Образы смерти в кинематографе: философско-культурологический анализ
Автор: Ковалева Светлана Викторовна
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Культура
Статья в выпуске: 9, 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье представлен анализ влечения к смерти как феномена человеческого бытия, основанный на учениях З. Фрейда, К. Юнга и К. Шмидт-Хеллерау. Смерть как статичное состояние биологической системы определяет инстинктивную склонность человека к самосохранению жизни, которая своим истоком укоренена в бессознательной сфере, отчужденной от сознания. Проявляется влечение к смерти в виде символов, образов в пограничных ситуациях, которые актуализируется не только в процессе сна, но и в экстремальных внешних условиях существования - война, революция. В зазоре между подлинным бытием человека и его неподлинным существованием, согласно М. Хайдеггеру, происходит формирование личности, созерцающей смерть как содержание своего будущего. На примере кинематографа показано, что лики смерти у каждого человека свои. Через открывшийся образ небытия в сознании личности происходит вытеснение активного влечения к жизни. К. Шмидт-Хеллерау, характеризуя энергетическую пассивность влечения к смерти, вводит термин Лета, указывая на его мифологический смысл, который актуализирует состояние забывания жизни, вытеснение ее через обращенность к символу смерти, во внутренний мир, в сферу бессознательного.
Влечение к жизни, влечение к смерти, пограничная ситуация, подлинное бытие, временность, неподлинное существование, образы смерти, война, кинематограф
Короткий адрес: https://sciup.org/149138540
IDR: 149138540 | DOI: 10.24158/fik.2021.9.15
Список литературы Образы смерти в кинематографе: философско-культурологический анализ
- Захарова Е.И., Карабанова О.А. Кинотерапия: современный взгляд на возможности применения // Национальный психологический журнал. 2018. №2(30). С. 57-65
- Жукова Т.А., Ковалева С.В. Формирование личности средствами искусства: анимационная форма вербализации смысла // Национальное здоровье. 2018. № 2. С. 229-237
- Босов Д.В. Мейнстрим-кинематограф как фактор формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи: автореф. дис.. канд. социол. наук, СПб., 2017. 196 с.
- Руткевич, М.Н. Социология образования и молодежи. Избранное М., 2002. 541 с.
- Петченко, Т.С. Роль средств массовой информации в формировании ценностных ориентаций современной российской молодежи: автореф. дис.. канд. социол. наук. Ставрополь, 2007. 156 с.
- Омельченко, Е.Л. От субкультур - к солидарностям и назад к субкультурам? споры о терминах и этнография молодежной социальности // Этнографическое обозрение. 2014. № 1. С. 3-8.
- Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия; пер. с нем. М., 1992. С. 201-255.
- Юнг К.Г. Душа и смерть [Электронный ресурс] // Журнал литературный, политический, учёный "Отечественные записки". № 1(28). 2006. URL: https://strana-oz.ru/2006/1/dusha-i-smert (дата обращения: 04.08.2021).
- Хайдеггер М. Бытие и время. М., Ад Маргинем, 1997. 452 с.
- Сенявская Е.С. Человек на войне. Историко-психологические очерки. М., 1997. 230 с.
- Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991 [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. 11.12.2011. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/4229/4232 (дата обращения: 04.08.2021).
- Шмидт-Хеллерау К. Влечение к жизни и влечение к смерти. Либидо и Лета. СПб., 2003. 298 с.