Образы движения в концепции сюжета романа Сэмюэла Беккета "Мерфи" (1938)
Автор: Чернышев Илья Николаевич
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Рубрика: Литература в контексте культуры
Статья в выпуске: 1 т.12, 2020 года.
Бесплатный доступ
Рассматриваются образы романа С. Беккета «Мерфи» (1938), связанные с движением. В период написания романа писатель стремится освободиться от влияния Дж. Джойса и прийти к собственному творческому методу. Протагонист романа Мерфи - один из типичных беккетовских персонажей (Белаква, Уотт, Моллой, Мэлон), которые предпочитают уединение в ментальном пространстве собственного воображения и безразличны к тому, что происходит за его пределами. Мерфи испытывает отвращение к бесконечным циклическим процессам, присущим телесной жизни, и стремится оградить себя от соприкосновений с ними. Биографические комментарии к роману, предложенные известными исследователями творчества писателя, могут быть дополнены наблюдениями над спецификой феноменологии и поэтологии Беккета, предложенными учеными в последние годы. С помощью феноменологического анализа делается попытка выявить функции образов, связанных с движением, в раскрытии внутреннего конфликта Мерфи, который становится сюжетообразующим. В восприятии протагониста его существование определяется противодействием «большого» и «малого» миров, наполненных разнообразными пространственными и предметными образами. Сюжет романа связан с сознательным стремлением героя взаимодействовать с определенными источниками движения ради обретения телесной неподвижности, дарующей максмальную свободу пребывания во внутреннем мире. Значимыми характеристиками образов движения у Беккета становятся контроллируемая и неконтроллируемая цикличность, желаемая неподвижность и разрушительная хаотичность.
Беккет, феноменология, образы движения, цикличность, концепция сюжета, роман
Короткий адрес: https://sciup.org/147229673
IDR: 147229673 | DOI: 10.17072/2073-6681-2020-1-120-126
Список литературы Образы движения в концепции сюжета романа Сэмюэла Беккета "Мерфи" (1938)
- Ackerley C. J. Demented Particulars: The Annotated 'Murphy'. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2004. 264 p.
- Beckett S. Murphy. L.: Faber & Faber, 2009. 224 p.
- Cohn R. Samuel Beckett: the Comic Gamut. New Brunswick: Rutgers University Press, 1962. 340 p.
- Fletcher J. Novels of Samuel Beckett. N. Y.: Barnes & Noble, 1965. 264 p.
- Graver L., Federman R. Samuel Beckett: The Critical Heritage. N. Y.; L.: Routledge, 1979. 392 p.
- Harrison R. L. Samuel Beckett's Murphy: A Critical Excursion. Athens: University of Georgia Press, 1968. 99 p.
- Hoffman F. Samuel Beckett: The Language of Self. Carbondale: Southern Illinois University Press, 1962.177 p.
- Kaelin E. F. The Unhappy Consciousness: The Poetic Plight of Samuel Beckett. Berlin: Springer Science & Business Media, 2012. 326 p.
- Kennedy S. Murphy's Bed: A Study of Real Sources and Sur-real Associations in Samuel Beckett's First Novel. Lewisburg: Bucknell University Press, 1971. 325 p.
- Kenner H. A Reader's Guide to Samuel Beckett. Siracuse: Syracuse University Press, 1996. 208 p.
- Maude U., Feldman M. Beckett and Phenomenology. L.: A&C Black, 2009. 212 p.
- Mildenberg A. Modernism and Phenomenology. L.: Palgrave Macmillan, 2017. 183 p.
- Nixon M. George Reavey - Beckett's first literary agent // Publishing Samuel Beckett. London: British Library, 2011, P. 41-55.
- Schmitt A. The Phenomenology of Autobiography: Making It Real. N. Y.; L.: Routledge, 2017. 178 p.
- Webb E. Samuel Beckett: A Study of his Novels. Seattle: University of Washington Press, 2014. 192 p.