Обрез фитильного ружья, обнаруженный в долине реки Эдиган

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521643

IDR: 14521643

Текст статьи Обрез фитильного ружья, обнаруженный в долине реки Эдиган

В силу своих особых поражающих качеств, возможности поражения цели на значительном расстоянии и пробивания защитных средств, огнестрельное оружие очень высоко ценилось и поэтому не с первых лет своего освоения стало использоваться в ритуальной практике в качестве сопроводительного инвентаря в погребальных обрядах и в виде подношений потусторонним силам. К настоящему времени в разных районах Горного Алтая изучено значительное количество погребений эпохи позднего средневековья и этнографической современности, относящихся к разным этническим группам алтайцев [Борисенко, Худяков, 2003. с. 10-11]. Однако, огнестрельное оружие и принадлежности для стрельбы в подобных памятниках об- наружены только в нескольких погребальных комплексах, исследованных в восточных районах Горного Алтая. В трудах исследователей, изучавших заупокойную обрядность теленгитов отмечалось, что ружья, или «турки» с сошками, сумкой для патронов и рожками для пороха и пуль предки этой этнической группы в составе современных алтайцев стали класть в могилы с начала XIX в. [Луценко, 1898. с. 32-34; Дьяконова, 2001. с. 192]. Вероятно, при этом учитывались не только поражающие свойства огнестрельного оружия, но и приписываемые ему магические характеристики [Митько, 2002. с. 94].

Отдельные находки кремневых ружей были обнаружены при раскопках впускных погребений в насыпях древних курганов, относящихся к периоду этнографической современности, в разных районах Горного Алтая. В 1924 г. «ствол фитильного ружья, приспособление для ковки железных пули, пули» были обнаружены С.И. Руденко в одной из впускных могил в насыпи древнего кургана в долине р. Улаган в восточной части Горного Алтая [ Дьяконова, 1980. с. 102 ] . в составе сопроводительного инвентаря Одноствольное кремневое ружье с деревянным цевьем и прикладом было обнаружено в составе сопроводительного инвентаря впускного теленгитского захоронения в насыпи кургана на памятнике Талдура II, расположенном в в е рховьях р. Чуи в Восточном Алтае [ Могильников, Елин, 1983. с. 135 ] . Иногда ружейные стволы оставлялись участниками погребальной, или поминальной церемонии на поверхности насыпи, в которой было совершено впускное погребение. Подобный случай был зафиксирован одним из авторов настоящего сообщения на могильнике Язула в долине р. Улаган.

Находки предметов, относящихся к огнестрельному оружию, происходят не только из погребений коренного населения, но и из некоторых «оружейных кладов» с территории Горного Алтая. Среди подобных находок можно упомянуть ствол фитильного ружья и спусковой механизм, обнаруженные в составе оружейного клада на окраине с. Джезатор в Южном Алтае [ Слюсаренко, Черемисин, 1995. с. 102-103 ] . Исследователи относят время этого «оружейного клада» к XVIII в. и связывают с пр о никновением «русского населения в Сибирь, которое происходило как раз в XVII – X VIII вв. и далеко не всегда мирным путем». Обстоятельства, которые привели к созданию данного клада, по мнению исследователей могли быть связаны с «какими-то драматическими событиями» в период джунгарской экспансии [ Слюсаренко, Черемисин, 1995. с. 104 ] . Необходимо отметить, что подобные клады, в которых собраны предметы защитного вооружения, в эпохи развитого и позднего средневековья упрятывались в пещерах, или зарывались в землю в разных районах Саяно-Алтая [ Сунчугашев, 1979. с. 133134; Горелик, 1983. с. 251 ] . Подобная джезаторской находке конструкция спускового механизма была характерна для «сибирского фитильного ружья с пружинным замком» [ Митько, 2004. с. 174 ] .

Еще одна находка обреза, изготовленного из ствола фитильного ружья, происходит из долины р. Эдиган. В процессе полевых исследований Южно-

Обрез фитильного ружья из долины р. Эдиган.

сибирского отряда Института археологии и этнографии СО РАН в полевом сезоне 2003 г. в расположении экспедиционного лагеря появились местные жители, которые привезли с собой и предложили приобрести «старинное ружье». При осмотре привезенной находки выяснилось, что она представляет собой обрез ствола фитильного ружья. Длина сохранившегося ствола с казенной частью составляет - 53 см, диаметр ствола в месте обреза - 3 см, диаметр казенной части – 4, 5 см, диметр отверстия – 1, 8 см. Ствол цилиндрический в сечении, при подходе к казенной части его внешняя поверхность многогранная. Казенная часть полого расширяется к задней стенке. В верхней части задняя стенка имеет пологое треугольное возвышение с прорезью прицела. С правой стороны казенная часть снабжена неширокой фигурной полкой со сквозным отверстием. Длина полки – 4, 2 см, ширина полки – 1, 9 см. Внешний край полки оформлен в виде трех полукруглых выступов. В центральной части полки у стенки казенной части имеется округлое отверстие. В стенке казенной части, над полкой, расположено затравочное отверстие округлой формы. Ствол обрезан примерно на половине общей длины, неровно, кустарным способом, в результате чего с правой стороны образовался небольшой выступ. Внешняя и внутренняя поверхность ствола образа сильно коррозирова- ны в результате длительного хранения в неподходящих условиях. На поверхности цилиндрической и многогранной частей ствола образовались каверны (см. рисунок). Судя по особенностям конструкции ствола и казенной части, обрез был изготовлен из сибирского фитильного ружья российского производства. Данная находка может служить свидетельством использования и переделки оружия в местным алтайским владельцем.

По словам местных жителей, привезших с собой эту находку, обрез ствола «старинного ружья» был найден в пещере, расположенной в горах в верховьях р. Эдиган. Однако указать на точное расположение данного местонахождения и обстоятельства находки они затруднились. Если эта находка действительно была обнаружена в пещере, ее можно рассматривать в качестве подношения потусторонним силам. Вероятно, эта находка была сделана достаточно давно и длительное время хранилась у одного из жителей, прежде чем они решились предложить ее на продажу людям, ценящим старинные вещи.

Несмотря на превратности длительного хранения и сильную коррози-рованность, благодаря простоте и надежности конструкции, обрез ствола оказался вполне пригодным для применения по своему назначению в современных условиях. Обрез был приобретен и испытан одним из сотрудников отряда Ю.А. Филипповичем, изготовившим для крепления ствола деревянное цевье с прикладом, закрепившим на нем ствол, и произведшим несколько выстрелов по мишени на расстоянии в три десятка метров.

Статья