Обыкновенное гуманитарное чудо

Автор: Глазьев Сергей

Журнал: Прямые инвестиции @pryamyye-investitsii

Рубрика: Ученый совет. Опрос участников рынка

Статья в выпуске: 1 (129), 2013 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/142170759

IDR: 142170759

Текст статьи Обыкновенное гуманитарное чудо

РИА «НОВОСТИ»

Сергей ГЛАЗЬЕВ, советник

Президента РФ

* Мы приводим с небольшими сокращениями доклад Сергея Глазьева, советника Президента РФ, который ученый представил на VIII Международной Кондратьевской конференции «Цикличность глобальных процессов, циклы Кондратьева и долгосрочная концепция развития России и глобального мира».

Дорога к новым технологиям

Под технологическим укладом мы понимаем комплекс технологически сопряженных производств, воспроизводящуюся целостность, способную к самостоятельному расширенному воспроизводству.

Как любая технология описывается жизненным циклом в виде логистической кривой, так и движение технологических укладов, синхронизируя большое количество технологий, из которых они состоят, приблизительно так же может быть описано логистической кривой. Она, безусловно, является очень обобщенным представлением, поскольку в нее входят тысячи кривых жизненных циклов технологий, которые синхронизируются примерно в середине жизненного цикла технологического уклада. В начале его появления идет конкуренция технологий. Лишь со временем эта конкуренция приводит к промышленным и техническим решениям. Затем в течение длительного времени идет достройка технологического уклада. Поэтому собственно централизация достигается во второй половине жизненного цикла большого комплекса технологий.

На рис. 2 показана схема замещения шести технологических укладов. Верхняя картинка отражает колебания цен на доминирующие энергоносители, нижняя — изменения в структуре потребления первичных энергоносителей.

Мы видим, что каждому технологическому укладу соответствует свой доминирующий энергоноситель. Я хочу обратить внимание на верхние точки всплеска цен на энергоносители. Как правило, они происходят в момент, когда отклонение энергопотребления от тренда достигает максимума.

Потребление энергии в мире постоянно растет. Отклонение от кривой в сторону повышения, избыточный спрос на энергоносители через некоторое время сопровождаются резким всплеском цен. Дело в том, что технологический уклад в поздней фазе своего цикла становится, во-первых, всеобщим — он определяет большую часть экономической активности. Во-вторых, оказывается технологически жестким. То есть составляющие его траектории уже сформировались, конкуренция между технологиями практически исчезла, осу- ществился переход от базовых нововведений, которые уже реализовались, к улучшающим. Технологическое развитие идет по пути совершенствования существующих технологий.

Соответственно монополистическая структура экономики усиливается. Особенно это характерно для энергетического сектора с высокой инерционностью. И это усиление монополизма позволяет взвинчивать цены. Собственно говоря, когда в экономике исчезает гибкость, у монополистов появляется колоссальная возможность для злоупотреблений своим положением, потому что в обозримой перспективе заменить доминирующий энергоноситель практически нечем.

Если у нас происходит всплеск цен на энергоносители (практически в 8–10 раз), причем на пике потребления, — это означает, что огромная часть производств теряет рентабельность, и воспроизводство в этих технологических цепочках становится экономически неоправданным. Финансисты из этих цепочек начинают изымать капитал. Средства, высвобождаясь из устаревших производств, не могут сразу пробить дорогу к новым, потому что новый технологический уклад еще не сформировался, он находится в зачаточном состоянии. Риски колоссальные, перспективы очень туманные, поэтому капитал, высвобождающийся из устаревших технологических цепочек, концентрируется в сфере обращения, на финансовом рынке. Это создает благоприятные условия для вздувания финансовых «пузырей». Тот финансовый «пузырь», который мы наблюдаем сегодня на рынке, тоже хорошо вписывается в эту картину.

Что происходит дальше? Избыточная концентрация капитала на финансовых рынках порождает финансовые пирамиды. Капитал, сталкиваясь с тем, что эта пирамида имеет тенденцию саморазрушаться с обесценением, ищет дорогу к новым технологиям.

Рождение нового уклада

С точки зрения экономики жизненный цикл технологического уклада может быть описан следующим образом (с горизонтом — примерно столетие).

Мы находимся сейчас в зоне, когда длинная волна идет на спад, и одновременно это уже фаза рождения нового технологического уклада. Она наступает после всплеска цен на энергоносители и является очень болезненной. Мы уже погрузились в депрессию, что отражается в понижающей фазе длинной волны. Эта депрессия связана с тем, что доминирующий технологический уклад, традиционные производства не расширяются, но при этом наблюдается быстрый рост новых производств. Однако в силу общего ухудшения экономической конъюнктуры в этот период развитие нового тоже замедляется — на него также давит депрессия.

