Общественное мнение в России в период 1998 - 1999 гг.

Автор: Шапкин О.А.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 2-5 (15), 2015 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140113427

IDR: 140113427

Текст статьи Общественное мнение в России в период 1998 - 1999 гг.

Летом – осенью 1998 г. в России разразился крупнейший за многие годы финансовый кризис, который фактически ознаменовал начало нового периода развития страны в рамках 1990-х гг. [1]

Проведенный РНИСиНП в октябре 1998 г. очередной общероссийский опрос убедительно показал, насколько глубоко августовский кризис отразился на эмоциональном уровне и материальном положении практически всех слоев населения страны. Достаточно отметить, что три четверти россиян стали жить с постоянными ощущениями тревоги, озлобленности и апатии, а свыше половины населения оценивали ситуацию в стране как катастрофическую (высший показатель с 1997 г.) [2-3]. Почти половина населения (48,7%) определяла нанесенный ей ущерб как существенный, и ещё треть россиян (32,4%) оценила его для себя как катастрофический [3-5]. Иначе говоря, свыше 4/5 населения страны считали себя ощутимо потерпевшими в результате возникшего кризиса. Наряду с этим для каждого десятого россиянина ущерб от кризиса имел место, но не очень существенный [6].

В динамике общественных настроений в период второй половины 1998 г.– 1999 г. выделяются следующие ключевые моменты:

Во-первых, на уровне социального самочувствия населения. Отмечается резкий рост ощущений тревоги, озлобленности и апатии в связи с ухудшением социально-экономической ситуации после финансового кризиса августа 1998 г. [7] В результате осенью 1998 г. происходит политическая активизация общества при отсутствии явного усиления радикализма в общественных настроениях [8].

Негативная оценка осуществляемой социально-экономической и политической модели, с одной стороны, и нежелание вернуться к прежней системе, с другой, породили в общественных настроениях рассматриваемого периода глубокий духовно-идеологический кризис, для разрешения которого требовались соответствующие перемены в политике руководства страны [9].

Во-вторых, на уровне оценки положения дел в стране. Несмотря на то, что значительная часть российского общества приняла демократические ценности, они не воспринимались в качестве реального инструмента решения общественных проблем, в том числе в результате методов действий самой власти, поэтому доминантой политических ожиданий и настроений стало наведение порядка [10].

С другой стороны, перманентное существование пессимистической составляющей в общественных настроениях приводило к снижению требований к социальной системе, как бы «занижению» социальных ожиданий, с другой стороны, на фоне дальнейшего усиления государственнических тенденций в общественных настроениях в рамках рассматриваемого периода складывается достаточно общее представление о необходимой корректировке общественного устройства – конструированию некоего гибрида более жесткой государственной политики и относительно либеральной экономики [11].

К осени 1999 г. произошла кардинальная переоценка методов разрешения «чеченского кризиса», силовой вариант был признан необходимой акцией в новых условиях, а контртеррористическая операция в Дагестане и Чечне была поддержана обществом [12].

К концу рассматриваемого периода отмечался заметный рост оптимизма в общественных настроениях, связанный с идеологическим поворотом и содержанием практических действий нового председателя Правительства РФ В.В. Путина, а также с укреплением им властной вертикали [14-15].

В-третьих, на уровне оценки деятельности государственных институтов и руководства страны. В рамках рассматриваемого периода усилилось недоверие ко всем государственным, политическим и общественным институтам [16].

С сентября 1999 г. в общественных настроениях происходило формирование массовой поддержки новому руководителю Правительства В.В. Путину, который ранее был малоизвестен, обусловленное надеждами на его способность отвечать ожиданиям общества, а также его контрастностью не только с предшественниками, но и с действующим президентом.

Список литературы Общественное мнение в России в период 1998 - 1999 гг.

  • Чекменев Д.С. Колебания общественных настроений в России на различных этапах осуществления «радикальных реформ» (90-е гг. ХХ в.)//Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2005. № 3-4. С. 159-163.
  • Чекменев Д.С. Историческая динамика общественных настроений населения СССР и России в конце 70-х гг. ХХ в. -начале XXI в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук/Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова. Пятигорск, 2009. 28 с.
  • Чекменев Д.С. Историческая динамика общественных настроений населения СССР и России в конце 70-х гг. ХХ в. -начале XXI в. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук/Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова. Пятигорск, 2009. 198 с.
  • Состояние научной экспертизы по проблемам этнической истории, культуры, межэтнических и конфессиональных отношений в Северо-кавказском федеральном округе. Экспертный доклад/ред. В.А. Тишков. Пятигорск, 2013.
  • Межэтнические и конфессиональные отношения в Северо-кавказском федеральном округе: экспертный доклад. Ставрополь, 2013.
  • Состояние межнациональных отношений и религиозная ситуация в СКФО (по состоянию на первое полугодие 2014 г.). Экспертный доклад/Ставрополь, 2014.
  • Российское студенчество: идентичность, жизненные стратегии и гражданский потенциал. Редакторы: Тишков В.А., Бараш Р.Э., Степанов В.В. Москва, 2014.
  • Чекменев Д.С. Историческая динамика общественных настроений в СССР во второй половине 1980-х гг//Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2007. № S2. С. 121-125.
  • Аствацатурова М.А., Чекменёв Д.С. Этнический дискурс как фактор становления российской гражданской идентичности в реинтеграции северокавказского пространства//Научная мысль Кавказа. 2013. № 4 (76). С. 27.
  • Чекменев Д.С. Историческая динамика общественных настроений населения СССР и России в конце 70-х гг. ХХ в. -начале XXI в//Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 2. С. 35-45.
  • Чекменев Д.С. Политические партии как субъекты общественно-политического дискурса//Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2013. № 2. С. 245-248.
  • Чекменев Д.С. Категория «общественно-политический дискурс» в системе смежных и тождественных категорий//Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2014. № 2. С. 159-163.
  • Аствацатурова М.А., Чекменев Д.С. Политико-управленческий и организационно-управленческий сегменты образовательного дискурса (мотивационноценностные установки в локальном контексте)//Гуманитарий Юга России. 2013. № 1. С. 92-102.
  • Chekmenev D.S. Transformation of the Civil Legislation in the Russian Federation in the Context of the Accession to WTO: Main Focus Areas of Discourse//Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 17. № 11. С. 1546-1550.
  • Astvatsaturova M.A., Chekmenev D.S. Ethno-Political Discourse as Segment of Modern Northern Caucasus Socio-Political Discourse//Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 17. № 11. С. 1532-1536.
  • Чекменев Д.С. Политические субъекты общественно-политического дискурса//Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 9-4. С. 23-27.
Еще
Статья