Образование в тибетском буддизме: современные тенденции
Автор: Нестеркин Сергей Петрович
Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu
Статья в выпуске: 5, 2017 года.
Бесплатный доступ
Рассматриваются основные направления развития конфессионального образования в тибетском буддизме, возникшие как ответ на глобальное распространение идеологии постмодерна в современном мире. В настоящее время развитие буддийского образования происходит в новых для него культурных условиях, где доминируют преимущественно западные образовательные стандарты. Это приводит к необходимости адаптации традиционных стандартов в системах образования, не только адресованных западным последователям буддизма, но и ориентированных на учащихся, традиционно исповедующих буддизм в странах, подверженных процессам глобализации. Адаптация происходит в разных формах: 1) новые дисциплины дополняются к традиционному предметному содержанию при сохранении форм и методов традиционного образования; 2) набор традиционных дисциплин преподается в формах, приближенных к стандарту светского университетского образования; 3) философско-доктринальное содержание буддизма преподается в качестве светской специальности. Хотя эти тенденции в настоящее время пока еще находятся на периферии конфессионального образовательного процесса, однако, учитывая все большее распространение буддизма на Западе, а также расширяющуюся вестернизацию стран традиционного ареала его бытования, можно ожидать развитие этого неоднозначного процесса в будущем.
Буддизм, тибет, образование, личность, традиция, махаяна, мультикультурализм
Короткий адрес: https://sciup.org/148183577
IDR: 148183577 | DOI: 10.18101/1994-0866-2017-5-77-83
Список литературы Образование в тибетском буддизме: современные тенденции
- Аюшеева Д.В. Тибетский буддизм в северной Америке//Религиоведение. 2013. № 3. С. 63-70.
- Аюшеева Д.В. Становление и развитие буддийских организаций на Западе//Вестник Бурятского научного центра СО РАН. 2013. № 2 (10). С. 141-148.
- Буддизм и наука. . URL: http://savetibet.ru/2012/10/10/buddhism-and-science.html. (дата обращения: 01.10.2015).
- Ванникова Ц.П., Чимитдоржин Д.Г. История буддизма в Бурятии: 19452000 гг. Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Иволгинский дацан БТСР. Улан-Удэ, 2006.
- Донец А.М. Срединное познание в буддийской традиции Гелуг/отв. ред. С.П. Нестеркин. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2016. 329 с.
- Нестеркин С.П. Личность в буддизме махаяны. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. С. 82-113.
- Нестеркин С.П. Буддизм в российской культурной среде: некоторые тенденции развития//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2006. № 1. С. 98-105.
- Нестеркин С.П. Доктринальные основания формирования личности в образовательной системе буддийских монастырей//Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. № 5. С. 185-194.
- Уланов М.С. Буддизм на Западе: социокультурный анализ. Элиста: Изд-во Калм. гос. ун-та, 2014.
- Щербина А.В. Межконфессиональный диалог: влияние глобализации//Информация -коммуникация -общество. СПб.: Изд-во ЛЭТИ им. В.И. Ульянова (Ленина), 2014. Т. 1. С. 161-165.
- Syllabus. Central Institute of Higher Tibetan Studies. Sarnath, Varanasi, 2000.