Десять лет назад, когда произошел обвал, больше всего пострадал NASDAQ — рынок высокотехнологических компаний. Хотя, казалось бы, при крахе традиционных отраслей капитал должен был бы устремляться в новые. Но финансовая пирамида не различает новые и старые отрасли. По мере того как рост финансовых пирамид останавливается и лопаются финансовые «пузыри» — капитал устремляется в новые технологии, в нашей терминологии — в производство нового технологического уклада. Новый уклад рождается из эмбриональной фазы

Рис. 1. Жизненный цикл доминирующего технологического уклада

2012–2014

Рис. 2. Смена

технологических укладов в процессе глобального экономического

кризиса

-

Текстильные

машины

Электро-

Двигатель внутреннего сгорания

Микроэлектроника

Нанотехнологии. Гелио- и ядерная энергетика

Паровой двигатель

двигатель

Эмбриональная фаза

Фаза роста

и становится доминирующим. На сегодня мы находимся примерно в этой зоне.

Если мы обратимся к структуре нового технологического уклада, это — комплекс, в ядре которого находятся нано-, био-, коммуникационные технологии (и окружающие их производства средств производства для таких технологий).

Это ядро расширяется со скоростью 35% в год, несмотря на то что общие темпы роста сегодня нулевые, а во многих странах отрицательные. После того как технологический уклад проходит фазу рождения, он выходит на устойчивую траекторию роста. Финансовому капиталу становится понятно, что открылись новые технологические возможности, рассасываются финансовые пирамиды, и денежные средства инвестируются в новые производства, начинается новая волна экономического роста. Соответственно технологический уклад выходит на экспоненциальную кривую. Затем все повторяется.

Такова логика смены жизненных циклов технологических укладов (рис. 1): эмбриональная фаза, которая формируется еще в зоне роста предыдущего уклада; фаза родов, которая связана со сменой технологической структуры; затем фаза роста; и — зрелости, которая завершается всплеском цен на энергоносители и падением экономики в депрессию с очередной структурной технологической перестройкой.

\ АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА \

Оседлать технологию

Почему происходит скачок, переключение капитала сначала из технологической сферы в финансовую, затем — из финансовой в технологическую? Рассмотрим известный пример — переход к светодиодам в электроосветительной технике, уже реализованный в промышленных масштабах, который позволяет на порядок сократить издержки потребления электроэнергии (рис. 4). Вот именно такие скачки в эффективности и создают привлекательность для капитала. Безусловно, здесь есть риски. Но тот, кто первый оседлает соответствующую технологию, получит сверхприбыль. Если эффективность повышается в 10 раз, понятно, что это очень лакомая цель для любого капитала, который готов идти на риски ради сверхприбыли и таким образом уходить из финансовой сферы в производство.

Еще пять лет назад были диссертации, где доказывалось, что наступила эра финансового капитала. Дескать, эпоха производства закончилась, мы вошли в постиндустриальную эпоху, производство стало менее капиталоемким, и мы вошли в зону, где финансовый капитал господствует — на века. На самом деле это лишь эпизод в смене фаз длинной волны и соответствующих им технологических укладов. Скоро мы вновь увидим бурные притоки инвестиций в новые технологии. Выход из сегодняшнего кризиса будет происходить по мере того, как ядро технологического уклада станет расширяться и капитал потечет в развитие новых производств.

Экономическое чудо происходит для тех субъектов (фирм или стран), которые вовремя входят в технологическую траекторию нового уклада.

Рис. 3. Структура нового (VI) технологического уклада и темпы роста его составляющих

Авиа-, судо-, автомобиле-, приборо-, станкостроение; солнечная энергетика; электроника; электротехника; атомная промышленность ; ядерная энергетика;

телекоммуникации; образование; химико-металлургический комплекс; ракетно-космический комплекс; растениеводство; здравоохранение.

Прирост: до 10% в год

Несущие отрасли

В начале жизненного цикла технологического уклада для строительства нанофабрики требовалось $50 млн инвестиций. Сейчас, когда мы уже вышли в нанодиапазон (причем достаточно уверенно — идет процесс по производству наносхем), требуется уже $400 млн. Пройдет еще пять лет — сумма достигнет миллиарда. Поэтому те, кто ухитряется вовремя войти в технологическую траекторию нового уклада, имеют возможность за небольшие деньги «оседлать» волну и затем на фазе расширенного воспроизводства своих собственных доходов и прибыли идти вверх, обгоняя конкурентов.

Отсюда и секреты промышленной политики: нет смысла вкладывать миллионы в производства устаревших технологических укладов. Это гигантские инвестиции, которые сопряжены с большими рисками, потому что все технологии уже освоены и догнать конкурентов практически нереально. Входить нужно именно в начальной фазе. Я помню, 10 лет назад мы излагали результаты исследований по большому количеству направлений, где показывали, что инвестиции в генную инженерию могли составлять, например, $1 млн. За эти деньги можно было купить оборудование, и грамотный коллектив из 10 ученых, аспирантов мог, если повезет, стать процветающей компанией в течение 5–10 лет. Сейчас все значительно сложнее.

Если брать микроэлектронику, тогда уже вход в отрасль составлял несколько миллиардов долларов, а вход в автомобильную промышленность — базовую отрасль позапрошлого технологического уклада — был сопряжен с инвестициями в десятки миллиардов долларов. А эффективность в новом технологическом укладе на порядок выше, чем в предшествующем, и на два порядка выше, чем в позапрошлом. И соответственно объем инвестиций требуется тоже на два порядка меньше в начале, чем в конце жизненного цикла технологического уклада.

