Образовательная миссия педагога и современное общество: грани сотрудничества и противоречия

Автор: Стуканов Александр Петрович

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Педагогические науки

Статья в выпуске: 7, 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье речь идет о ценностных ориентациях и роли педагога в демократических преобразованиях в обществе и системе непрерывного образования, в условиях модернизации и гуманизации, а также о необходимости непрерывного духовнонравственного совершенствования педагога в профессиональной деятельности и реальных жизненных противоречиях на этом пути.

Общество, образование, педагог, гуманизация, духовность, нравственность, совершенство, ценности, противоречия

Короткий адрес: https://sciup.org/14936863

IDR: 14936863

Текст научной статьи Образовательная миссия педагога и современное общество: грани сотрудничества и противоречия

Исследования роли образования в реформировании современного общества показывают, что оно перестало в полной мере выполнять культурно-созидательную функцию, его содержание оказывается вне контекста мировой и отечественной культуры (увлеклись региональными компонентами). Декларируемые идеи диалога, педагогики сотрудничества, необходимости понимания другой точки зрения, уважения личности, ее прав очень слабо транслируются в образовательных процессах.

Около 90 % респондентов, при опросе различных категорий населения (1500 чел.), в том числе и педагогов, в качестве действенного способа поднять духовность и нравственность назвали демократизацию и гуманизацию системы образования, где 76 % в этом отметили решающую роль педагога наряду с родителями. В связи с этим возникает вопрос: какой же педагог может выполнить эту гуманную миссию?

Духовно-нравственная сфера педагога должна развиваться на протяжении всей жизни – таково требование самой профессии. Внешние и внутренние факторы и источники профессиональной деятельности взаимосвязаны и способствуют формированию ценностных ориентиров педагога.

А.В. Мудрик классифицирует факторы данного процесса следующим образом [1]:

– макрофактор (государство, общество и мировые признания);

– мезофактор (этнос, тип поселения);

– микрофактор (семья, образовательное учреждение и окружающие сверстники), а для педагога – окружающие его коллеги.

Данная иерархия факторов является фундаментом формирования и развития духовной сферы педагога.

Сама идея демократизации общества глубоко связана с образом ребенка, олицетворяющего человека, вступающего в новую жизнь. Демократизация – это рождение новой страны, нового национального духа, при сохранении преемственности к нашей истории и культуре.

Проблема ценностных ориентиров в системе деятельности человека рассмотрена в многочисленных работах исследователей (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В. Соловьев, В. Франкл, В.А. Ядов и др.).

Духовно-нравственные ценности, как и любые другие, зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики, образовательной практики и в целом общества. Имеются попытки определить совокупность общих и профессионально-педагогических ценностей.

Ю.В. Сенько сопоставляет базовые основания духовно-нравственного совершенства педагога, осуществляющего собственное видение педагогического процесса [2]:

Таблица 1 - Базовые основания духовно-нравственного совершенства педагога

Базовые основания

В технократической парадигме

В гуманной парадигме

Ценности и смыслы образования

Социальная адаптация учащихся

Духовно-нравственное  станов

ление личности

Природосообразная педагогика

Взаимодействие «ученик - учебный предмет»

Взаимодействие «учитель - ученик»

Методологическое основание (стиль педагогического мышления)

Монологичность, предметоцен-тризм, объяснение, однозначность

Диалогичность, другодоминант-ность, понимание, рефлективность, метафоричность

Продуктивный поиск педагогов в сфере своей профессиональной деятельности в той или иной парадигме предполагает целостное представление о природосообразном мире ученика с его формирующимися ментальными установками.

Однако духовно-нравственные ценности педагога различаются по уровню своего существования, который может стать основой их классификации. В основе своей выделяются личностнопедагогические, профессионально-педагогические и социально-педагогические ценности.

Социально-педагогические ценности отражают совокупность идей, норм, правил, представлений, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.

Профессионально-педагогические ценности можно представить в виде идей, концепций, норм, программ, моделей, стандартов, регламентирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках конкретных образовательных учреждений. Однако в силу динамичности системы ценностей на разных этапах жизненного пути значимость одних ценностных ориентиров возрастает, а других снижается. По словам С.Л. Рубинштейна, «ценности производны от соотношения мира и человека» и выражают «то, что в мире», включают «то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека» [3].

