Общество сетевых коммуникаций: возможности для развития экономики
Автор: Глазунова Светлана Александровна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Коммуникации и общество
Статья в выпуске: 12, 2012 года.
Бесплатный доступ
РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В статье предпринята попытка оценить возможности использования преимуществ сетевых коммуникаций для развития экономических отношений.
Коммуникационная революция, сетевые коммуникации, сетевое общество
Короткий адрес: https://sciup.org/170166184
IDR: 170166184
Текст научной статьи Общество сетевых коммуникаций: возможности для развития экономики
И нтенсивный процесс становления глобальной среды сетевых коммуникаций открывает принципиально иные возможности для развития экономической сферы общества и приводит к формированию нового типа экономической системы – информационной (сетевой) экономики. Она основана на интенсификации использования «интеллектуального и информационного потенциала общества как основного возобновляемого ресурса его устойчивого прогрессивного развития»1.
Сочетание мегатенденций глобализации и информатизации постепенно привело к возникновению викиномики (авторами этого понятия являются Дональд Тапскотт и Энтони Уильямс)2 . Благодаря доступным информационно-коммуникационным сетям, каждый человек может свободно взаимодействовать с любыми фирмами в решении стоящих перед ним проблем. В свою очередь, фирмы заинтересованы в сотрудничестве с добровольными внештатными экспертами, обладающими определенными знаниями, интеллектом и опытом. В результате прогрессивные предприниматели отказываются от традиционных форм ведения бизнеса и превращают свои организации в открытые сетевые корпорации. Основным ресурсом викиномики является Интернет 2.0, превратившийся «из сети веб-сайтов, информирующих о деятельности компаний, в самостоятельный гигантский компьютер… Оборудованный дешевыми каналами связи с высокой пропускной способностью, он предоставляет глобальную инфраструктуру для творчества, соучастия, совместного использования ресурсов и самоорганизации»3.
Если традиционный бизнес заботился о привлечении высококвалифицированных специалистов, защите интеллектуальной собственности, локальных действиях, клиентоориентированных стратегиях и укреплении исполнительской дисциплины, то вики-номика отдает предпочтение следующим принципам:
– открытость (отказ от подготовки и удержания собственных кадров, ориентация на сотрудничество с наиболее компетентными специалистами в отрасли);
– пиринг (отказ от формальных иерархических связей в пользу неформальн ых партнерских отношений);
– доступ и умение делиться (отказ от ограничения доступа к интеллектуальным продуктам для выстраивания глобальных экосистем бизнеса и ускорения роста и инноваций);
– глобальный характер деятельности.
М. Кастельс возникающий постиндустриальный капитализм предлагает называть не информационным, а инфор-мациональным обществом, т.к. производительность и конкурентоспособность в экономике нового типа, будь то фирма, регион, нация, зависят, прежде всего, от их способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях. Источник социально-экономического могущества информационализма М. Кастельс раскрывает так: «Изменились не виды деятельности человечества, а технологическая способность использовать в качестве прямой производительной силы то, что отличает человека от других биологических созданий, а именно способность обрабатывать и понимать символы»1. Особое значение в становлении информациональной экономики социолог придает Всемирной паутине: «Интернет видоизменяет деловую практику в том, что касается отношений с поставщиками и потребителями, вопросов управления, производственного процесса, сотрудничества с другими фирмами, финансирования, а также определения стоимости акций на финансовых рынках»2.
Предложение учитывать характеристики социальных сетей при изучении экономической деятельности впервые было высказано М. Грановеттером. С его точки зрения, всякое действие экономического агента осуществляется в конкретной функционирующей системе социальных отношений3. Идеи М. Грановеттера развиваются и переосмысливаются в работах С. Берковица, С. Вассермана, П. Марсдена, Л. Фримана, Д. Ноука и многих других исследователей. Привлекательность сетевой концепции взаимодействия компаний вполне объяснима ее широкой теоретической приме- нимостью, дающей выход на междисциплинарные обобщения.
В чем же преимущества создания сетевых структур в экономике как механизма координации действий экономических агентов? В качестве таковых следует обозначить адаптивность и быстроту реакции на изменение рыночной конъюнктуры, возможность концентрации деятельности каждого экономического агента на самых выгодных процессах, рационализацию структуры издержек и их существенное сокращение, возможность привлечения оптимальных партнеров к совместной деятельности в рамках сети.