Кредиты под 4%

В переходный момент, который мы сегодня переживаем, очень большую проблему представляют туманность и рискованность вложений в направления нового технологического уклада. Капитал не склонен концентрироваться в таких сферах. А масштаб инвестиций для подъема нового технологического уклада настолько велик, что даже крупные компании самостоятельно выйти на синергетические эффекты могут весьма редко.

Что касается бюджета, здесь все более-менее понятно: есть определенные ограничения, институты, где не сильно развернешься. Хотя важно, чтобы в эти переломные моменты бюджет финансировал науку и НИО-КРы достаточно мощно и не облагал налогом эти виды деятельности.

Но самые большие возможности открываются для государства в нынешних условиях в сфере денежнокредитной политики. На рис. 5 показано, что процентные ставки по кредитам у нас превышают рентабельность в машиностроении, строительстве. Это не позволяет предприятиям не только привлекать долгосрочные займы на освоение технологий нового уклада, но даже поддерживать существующее воспроизводство, потому что норма прибыли в инвестиционном комплексе ниже процентных ставок.

СКАЧОК ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРИ СМЕНЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УКЛАДА      РЕКОМЕНДУЕМАЯ СТАВКА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ — 3%

Рис. 4. Сравнение существующей и прогнозируемой эффективности различных видов освещения

Эффективность (лм/Вт)

Прогноз

Рис. 5. Показатели доходности операций в финансовой сфере, %

■ Рентабельность продукции

Нам необходимо переходить на более низкие процентные ставки, которые позволят предприятиям производственной сферы привлекать долгосрочные кредиты. Для этого предлагается соответствующая модель денежного обращения, эмиссии, которая свяжет производственные предприятия, нуждающиеся в «длинных» деньгах, с коммерческими банками и потоком средств ЦБ через механизм рефинансирования под векселя производственных предприятий. Для этого необходимо отслеживать платежеспособность этих предприятий, понимать риски. Банкам необходимо руководствоваться не исследованиями рейтинговых агентств, а знаниями клиентов, с которыми они имеют дело на долгосрочной основе. Мы предлагаем добиться снижения ставки под 4% годовых для предприятий, а для институтов развития выйти на процентную ставку 2% для объема инфраструктурных проектов, необходимых для роста нового технологического уклада. Без такого механизма никакого экономического чуда и даже сокращения отставания России от лидеров не произойдет.

Чтобы понимать масштаб инициирующего импульса, я скажу, что из предыдущего структурного кризиса

1970–1980-х страны Запада выходили через программу «Звездных войн» США. Гигантские деньги были закачаны в информационно-коммуникационные технологии через ОПК под угрозой войны. Опасность оказалась дутой, тем не менее гигантские инвестиции дали результат: в течение 20 лет комплекс коммуникационно-информационных технологий рос сам, без государства, с темпом 25% в год, и тянул технологический уклад и всю экономику на новой волне экономического роста.

До этого мир переходил к новому укладу через мировую войну и, к сожалению, через колоссальные человеческие жертвы и разрушения. К счастью, сегодня новый технологический уклад носит гуманитарный характер. Носителями этого уклада являются гуманитарные отрасли, прежде всего образование, здравоохранение и наука. Они будут давать примерно 40% ВВП, поэтому эскалация военных расходов не является локомотивом роста. Но в то же время требуется концентрация именно государственной политики и государственных ресурсов, потому что эти отрасли более чем наполовину определяются государственным спросом. е

ГРАНИТ НАУКИ

января

Moscow Business School приглашает специалистов в Москву на семинар «Директор по производству». В нем могут участвовать главные инженеры, руководители производственных отделов, все, кто отвечает за планирование и контроль производства. На семинаре рассмотрят основные концепции, технологии и методы управления производством. Научат определять направления стратегического развития компании, разберут пути оптимизации производственных затрат. Познакомят с практикой создания и размещения производственных мощностей, а также с методами определения их экономических параметров. Предполагается, что обучение поможет слушателям курса заниматься прогнозированием и планированием затрат на производстве, способствовать повышению эффективности работы персонала. Участники семинара повысят свой профессиональный уровень и управленческие компетенции.

Стоимость участия — 55 900 рублей.

04 „04 -*января

Русская школа управления проводит в Санкт-Петербурге курс повышения квалификации для руководителей подразделений информационных технологий компаний. В программе обозначены следующие темы: «Личная эффективность и управление IT-персоналом», «Финансовая подготовка IT-директора (IT-бюджет, аутсорсинг, эффективность)», «Управление IT-проектами — от устава до отчетов», «Улучшение качества управления и стратегия IT», «Управление информационными бизнес-системами», «IT-служба как сервисное подразделение». По каждой теме предусмотрены теоретические занятия и практикумы. По окончании курса слушатели получают удостоверение о повышении квалификации (государственного образца), «директорскую папку» с учебным материалом, доступ к дополнительным электронным материалам и видеодиск.

Стоимость участия — 55 500 рублей.

Статья