Личностно-педагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности педагога, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентаций. Ценность как категория духовности характеризует феномен саморегуляции.

Аксиологическое «Я», как система духовно-нравственных ориентаций, содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-педагогические ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы педагогических ценностей. Эта система включает:

  • -    ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);

  • -    ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, руководством, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);

  • -    ценности, ориентирующие на непрерывное духовно-нравственное самосовершенствование в профессиональной деятельности, приобщение к мировой культуре и др.);

  • -    ценности, позволяющие осуществить самореализацию (романтичность и увлеченность педагогической профессией, возможность помощи коллегам, социально неблагополучным детям и семьям [4].

В этой связи стало очевидным, что традиционная модель и новая разноуровневая общеевропейская модель подготовки педагогических кадров без базовой культурной и духовно-нравственной составляющей по-прежнему не отвечает требованиям современного общества. Возникает необходимость внедрения аксиологических (ценностных) принципов в теорию и практику подготовки педагогических кадров.

Необходимо отметить, что содержание духовно-нравственного, оценочно-целевого и действенного аспектов педагога определяется направленностью его на осмысление и создание духовно-нравственных ценностей учащихся, составляющих в прогнозировании культуру их ментальностей и в будущем - человечества.

В условиях демократических преобразований российского общества речь должна идти не об изобретении каких-то новых ценностей, а прежде всего об их переосмыслении и переоценке.

Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера духовно-нравственной направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасности человека и даже существование всего человечества.

Факторы внешнего мира либо способствуют, либо подавляют, разрушают гуманистический потенциал образования. И только через педагога можно реализовать его потенциал, создать условия для его обогащения, выдвигая на первый план его развивающую «человекообразующую» функцию. Речь идет о формировании социального типа, так как далеко не каждый педагог гуманист и демократ.

Было бы ошибкой, однако, характеристику педагога гуманистической ориентации строить из набора качеств, лишенных реальных жизненных противоречий, отмечает С.Г. Вершловский. Он суммирует на основании исследований несколько групп противоречий [5]:

  • –    противоречия между социальными и профессиональными аспектами деятельности – «Учитель и смутные времена». Всех в этой или иной степени волнуют житейские проблемы, стихия рынка, коммерционализация общественной жизни;

  • –    противоречия между творческими устремлениями педагога и существующими стандартами в образовании;

  • –    противоречия в оценке результатов педагогом, с одной стороны, и результатами независимой экспертной оценки (по ЕГЭ) – с другой («желаемое и достижимое».

Фактически педагог не бывает начинающим, у него такие же обязанности, что и у коллеги с большим стажем. Новый статус и его осознание во многом зависят от того личностного смысла, который имеет для человека профессия учителя. В этом случае мы говорим о разной мотивации педагогической деятельности, т. е. разных пробуждениях, ради которых человек избирает эту профессию.

«Вас формирует не то, что вы получаете, а то, что вы отдаете. Усилия, которые вы отдаете обществу, формируют общество. А оно делает богаче вас самих», – писал Сент-Экзюпери. Эти слова глубоко и полно выражают высокое осознание общественного смысла педагогической профессии.

Зачастую цель деятельности педагога сводится к внешним показателям. Исследования среди педагогов показывают, что около 80 % говорят только об успехах своих и учащихся в учебной деятельности, и лишь незначительная часть об успехах в духовно-нравственном развитии и самосовершенствовании.

Существуют области деятельности человека, в которых его развитие безгранично, это прежде всего творчество, любовь, милосердие. Тогда возникает вопрос, что же поставить во главу угла образования: профессиональную подготовку педагога в предметной области или то, что выработано людьми, занятыми вопросами просвещения, «нравственное учение».

