Образовательные и профессиональные стратегии современных выпускников школ (на примере МОБУ СОШ №31 г. Якутска)

Автор: Крылатова Ю.В.

Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j

Рубрика: Образование и педагогика

Статья в выпуске: 9 (15), 2016 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена исследованию образовательных и профессиональных стратегий выпускников средней общей школы. С одной стороны, мы изучаем содержание и «новые смыслы»: в образовании, привлекательности и престиже профессий, целях и ценностях, мотивации и основаниях выбора дальнейшего пути. С другой стороны, рассматриваем особенности прохождения образовательной траектории: подготовка к экзаменам, влияние социокультурного, территориального, экономического, институционального и других барьеров.

Образовательная траектория, образовательная стратегия, профессиональный выбор, семейный капитал, человеческий капитал

Короткий адрес: https://sciup.org/140269845

IDR: 140269845

Текст научной статьи Образовательные и профессиональные стратегии современных выпускников школ (на примере МОБУ СОШ №31 г. Якутска)

Анализ профессионально-образовательных стратегий молодежи является показателем эффективности социально-экономического и политического положения в стране в целом и в регионе в частности. Выбор профессии как одно из ключевых решений в жизни молодого человека тесно связан с институтом образования в обществе. Образовательный уровень служит основой квалификации человека и является необходимой предпосылкой его социально-профессиональной мобильности. Социальноэкономические реалии современного российского общества и региональная специфика диктуют, с одной стороны, необходимость оптимального выбора молодыми людьми профессиональнообразовательных стратегий, так как в условиях страны для молодежи требуется быстрая ориентация в происходящих изменениях, адаптация к ним, активность в поиске оптимальных решений, а с другой стороны, требуется усиление ответственности общественных и образовательных институтов по сопровождению молодого поколения в формировании жизненных стратегий в целом и профессионально-образовательных стратегий в частности. Отсутствие системной работы по ориентации молодежи в профессионально-образовательном пространстве делает эту социально-демографическую группу еще более социально уязвимой.

Согласно данным Росстата, сегодня молодежь до 25 лет составляет 28,2% всех безработных в стране. Этот уровень выше, чем в среднем по Европе (23,7%) [2].

Образовательную стратегию, в свою очередь, мы понимаем как долгосрочный план, позволяющий из текущего состояния перейти в целевое. В подобном определении образовательной стратегии мы находим отражение двух основных компонент: «что я хочу получить» и «как я хочу этого достичь». С одной стороны, мы изучаем содержание и «новые смыслы»: в образовании, привлекательности и престиже профессий, целях и ценностях, мотивации и основаниях выбора дальнейшего пути. С другой стороны, рассматриваем особенности прохождения образовательной траектории: подготовка к экзаменам, влияние социокультурного, территориального, экономического, институционального и других барьеров [1, с. 100].

Объект исследования – одиннадцатиклассники МОБУ СОШ №31 г. Якутска

Предмет исследования – образовательные и профессиональные стратегии.

Цель исследования – сформировать представление об образовательных стратегиях выпускников одиннадцатых классов средней общеобразовательной школы №31 г. Якутска.

Теоретической основой исследования образовательных и профессиональных стратегий школьников послужили труды российских и зарубежных ученых, занимавшихся данной проблематикой: В.Н. Шубкин, В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, Д.Л. Константиновский, Г.А. Чередниченко, Е.Д. Товар-Гарсиа, Х. Воссенштайн и другие. В основе исследования лежат структурный и субъектный подходы.

Эмпирическую базу исследования составил авторский социологический опрос методом анкетирования «Образовательные и профессиональные стратегии выпускников средней общеобразовательной школы №31 г. Якутска», (апрель 2016 г., N=148, сплошной опрос).

Средний возраст респондентов составляет 17,3 лет. В выборке представлено 56,8% – девушек и 43,2% –юношей.

