РФ, поддержке Украины, поставкам ей вооружений, расширению Евросоюза на восток, не говоря уже об общей оценке российской политики на Украине, для осуждения которой ими используются почти одинаковые формулировки.

В целом германский партийный мейнстрим демонстрирует отсутствие намерения поддерживать или тем более развивать отношения с сегодняшей Россией, придерживаясь на редкость согласованной линии. Подходы данных партий фактически различаются лишь по степени резкости их формулировок, масштабности обвинений и жесткости предлагаемых ими антироссий-ских мер (наиболее деструктивную позицию занимают даже не «Зеленые», а члены СвДП). Как следствие, текущее положение разительно отличается от той ситуации, которая имела место после выборов в бундестаг 2021 г., когда серьезные разногласия по некоторым аспектам политики на российском направлении наблюдались даже внутри только сформированной правящей коалиции, например относительно реализации проекта «Северный поток – 2» [Пименова 2022: 130].

Занимающая в целом антироссийскую позицию партия «Левых» также подвергает жесткой критике действия РФ на Украине, предлагая использовать против РФ ряд карательных мер. В то же время партия относится критически и ко многим элементам германской (и общеевропейской) политики, которые активно продвигаются ведущими партиями ФРГ, включая поставки оружия на Украину, расширение Евросоюза на восток, милитаризацию Германии и ЕС, укрепление их связей с США. Также «Левые», возлагая на Запад часть вины за обострение ситуации на Украине, желают избежать дальнейшей эскалации напряженности между Россией и Германией, настаивая на формировании в долгосрочной перспективе системы коллективной безопасности в Европе.

В данном случае позиция «Левых» пересекается с подходом их бывших однопартийцев из Союза Сары Вагенкнехт, ставящих целью создание в Европе нового мирового порядка (с участием РФ), а также противящихся поставкам оружия Украине, наращиванию вооружений в ФРГ и Европе, расширению ЕС в восточном направлении (за счет Украины, Молдавии и Грузии) и желающих обретения Евросоюзом стратегической автономии от США. Разумеется, ССВ при этом придерживается куда более дружественной линии по отношению к России, делая акцент на особой важности энергетических связей с ней для экономики Германии. Последнее служит индикатором наличия у позиции Вагенкнехт (и ее соратников) глубокой прагматичности в противоположность достаточно идеологизированному подходу «Левых». Данная дихотомия ярко проявилась уже после выборов 2017 г., когда Вагенкнехт призывала партию отказаться от радикального интернационализма, стоившего ей сотен тысяч избирателей в разгар миграционного кризиса [Погорельская 2019: 98-99].

Прагматичность ССВ сближает его подход с линией партии «Альтернатива для Германии», чей акцент на важности поставок российских энергоресурсов для развития немецкой экономики является даже более отчетливым. Прагматизм двух партий предопределяет значительную конструктивность их взглядов на отношения с РФ, прежде всего в экономической и энергетической сферах. В то же время в своих программах две партии никоим образом не высказывают одобрение российской политики на Украине, наоборот, выражают критическое отношение к ней (особенно Союз). Не менее важным представляется полное отсутствие в программах указаний на существование между Россией и ФРГ (ЕС) сколько-нибудь значительной общности политических интересов или на наличие у партий серьезных намерений развивать двусторонние отношения в политической сфере, а не просто восстановить остро необходимые Германии экономические и энергетические связи с РФ.

Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что текущее положение в партийно-политической системе ФРГ является в высшей степени губительным для дальнейшего развития российско-германских отношений. Мейнстримные партии, уже обладающие возможностью влиять на внешнюю политику страны или способные получить такое влияние по итогам выборов в бундестаг 2025 г., сформировали своеобразный антироссийский фронт, в основном придерживаясь единой позиции по вопросам, касающимся связей с Россией. Партии, понимающие важность сохранения связей с РФ, тем не менее критически воспринимают ее внешнюю политику, и, что еще более значимо, их шансы обрести реальные рычаги воздействия на внешнеполитический курс Германии являются минимальными. Даже «Левые», активно критикующие политику России на Украине, но демонстрирующие хотя бы относительную объективность, рассуждая о причинах возникновения кризиса в последней, пребывают в глубоком кризисе, стартовавшем еще до выборов в бундестаг 2021 г. [Спасский 2023: 202] и продолжающемся до сих пор. На данный момент рейтинг «Левых» составляет лишь 3,2 %1.

