Образы "своих" и "чужих" в топонимиии топонимических преданиях донских казаков

Бесплатный доступ

В статье выявляются характеристики образов «своих» и «чужих» в традиции донских казаков, отраженные в топонимии и топонимических преданиях. Проведенный анализ показал, что, с одной стороны, целый пласт топонимов свидетельствует о том, что жизнь казаков в ранний период истории была сопряжена с постоянным военным противостоянием с соседями-неприятелями, а с другой стороны, значительное количество топонимов, связанных с татарским и черкесским наследием, свидетельствует о том, что в Диком поле уживались и взаимодействовали разные культурные традиции, несмотря на экстремальность здесь - в зоне постоянной войны. Наряду с историческим фоном жизни казаков в Диком Поле, отраженном в топонимах, исследовалась также и мифология антитезы «свои - чужие», воспроизводящая народную версию социальной истории, а также поиск первооснователей «своей земли». Анализ преданий о древних обитателях Дона показал, что «чужие» предстают как существа мифологические, связанные с «иномирьем», кладами и подземельями, и выступают в образе предков - ушедших, но обещавших вернуться на эти земли. Со временем образы предков-чужих (связанных с другими народами) заменяются в донских топонимических преданиях образами первопредков в лице казачьих атаманов. В сословный период истории донских казаков (XVIII-XIX вв.) образ «чужих» вновь трансформировался - ими были уже не соседи-неприятели, а «иногородние», проживавшие в казачьих поселениях, но не входившие в казачье сословие - и это обстоятельство также нашло отражение в топонимических преданиях, антитеза «мы - они» работала на поиск и закрепление группой собственной идентичности, связанной с воинским статусом казаков. Показателен в связи с этим отраженный в топонимических преданиях комплиментарный характер взаимоотношений казаков с воинственными неприятелями и непремиримо-враждебный - с соседями-крестьянами (иногородними), не связанными с воинской службой.

Еще

Топонимика, топонимические предания донского казачества, донские казаки, образы

Короткий адрес: https://sciup.org/149142914

IDR: 149142914   |   DOI: 10.15688/jvolsu4.2023.2.5

Список литературы Образы "своих" и "чужих" в топонимиии топонимических преданиях донских казаков

  • Апраксин В. Следы народов Средневековья // Победа. 1989. №№ 100. С. 2.
  • Березович Е. Л. «Чужаки» в зеркале фольклорной ремотивации топонимов // Живая старина. 2000. №> 3. С. 2-5.
  • Брыксина Е. В. Этнокультурная идиоматика донского казачества. Волгоград: Перемена, 2003. 292 с.
  • Власкина Т. Ю. Домашний мир на сломе эпох. Очерки традиционной культуры донских казаков. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2011. 432 с.
  • Греков А. М. Приазовье и Дон. СПб.: Тип. Т-ва «Общественная польза», 1912. 208 с.
  • Грушевицкая Т. Г. , Попков В. Д., Садо-хин А. П. Основы межкультурной коммуникации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 352 с.
  • Давыдова Ю. А. Представления о «чужом народе» в Уржумском районе // Живая старина. 1998. №> 4. С. 35-37.
  • Житель. Из хуторских нравов // Казачий вестник. 1885. №> 95.
  • Карпун М. А. Представления о «других» в донских диалектных фитонимах // Лексикология. Лексикография (русско-славянский цикл). Русская диалектология. Памяти В.И. Трубинского. Материалы секций XL Междунар. филол. конф., 14-19 марта 2011 г., С.-Петербург. СПб., 2011. С. 84-90.
  • Кательников Е. Исторические сведения о Верхнекурмоярской станице. Изд. 2-е. Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2008. 80 с.
  • Королев В. Н. Донские казачьи городки. Новочеркасск: Дончак, 2007. 240 с.
  • Крылов А. Л. О старине Донской области // Труды VI археологического съезда в Одессе в 1884 г. Одесса, 1889. Т. 4. С. 40-41.
  • Лащилин Б. На родных просторах. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1968. 192 с.
  • Матвеев О. В. Враги, союзники, соседи: этническая картина мира в исторических представлениях кубанских казаков. Краснодар: Крайбибкол-лектор, 2002. 120 с.
  • Материалы этнографической экспедиции ВолГУ, 1987 // Личный архив Рыбловой М. А.
  • Материалы этнографической экспедиции ВолГУ 1989 // Личный архив Рыбловой М. А.
  • Миллер А. «Циво они говорют» // Архив Императорского Русского географического общества. Ф. 12. Оп. 1. Д. 15. Л. 1-2.
  • П. Памятники старины // Казачий вестник. 1883. №> 2.
  • Полевые записи автора 1997 г. в ст-це Зо-товской Алексеевского р-на Волгоградской обл. // Личный архив Рыбловой М. А.
  • Полевые записи автора 1999 г. в хут. Морском Чернышковского р-на Волгоградской обл. // Личный архив Рыбловой М. А.
  • Полевые записи автора 2008 г. в ст-це Усть-Бузулукская Алексеевского р-на Волгоградской обл. // Личный архив Рыбловой М. А.
  • Проценко Б. Н. Оппозиция «свой» - «чужой» и менталитет донских казаков // История и культура народов степного Предкавказья и Северного Кавказа. Ростов н/Д: Изд-во РГК им. С. В. Рахманинова, 1999. С. 211-224.
  • Рыблова М. А. Хранители казачьих кладов: к вопросу о концепции судьбы в русской народной традиции // Судьба. Интерпретация культурных кодов. Саратов: Науч. кн., 2003. С. 111-175.
  • Сулин И. Станица Казанская // Донские областные ведомости. 1882. N° 92.
  • Сулин И. Арчадинская станица // Донские епархиальные ведомости. 1894. N° 10. С. 376-378.
  • Сулин И. Краткое описание станиц Области Войска Донского // Донские епархиальные ведомости. 1893. №> 17. С. 760-762.
  • Сулин И. Кременская станица // Донские епархиальные ведомости. 1894. N° 6. С. 194.
  • Сулин И. Правоторовская станица // Донские епархиальные ведомости. 1895. N° 21. С. 619-620.
  • Сулин И. Скуришенская станица // Донские епархиальные ведомости. 1894. N° 9. С. 338-342.
  • Сулин И. Станица Тишанская // Донские епархиальные ведомости. 1895. N° 19. С. 559-564.
  • Фольклор хоперских казаков: материалы краеведа В. А. Апраксина. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2012. 432 с.
  • Часовников В. Донская археология и этнография // Дон. 1887. 1. С. 24-32.
  • Черницын С. В. «Свои чужаки» в культуре донского казачества (по материалам инкорпорации горцев в 40-50-х гг. XIX в.) // Мир казачества. Вып. 2. Краснодар: Мир Кубани, 2007. С. 130-151.
Еще
Статья научная