По национальности 70,3% идентифицируют себя как «саха», как «русский(ая)» – 21,6%, как представитель коренного малочисленного народа севера – 4,1%, другой национальности – 4,1%.

Полученные результаты дают возможность сформировать представление о желательных направлениях самореализации, а также определить уровень притязаний выпускников общеобразовательной школы.

Проведенное нами исследование выявило, что среди учащихся 11-х классов исследуемой школы сформирована ярко выраженная установка на продолжение образования в вузах.

Среди планирующих получать высшее профессиональное образование главными мотивами продолжения образования являются: желание найти хорошо оплачиваемую работу (50%), получить престижную работу (38%) и получить работу по интересам и склонностям (38%).

К выпуску из школы окончательно определились с выбором специальности 42% учащихся. Наиболее значимым фактором при выборе будущей профессии одиннадцатиклассникам представляется интерес к содержанию избранной профессии (50%). Выбирают профессию по наличию способностей к ней 38% опрошенных.

Среди учащихся сохраняются установки преимущественно на юридические, гуманитарные и экономические специальности, переизбыток которых ощущается на рынке труда. При этом, с ростом неопределенности выбора специальности (профессии) среди учащихся увеличивается популярность этих специальностей. Для многих школьников характерна уверенность, что будущая профессия полностью (26%) или в основном (41%) гарантирует трудоустройство. Существенно, что всего 4,5% учащихся сделали выбор будущей профессии с помощью специалиста по профориентации. Но не менее существенно, что 43,6% школьников выбирают будущую профессию под влиянием собственных убеждений, не прибегая к помощи родителей, знакомых, учителей, специалистов по профориентации.

Подтверждается гипотеза о том, что сегодня молодежь имеет размытое представление о востребованности тех или иных профессий и мало ориентирована на рынок труда.

Наблюдается большая определенность относительно выбора направления специальности обучения, чем вуза. Большинство опрошенных (39,8%) к моменту проведения опроса, т.е. за 2-3 месяца до поступления, уже выбрали единственный вуз, куда будут поступать. Около 35 % одиннадцатиклассников выбирают из двух-трех конкретных вариантов. Каждый четвертый (25,6%) не определился с выбором вуза.

Поступать в вузы города Якутска планируют 42% опрошенных (56 человек), из них среди указавших конкретный вуз большинство (83%) хотят поступить в Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (далее - СВФУ). В другие вузы России планируют поступить 32% опрошенных.

Главным аргументом при выборе вуза чаще всего является желание получить в нем качественное образование. На это обращают внимание 71% одиннадцатиклассников. При этом для 39% учащихся главным аргументом считают наличие бюджетных мест, то есть вузы, в которых они будут обучаться на бесплатной основе. Престиж учебного заведения имеет значение для каждого пятого (26%) респондента.

Выпускники школы изначально ориентированы на бюджетные места (63%) вузов, но, при непоступлении на бюджетное место и наличии коммерческих мест в желаемом вузе, половина (47%) опрошенных готова платить за обучение. Отметим, что среди последних преимущественно наиболее обеспеченные респонденты. Наибольшую ориентацию на бюджетные места показывают семьи с сравнительно невысоким достатком.

Итак, преобладающей образовательной стратегией стала стратегия, уже долгие годы отмечавшаяся у современных выпускников средней школы — поступления в вузы. Между тем, для сегодняшних вузов (в отличие от прошлого) характерна большая дифференциация по качеству обучения. Официальной номинации уровней качества вузов нет. Тем не менее, сегодня в научном и общественном дискурсе сложилась система обозначений вузов, которая несет на себе черты структурного упорядочивания. Так, на основе научных разработок предлагается выделять следующие основные типы университетов, институтов и их филиалов: массовые, полуэлитные, элитные [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Общественный дискурс выделяет престижные вузы, а также ведущие вузы, которые помещают на одном полюсе. На другом полюсе находятся наиболее слабые вузы, к которым относят большинство негосударственных вузов и наиболее слабые государственные вузы, а также большая часть филиалов. Есть много промежуточных позиций, где сосредоточены учебные заведения средней и низкой престижности, их еще называют «массовыми».