К сожалению, государственное образование во всех своих разновидностях и на всех уровнях его получения, начиная с дошкольного и заканчивая высшим, дополнительным, не определяется наличием в нем духовности и нравственности как векторов развития или важнейших составляющих. Духовно-нравственная составляющая пока не самостоятельная часть государственного образования, но часть от части ее идеологической составляющей. Педагогическое осмысление непрерывного духовно-нравственного совершенства педагога приводит к сознанию того, что эта составляющая «часть части» российского менталитета может и должна стать ведущей частью всей системы непрерывного образования.

Работая многие годы в системе дополнительного профессионального педагогического образования (повышение квалификации и переподготовка) и проводя мониторинг качества образовательных услуг, мы убедились, что его следует представлять (не один раз в 3–4 года обязательного прохождения курсов для педагогов) в виде непрерывного процесса духовно-нравственной составляющей профессиональной деятельности педагога, обогащающей его и связанной с овладением значимым для него опытом, воплощенном в творческой деятельности и ценностно-смысловом отношении к себе, миру и окружающим [6].

Анализируя критерии и показатели успешности педагогов в образовательных учреждениях в рамках ЕГЭ и всевозможных контрольных работ, мы видим полное отсутствие духовно-нравственной составляющей в них педагога и учащегося.

Как правило, духовно-нравственная сфера человека уже со дня рождения человека несовершенна, потому что повреждена наследуемыми отклонениями от человеческих норм и правил. И только в рамках всей жизни можно преодолеть изначально поврежденную духовно-нравственную основу. По мнению С.Л. Рубинштейна, показателем развития является сам человек – то, как он меняется по сравнению с собой . Это уже не только развитие его как «организма», а личная история человека, которая вплетается в историю человечества. По Л.С. Выготскому, «социальная ситуация развития» для каждого возраста специфична, она тоже развивается и изменяется.

И если смотреть на духовно-нравственное становление педагога как существа социального, то мы увидим наличие конфликта и борьбы его с окружающей средой, начиная с педагогического коллектива, в котором он трудится. Сознательно или бессознательно педагог пытается в этой жизни все сделать по-своему, все переделать под себя, чтобы наиболее обеспечить свой быт и индивидуально обезопасить себя. Тем самым (в этом есть некий парадокс) педагог становится авторитарен, антигуманен, настроен на самореализацию себя как предметника и добивается высоких результатов, забывая об индивидуальной сущности каждого обучающегося, в результате чего появляются взаимные конфликты, агрессия, жесткость.

«Ни общее и социальное не может быть поставлено выше лица, – писал А.А. Ухтомский, – ибо только из лиц и ради лиц существует; ни лицо не может быть противопоставлено обществу и социальному, ибо лицом человек становится поистине постольку, поскольку отдается другим лицам и их обществу» [7]. А для этого прежде всего необходимо изменить быт, обычаи и традиции школы, начиная с истории ее существования и судеб ее выпускников, учителей, руководителей.

В связи с этим школа призвана становиться местом производства духовно-нравственных ценностей. Перед педагогами-наставниками – на всех уровнях встает сложнейшая задача: через свою индивидуально-личностную деятельность создать условия для индивидуального духовнонравственного самораскрытия обучающихся.

Отсюда и настоятельная необходимость разработки индивидуально-личностных способов воздействия на воспитуемых – способов, которые отсутствуют в традиционной педагогике.

К таким способам прежде всего необходимо отнести авторитет педагога в глазах воспиту-емых: высокий – облагораживающий – общий уровень культуры; способность к педагогическому «пленению» учеников харизматичностью своей личности; манеру общения с детьми и подростками; личную заинтересованность в успехах учащихся; позитивно-созидательный настрой на жизнь, оптимизм в работе с учащимися.

Ссылки:

  • 1.    Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. М., 1986.

  • 2.    Сенько Ю.В. Профессиональный образ мира педагога и его педагогическая культура // Педагогика. 2011. № 2. С. 63–68.

  • 3.    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.

  • 4.    Кудрявая Н.В. Аксиология педагогики у Л.Н. Толстого // Педагогика. 1999. № 7.

  • 5.    Вершловский С.Г. Учитель крупным планом. СПб., 1994.

  • 6.    Стуканов А.П. Синергетическое управление непрерывным повышением квалификации педагогических кадров. М. ; Ростов н/Д., 2002.

  • 7.    Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб., 1996.

Статья научная