Образы энергии природы в мифологических представлениях северных селькупов
Автор: Степанова Ольга Борисовна
Журнал: Вестник ВолГУ. Серия: История. Регионоведение. Международные отношения @hfrir-jvolsu
Рубрика: Всеобщая история
Статья в выпуске: 3 т.24, 2019 года.
Бесплатный доступ
По данным селькупской мифологии, селькупы с древних времен признавали энергию основой жизненности человека и были хорошо знакомы со всеми видами и источниками природной энергии, которыми человечество пользовалось до начала эпохи технических изобретений. Энергию мифология селькупов описывает образно. Главным источником энергии - тепла и света - признается солнце. Оно рисуется в образе старухи-предка, дарующей и забирающей людские жизни/души. Старуха, ее огромное нутро, воплощает в себе инобытие, откуда в час рождения приходят в земной мир человеческие души и куда они возвращаются после смерти. Нутро старухи - мир огненной стихии, оно наполнено огнем и кипящей кровью; оболочкой старухиного живота служат раскаленные камень и железо. Образы мифических старух, воплощающих огонь, луну, холод и ночь, представляют собой ипостаси матери-солнца. В образах этих мифологических персонажей энергия огня классифицируется на добрый и страшный огонь, огонь, дающий жизнь и несущий смерть, на тепло и холод, свет и тьму. Души, выходящие из нутра матери-солнца, «сделаны» из того же материала, что и сама мать. Это лучи солнца, кровь, огненные камни, звезды и железные кости; каждый из этих образов выступает жизненной силой (энергией) заново пришедшего в земной мир человека. Помимо энергии огня, селькупская мифология выделяет энергию воды, земли и леса. Ее источником и воплощением также служат мифические старухи-предки. Описывается эта энергия как пропитание, посылаемое человеку божественной природой. Энергия ветра в фольклоре селькупов отмечена знаком опасности и смерти, но в виде шаманской силы она приносит пользу. Домашние олени - еще один источник энергии, называемый селькупским фольклором. Эта энергия имеет транспортное значение, а также используется для сохранения тепла телом человека.
Этнография, селькупы, мифология, энергия, образы, история, оленеводство
Короткий адрес: https://sciup.org/149130657
IDR: 149130657 | DOI: 10.15688/jvolsu4.2019.3.11
Список литературы Образы энергии природы в мифологических представлениях северных селькупов
- Архивные материалы Прокофьева Г. Н.//Архив МАЭ (АМАЭ). -Ф. 6. -Оп. 1. -№ 9. -41 л.
- Архивные материалы Прокофьевой Е. Д.//Архив МАЭ (АМАЭ). -К-I. -Оп. 1. -№ 18. -152 л.
- Архивные материалы экспедиционной поездки н.с. отдела Сибири МАЭ О. Б. Степановой в Красноселькупский район Тюменской области в 2008 г.//Архив МАЭ (АМАЭ). -К-I. -Оп. 2. -№ 1870. -78 л.
- Гемуев, И. Н. Стрелы селькупов/И. Н. Гемуев, А. И.Соловьев//Этнография народов Сибири. -Новосибирск: Наука, 1984. -С. 39-54.
- Григоровский, Н. П. Описание Васюганской тундры/Н. П. Григоровский//ЗСОРГО. -Кн. VI. -Омск, 1884. -С. 1-70.
- Ириков, С. И. Словарь селькупско-русский и русско-селькупский/С. И. Ириков. -Л.: Просвещение, 1988. -223 с.
- Кастрен М.А. Сочинения в 2 т. Т. 2. Путешествие в Сибирь (1845-1849). -Тюмень: Мандрики, 1999. -351 с.
- Козьмин, В. А. Оленеводческая культура народов Западной Сибири/В. А. Козьмин. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. -235 с.
- Мифология селькупов. -Томск: ТГУ, 2004. -380 с.
- Огонь, вода, ветер и камень в эвенкийских ландшафтах/В. Н. Давыдов, В. В. Симонова, Т. Ю. Сем, Д. Брандишкаускас. -СПб.: МАЭ РАН, 2016. -196 с.
- Пелих, Г. И. Досамодийский тип жилища нарымских селькупов/Г. И. Пелих//УЗТГУ. -Томск, 1966. -Т. 60. -С. 94-107.
- Пелих, Г. И. К истории селькупского шаманства (по материалам солярного культа)/Г. И. Пелих//Труды ТГУ. -Т. 167. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1964. -С. 132-144.
- Пелих, Г. И. Материалы по селькупскому шаманству/Г. И. Пелих//Этнография Северной Азии. -Новосибирск: Наука, 1980. -С. 5-70.
- Пелих, Г. И. Происхождение селькупов/Г. И. Пелих. -Томск: ТГУ, 1972. -421 с.