Рейтинг отделившегося от «Левых» Союза Сары Вагенкнехт достигает 5,8%, что достаточно для того, чтобы войти в коалицию с более успешными партиями, но не играть в ней заметную роль. Оснований рассчитывать на значительный рост популярности ССВ в обозримом будущем (например, к выборам в бундестаг в 2025 г.) совсем немного, в т.ч. из-за того, что партия уже идет заметно ниже изначальных прогнозов. К примеру, осенью 2023 г. ее электоральный потенциал оценивался Insa в целых 27% [Белов 2023a: 46]. Занимающая сегодня второе место по уровню популярности в стране «Альтернатива для Германии» (18,4%), в свою очередь, фактически не имеет шансов войти в состав правящей коалиции [Хорольская 2023: 83] прежде всего по причине восприятия другими партиями сотрудничества с ней как неприемлемого, в т.ч. из-за наличия в ее составе праворадикального крыла во главе с Б. Хекке [Белов 2023б: 29].

Однако даже если АдГ или ССВ удастся в обозримом будущем обрести значительное влияние на внешнюю политику ФРГ, судя по содержанию их программ, рассчитывать на обширное возрождение российско-германских отношений все равно будет весьма непросто. Такие шаги, как отмена санкций, восстановление экономической и энергетической кооперации, реконструкция «Северных потоков», представляются максимумом, на который будут готовы пойти партии, т.к. о сколько-нибудь значительной активизации политических взаимодействий или, тем более, о масштабном сближении двух стран на международной арене в их программах речь не идет. Можно утверждать, что они скорее критически оценивают роль России как международно-политического актора, достаточно негативно воспринимая ее политику на Украине, однако предпочли бы увидеть несколько иную реакцию Германии на действия РФ, не наносившую бы такой сильный урон немецкой экономике.

Список литературы Образ России в новых предвыборных программах партий немецкого бундестага

  • Белов В.Б. 2022. Новое правительство ФРГ и германо-российские отношения. Фактор Украины. Часть 2. - Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. № 2. С. 100-116. EDN: KKFOUR
  • Белов В.Б. 2023a. Партийный проект Сары Вагенкнехт - новая протестная альтернатива. - Аналитические записки Института Европы РАН. № 28. С. 43-48. EDN: SIKMSQ
  • Белов В.Б. 2023б. Турбулентность партийно-политической жизни Германии. - Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. № 4. С. 18-32. EDN: QYAOPH
  • Пименова Е.В. 2022. Новая эра германской политики. Вызовы и перспективы. - Свободная мысль. № 2. С. 125-134. EDN: LDDPBW
  • Погорельская С.П. 2019. Современный германский популизм: общее и особенное. - Перспективы: электронный журнал. № 4. С. 92-102. EDN: NXXWOQ
  • Рукавицын П.М. 2023. Влияние парламентских партий ФРГ на формирование российско-германских отношений в современных условиях. - Вестник МГЛУ. Общественные науки. № 3. С. 37-44. EDN: NVANHU
  • Спасский Е.Н. 2023. Политические партии ФРГ на современном этапе. - Вестник Забайкальского государственного университета. T. 29. № 2. С. 196-204. EDN: ETLGXC
  • Хорольская М.В. 2023. Изменения в политическом ландшафте Германии после начала боевых действий на Украине: вызовы для России. - Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. № 2. С. 73-83. EDN: RRLJMV
Еще
Статья научная