Образ сотериологической фигуры «подобного сыну человеческому» в иудейской литературе эпохи эллинизма и его возможный прототип в Псалме 110[109]
Автор: Тантлевский Игорь Романович
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Разное
Статья в выпуске: 2 т.9, 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье делается попытка выявить библейские истоки образа «Подобного сыну человеческому» в Дан. 7:13-14, включая «Древний Греческий перевод» данного пассажа, а также выявить некоторые параллели к этой фигуре в иудейской литературе эллинистического периода и в Новом Завете. Особое внимание при этом уделяется рассмотрению и интерпретации Псалма 110[109]. Обращаясь к иудейским текстам эпохи эллинизма, автор специально останавливается на анализе Апокрифа Даниила (4Q246=4Q psDan d), кумранском «Гимне самопрославления» (4Q491 c, фр. 1) и фрагменте ᾽Exagōgḗ, 68-82 Иезекиила Трагика.
"подобный сыну человеческому", дан. 7:13-14, пс. 110[109], "древний греческий перевод" пассажа дан. 7:13-14 и ин. 14:9-11, откр. 1:13-14, 68-82 иезекиила трагика, "орфика"
Короткий адрес: https://sciup.org/147103423
IDR: 147103423
Список литературы Образ сотериологической фигуры «подобного сыну человеческому» в иудейской литературе эпохи эллинизма и его возможный прототип в Псалме 110[109]
- Bentzen, A. (1933) “Zur Geschichte der Zadoḳiden”, Zeitschrift für die Alttestamentliche Wissenschaft 10 , 173-176.
- Boyarin, D. (2012) The Jewish Gospels: The Story of the Jewish Christ. New York, NY.
- Bowker, J. W. (1967) “Psalm CX”, Vetus Testamentum 17, 31-41.
- Dahood, М. (1970) Psalms III, 101-150. Introduction, translation, and notes with an appendix The Grammar of the Psalter. New York, NY.
- Eissfeldt, O. (1964) Einleitung in das Alte Testament. 3. neubearbeitete Aufl., Tübingen.
- Hengel, M. (2007) The Son of God: The Origin of Christology and the History of Jewish Hellenistic Religion. Trans. by J. Bowden. Eugene, OR.
- Hartman, L. F.; Di Lella, A.A. (1978) The Book of Daniel. Introduction, translation with notes, and commentary. New York, NY.
- Lafargue, M. (1985) «Orphica», J. H. Charlesworth, ed. The Old Testament Pseudepigrapha. New York, NY: II, 795-801.
- McNamara, М. (2000) “Melchizedek: Gen 14, 17-20 in the Targums, in Rabbinic and Early Christian Literature”, Biblica 81, 1-31.
- Светлов, Р. В. (1998) Гнозис и экзегетика. Санкт-Петербург.
- Светлов Р. В. (2012) «Тувал-каин, Гиппий, Платон и возможные ближневосточные корни образа софиста в одноименном диалоге Платона», Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии, СПб, 2012, т. 13, вып. 3, 44-51.
- Schäfer, P. (2012) The Jewish Jesus: How Judaism and Christianity Shaped Each Other. Princeton, Oxford.
- Segal, M. (2014) “Who is the ‘Son of God' in 4Q246? An Overlooked Example of Early Biblical Interpretation”, Dead Sea Discoveries 21, 289-312.
- Tantlevskij, I. R. (1997) “Elements of Mysticism in the Dead Sea Scrolls (Thanksgiving Hymns, War Scroll, Text of Two Columns) and Their Parallels and Possible Sources”, The Qumran Chronicle 7, 193-213.
- Тантлевский, И. Р. (2000) Книги Еноха. Арамейские фрагменты книг Еноха из Кумрана. Еврейская книга Еноха, или Книга небесных дворцов. Сефер Йецира-Книга Созидания. Москва.
- Tantlevskij, I. R. (2004) Melchizedek Redivivus in Qumran? Some Peculiarities of Messianic Ideas and Elements of Mysticism in the Dead Sea Scrolls. The Qumran Chronicle. Vol. 12, No. 1. Special issue. Kraków-Mogilany.
- Тантлевский, И. Р. (2007) Мелхиседек и Метатрон в еврейской мистико-апокалиптической традиции. Санкт-Петербург.
- Тантлевский, И. Р. (2012) Загадки рукописей Мертвого моря: история и учение общины Кумрана. Санкт-Петербург.
- Тантлевский, И. Р., пер. и комм. (2013а) Еврейская Библия. Поздние Пророки. Перевод с древнееврейского, комментарии, предисловие, глоссарий и другие приложения, научная редакция Игоря Тантлевского. При участии Михаила Вайскопфа. Общая редакция Александра Кулика. Москва.
- Тантлевский, И. Р. (2013б) История Израиля и Иудеи до 70 г. н.э. Санкт-Петербург.
- Тантлевский, И. Р. (2014) Иудейские псевдэпиграфы мистико-гностического толка. Санкт-Петербург.
- Wise, M. (2000) “my kmwny b᾽lym, A Study of 4Q491c, 4Q471b, 4Q427 7 and 1QHA 25:35-26:10”, Dead Sea Discoveries 7, 173-219.