- Пелих, Г. И. Селькупская мифология/Г. И. Пелих. -Томск: ТГУ, 1998. -79 с.
- Плотников, А. Ф. Нарымский край/А. Ф. Плотников//ЗИРГО по отд. статистики. Т. Х, вып. 1. -СПб., 1901. -366 с.
- Прокофьев, Г. Н. Церемония оживления бубна у остяко-самоедов/Г. Н. Прокофьев//Известия ЛГУ. Т. II. -Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1930. -С. 365-373.
- Прокофьева, Е. Д. К вопросу о социальной организации селькупов (род и фратрия)/Е. Д. Прокофьева//ТИЭ. Новая серия. Т. 18. -М.; Л.: Наука, 1952. -С. 88-107.
- Прокофьева, Е. Д. Костюм селькупского (остяко-самоедского) шамана/Е. Д. Прокофьева//Сб. МАЭ. Т. 11. -М.; Л.: Наука, 1949. -С. 335-375.
- Прокофьева, Е. Д. Некоторые религиозные культы тазовских селькупов/Е. Д. Прокофьева//Сб. МАЭ. Т. 33. -Л.: Наука, 1977. -С. 66-79.
- Прокофьева, Е. Д. Представления селькупских шаманов о мире (по рисункам и акварелям селькупов)/Е. Д. Прокофьева//Сб. МАЭ. Т. 20. -М.; Л.: Наука, 1961. -С. 54-74.
- Прокофьева, Е. Д. Старые представления селькупов о мире/Е. Д. Прокофьева//Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. -Л.: Наука, 1976. -С. 106-128.
- Сказки нарымских селькупов. -Томск: Изд-во НТЛ, 1996. -185 с.
- Степанова, О. Б. Данные фольклора о происхождении селькупского оленеводства/О. Б. Степанова//Экология древних и традиционных обществ. Вып. 5. Ч. 2. -Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2016. -С. 251-255.
- Степанова, О. Б. «Огненная» ипостась матери-прародительницы селькупов/О. Б. Степанова//Труды ТОКМ. Т. XV. -Томск: Ветер, 2008. -С. 218-226.
- Степанова, О. Б. Злая или добрая: к вопросу о главном мифологическом образе селькупов/О. Б. Степанова//Омский научный вестник. -2006. -№ 8. -С. 52-55.
- Степанова, О. Б. Каменно-железная ипостась матери-прародительницы селькупов: к реконструкции мифологического образа/О. Б. Степанова//Археология и этнография Приобья: материалы и исследования: сб. трудов кафедры археологии и этнологии ТГПУ. Вып. 2. -Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. -С. 176-186.
- Степанова, О. Б. Мать-змея и образ духа-охранителя в мифологических представлениях селькупов/О. Б. Степанова//Сибирский сборник-1. -СПб.: МАЭ РАН, 2009. -С. 87-93.
- Степанова, О. Б. Медведь как образ матери-предка и души человека в традиционном мировоззрении селькупов/О. Б. Степанова//Радловский сборник. -СПб.: МАЭ РАН, 2007. -С. 206-215.
- Степанова, О. Б. Мифологический образ матери-дерева в традиционном мировоззрении селькупов/О. Б. Степанова//Археология, этнография и антропология Евразии. -2007. -№ 3. -С. 115-118.
- Степанова, О. Б. Традиционное мировоззрение селькупов: представления о круговороте жизни и душе/О. Б. Степанова. -СПб.; Абакан: Петербургское Востоковедение: Издательский дом «Пантеон», 2010. -303 с.
- Степанова, О. Б. Фольклор северных селькупов (полевые сборы 2004, 2005, 2008 гг.). Ч. II/О. Б. Степанова//Материалы полевых исследований МАЭ РАН. Вып. 17. -СПб.: Изд-во МАЭ РАН, 2017. -С. 37-67.
- Степанова, О. Б. Фольклор северных селькупов: полевые сборы 2004, 2005 и 2008 гг./О. Б. Степанова//Материалы полевых исследований МАЭ РАН. Вып. 12. -СПб.: Изд-во МАЭ РАН, 2012. -С. 5-31.
- Третьяков, П. Туруханский край/П. Третьяков//ЗИРГО по общей географии. -СПб.: , 1869. -Т. 2. -С. 215-531.
- Уайт, Л. Избранное: наука о культуре/Л. Уайт. -М.: РОССПЭН, 2004. -960 с.
- Федорова, М. И. Представления о душе и бессмертии в духовной культуре селькупов: автореф. дис канд. культурологии/Федорова Марта Ивановна. -СПб., 2010. -25 с.
- Brandisauskas, D. Leaving footprints in the taiga: Luck, Rituals and Ambivalence among Orochen reindeer herders and hunters in Zabaikal'ia, East Siberia. Berghahn press/D. Brandisauskas. -New York: Berghahn press, 2016. -305 р.