Существующие классификации сетей довольно многочисленны и строятся по разным критериям. Их авторы (Р. Патюрель, Х. Хинтерхюбер, Б. Левин, Р. Майлз, Ч. Сноу, Дж. Хамфри, Т. Сторджон, М. Кастельс, К. Меллер, Г. Джереффи, А. Грандори и мн. др.) за основу типологизации берут цели, задачи, направления ориентации сетей, сетевую динамику, систему создания ценностей, уровень формализации и механизмы координации в сети и т.д.4 На основании этих критериев, в частности, выделяют такие типы межфирменных сетей, как виртуальная организация и сетевое предприятие.
Прежде всего, стоит отметить, что сетевой характер современных коммуникаций приводит к приобретению современными экономическими отношениями все большего числа виртуальных черт. Уже не коллективный субъект является базовой единицей экономической структуры, а распределенная сеть, включающая в себя различные субъекты и организации, постоянно варьируемые в зависимости от состояния и потребностей внешней среды. Сетевые коммуникации позволяют собирать и рассеивать рабочую силу по конкретным проектам, обусловливая появление виртуальных компаний. Новые ИКТ делают возможной организацию рабочего места практически везде: в самолете, автомобиле, отеле, дома, в фирме клиента.
Информационные сети позволяют осуществлять деловую активность в реальном времени и без пространственных ограничений. Ежеминутно в информационном пространстве совершаются сделки на миллиарды долларов, капиталы мгновенно переводятся из одной националь- ной экономики в другую. Рынки товаров и услуг глобализируются, поэтому стратегической целью фирм является продажа продукции по всему миру напрямую или путем подключения к информационным сетям. Компании могут дислоцироваться в любой стране в зависимости от ресурсов и привлекать сотрудников из разных стран. Таким образом, «в сетевом обществе не только сжимается пространство, но и время становится “вневременным”»1.
Сетевое предприятие – организационная форма, «образующаяся вокруг бизнес-проектов, появляющихся в результате сотрудничества между различными компонентами разных фирм, которые объединяются в одну сетевую структуру на период работы над данным бизнес-проектом и реконфигурируют свои сети для реализации каждого из проектов»2. Следовательно, это не сеть предприятий и не внутрифирменная сетевая организация. М. Кастельс рассматривает сетевое предприятие как «дополнительный фактор для управления экономической деятельностью»3. Оно формируется и развивается на основе комбинации различных сетевых стратегий: внутренней децентрализации крупных корпораций, кооперации малого и среднего бизнеса, создания стратегических альянсов между этими экономическими агентами. Собранные воедино, эти тенденции «придают деловому управлению изменяемую геометрию кооперации и конкуренции – в зависимости от времени, места, характера производства и получаемого продукта»4.
Современные информационнокоммуникативные технологии предоставляют инфраструктурные возможности для реализации любых взаимодействий в режиме реального времени вне зависимости от географического расположения контрагентов, способствуют укреплению их взаимозависимости и позволяют достигать синергетического эффекта благодаря гибкому комбинированию индивидуальных компетенций. Появление целого класса информационных систем нового поколения, поддерживающих трансакции между предприятиями, совпадает по времени с расширением практики создания межфирменных сетей5. Преодоление географических, скоростных и количественных ограничений с помощью ИКТ создает условия для использования заложенного в сетевом принципе взаимодействия колоссального потенциала, несмотря на ряд опасностей сетевого сотрудничества экономических агентов: чрезмерное усложнение, обусловленное разнородностью участников сетевых структур, нехватка их автаркии и мотивации, риски текучести кадров, чрезмерной зависимости от центра.
Сегодня компании большинства отраслей вынуждены действовать в новых условиях, когда конкуренция становится глобальной, технологические изменения стремительны, а нематериальные активы гораздо более значимы для сохранения конкурентоспособности. Как отмечает профессор Школы бизнеса Кингстонского университета (Великобритания) Р. Мэтьюз в статье «Информационная стратегия и семиотика», в процессе формирования информационной экономики «новые технологии меняют бизнес-среду и динамику конкуренции для всех субъектов экономической деятельности. Развитие сетевых форм управления обеспечивает интенсивное взаимодействие формируемых организационных сетей с технологическими, политическими, социальными, экологическими и культурными сетями, тем самым усиливая взаимозависимость процессов развития»6.
Формирование новой информационной экономики с широким использованием сетевых механизмов управления приведет к существенному росту взаимозависимости агентов хозяйственной деятельности, при которой достижение максимальной выгоды для каждого из них становится возможным только при обеспечении системной скоординированности совместной деятельности. С учетом широкого развития информационно-коммуникационных связей это создает принципиально новые мотивации и возможности для активизации информационных механизмов самоорганизации и гармонизации процессов развития социально-экономических систем и формирования новой философии и методологии управления этими процессами.