Этими оценками, представлением о существующей шкале престижности вузов и связанными с нею различиями в качестве обучения и в степени их конкурентной доступности осознанно и латентно руководствуются выпускники средних школ при выстраивании своих образовательных стратегий. Для того чтобы выяснить, хотя бы приблизительно, как эта структурная упорядоченность отражается в образовательных стратегиях молодежи, в операциональном плане, на основе разработанного НИУ-ВШЭ рейтинга российских вузов по качеству бюджетного приема в 2015 году, был разработан ранг вузов — от первого, высшего ранга до третьего, низшего. К первому рангу причислялись самые престижные вузы, в которых средний балл ЕГЭ зачисленных по конкурсу 2015 года был выше 70 баллов. Ко второму рангу были отнесены “массовые” вузы со средним баллом ЕГЭ зачисленных по конкурсу от 56 до 66,9 баллов. Вузы третьего ранга - наиболее слабые вузы, к которым были отнесены вузы со средним баллом ЕГЭ зачисленных по конкурсу менее 55,9 баллов.

Существенной характеристикой планов на поступление в вуз является большая доля ориентирующихся на так называемые “массовые” учебные заведения (2-й ранг вузов) и небольшая — на самые престижные (селективные) учебные заведения 1-го ранга. Так, большинство указавших конкретный вуз опрошенных планирует поступать в вузы 2-го ранга (68,8%, в целом среди поступающих таковых 39,8%). Стремятся поступить в вузы 1-го ранга – 27,3% опрошенных (15,8% всех поступающих в вуз - 21 респондентов). Ориентированы на вузы 3-го ранга всего 3 респондента.

В вузы первого ранга планируют поступить выпускники с хорошей (81%) и отличной успеваемостью (19%), имеющие высокий культурный капитал семьи, т.е. родителей с высшим образованием (81%). Все представители группы планируют поступать на бюджетное место, преимущественно в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Характерно, что все они определились с конкретным вузом и специальностью обучения, при этом, родители оказали влияние на выбор специальности лишь у 28% из них. Половина представителей данной группы хотят получить юридическую специальность, четверть – экономическую. Примечательно, что данная группа учащихся занимается самостоятельной подготовкой (90%) чаще других.

Список литературы Образовательные и профессиональные стратегии современных выпускников школ (на примере МОБУ СОШ №31 г. Якутска)

  • Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования /Д.Л. Константиновский, М.А. Абрамова, Е.Д. Вознесенская, Г.С. Гончарова, В.Г. Костюк, Е.С. Попова, Г.А. Чередниченко. -М.: ЦСП и М, 2015. -232 с.
  • Безработных в России в 4 раза больше, чем зарегистрировано в службе занятости, посчитали в Росстате. Как это получается?//Российская газета. 2015. URL: http://rg.ru/2016/05/26/rosstat-bezrabotnyh-v-rf-v-4-raza-bolshe-chem-zaregistrirovano.html (дата обращения: 3.05.2016).
  • Гендин А. М., Дроздов Н. И., Валяева Е. В. Образовательные ценности старшеклассников и социокультурный контекст их формирования и реализации: монография/отв. ред. М. И. Сергеев; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2012. 288 с.
  • Коулман Дж. Роль социального капитала в создании человеческого капитала//Социология образования: теории, исследования, проблемы: хрестоматия/сост. И ред. С.А. Ерофеев и др.; пер с англ. Г.М. Гиззатулиной и др.; пер с фр. Д.Х. Ханновой. Казань, 2004. С. 28-36.
  • Попова Е.С. Мотивация и выбор в образовательных стратегиях молодежи//Высшее образование в России. 2014. №1. С. 32-37.
  • Харченко И.И. Формирование и реализация образовательных и профессиональных стратегий современной молодежи: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. Социол наук. Новосибирск, 2007.
Еще
Статья научная