Обзор новых книг для социологов

Автор: Желнина Анна Александровна

Журнал: Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований @teleskop

Рубрика: Книжная полка

Статья в выпуске: 1, 2007 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/142181714

IDR: 142181714

Текст обзорной статьи Обзор новых книг для социологов

Небольшая книга В.Полещука, юридического консультанта-аналитика Центра информации по правам человека (Эстония), представляет собой русскоязычную версию доклада «Неграждане в Эстонии», подготовленного изначально на английском языке для 64-й сессии Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации. К первоначальной версии доклада добавлено небольшое предисловие с изложением истории появления феномена «безгражданства» в Эстонии. В основном же доклад и книга посвящены рассмотрению правовых аспектов проблемы – соотношения ее с нормами европейского законодательства, прав человека в целом.

Причины возникновения этого неоднозначного феномена – группы «неграждан» и в целом эстонской политики в отношении этой группы – является серьезной научной проблемой. Социологи и политологи издали огромное количество толстых томов, посвященных постсоветским этническим проблемам и ставших классическими, в каждом из которых неизбежно рассматривалась и ситуация русскоязычного населения Эстонии – например, известный труд Д.Лэйтина «The Russian-Speaking Populations in the Near Abroad» и др. Однако весь спектр теоретических проблем социологии и этнологии, в решении которых обычно упражняются представители этих дисциплин, в книге Полещука практически не затрагивается – его интересуют исключительно законодательство, формальные права, их реализация на практике и политика в области гражданства – как прикладная сфера.

Эстонские «неграждане» - это в первую очередь русскоязычное население, те, кто приехал в страну позже 1940 года, и их потомки. Т.е. огромное количество «советских» людей, в подавляющем большинстве – русскоязычных, в 2000 году их процент составлял около 20 % от всего населения Эстонии. Анализируя Конституцию Эстонии и некоторые другие законодательные документы, Полещук находит некоторые противоречия в политике по отношению к негражданам: формальное равенство граждан и неграждан, с одной стороны, с другой стороны – существование дискриминации по языковому, религиозному принципу; кроме того, есть определенные препятствия на рынке труда, не позволяющие негражданам занимать некоторые должности, и т.п.

В Полещук анализирует положение неграждан и эстонскую политику по отношению к ним с точки зрения прав человека: это довольно сухой, официальный, правоведческий текст. Фактологически он может быть интересен узким специалистам, но вряд ли сможет помочь понять положение неграждан с «человеческой» точки зрения. В конце книги предлагаются вполне конкретные рекомендации – о признании неграждан этническим меньшинством, чего до сих пор не было сделано, об упрощении процедуры натурализации, которую большинство неграждан считают долгой и унизительной, и т.п. В принципе, рекомендации эти очевидны и «висят в воздухе», но будут ли они когда-либо реализованы эстонским правительством?

Массовая культура на рубеже веков.Сб. статей. М.-СПб: Дмитрий Буланин, 2005.

Этот сборник статей – избранные материалы одноименной конференции, имевшей место в конце 2002 года. От сборников такого рода всегда ждешь разношерстности и малой связанности статей друг с другом – и темати- чески, и по качеству: хорошо, если хотя бы пара статей окажутся интересными. Однако об этом сборнике сразу хочется сказать: несмотря на то, что это материалы конференции, что они, несомненно, все очень разные, читать книгу интересно – причем не только специалистам-культурологам и искусствоведам.

Возможно, тот факт, что эту книжку можно «проглотить» за один вечер, объясняется самой темой: массовая культура близка всем и каждому, поэтому практически невозможно оказаться не в контексте и перестать понимать, о чем речь, а культурологический и искусствоведческий анализ, в некоторых статьях книги – очень наблюдательный и умный – даст пищу и для глубоких раздумий о культуре, искусстве и собственном отношении ко всем анализируемым в сборнике феноменам современной массовой культуры.

Феномены эти ограничиваются рамками т.н. «медиальных средств» культуры: несколько статей более общего характера о «традиционной» и «массовой» культуре (А.В. Захаров), о соотношении элитарного и массового искусства (Д.В. Крюков) открывают сборник, наполненный рассуждениями отдельно – о радио, о кино, телевидении, Эрасте Фандорине и Дарье Донцовой, популярной музыке, монументальном искусстве, КВН и прочем, что знакомо и близко любому россиянину. Завершает книгу запись дискуссии за «круглым столом», посвященной эстраде в массовой культуре (с участием Е.Петросяна).

Как уже говорилось, все статьи очень разные – и по аналитическим инструментам, применяемым авторами, и по темам, и по глубине анализа. Возможно, благодаря этому в книге представлен и весь спектр массовый «ме-дий», и многообразие подходов к их анализу.

Общим вопросам функционирования массовых «ме-дий» посвящены, например, статьи Е.Н.Шапинской о телевидении и К.Б. Соколова – о виртуальной реальности. Е.Н.Шапинская в статье «Телевидение как форма культуры» излагает концепцию классика культуральных исследований Р.Вильямса. Статья в первую очередь интересна именно этим: изложением основных положений этого пока не переведенного на русский язык, но очень востребованного на западе исследователя.

Более конкретные исследования – определенных жанров массового искусства или даже частным явлениям российской массовой культуры – охватывают почти все возможные темы.

Статья Е.В. Улыбиной, посвященная «женским детективам» в мягкой обложке, сопоставляет их с «дамскими романами» и «девичьими рассказами», анализирует эти тексты как мифы, представляющие различные образы мира, со своими правилами и структурой. Из «литературной» же сферы – небольшая статья Н.М.Зоркой об образе Эраста Фандорина из романов Б.Акунина: пытаясь разобраться в образе героя, автор статься фактически пытается ответить на вопрос – что такое масскульт для интеллектуалов? Возможно ли в принципе такое сочетание?

Итог можно подвести такой: какие-то статьи читаются с интересом из-за нетривиального взгляда на привычные и хорошо известные явления, какие-то – благодаря описанию «невидимых» простому зрителю/читате-лю подробностей функционирования «кухни» масскульта. И пусть книга не несет ярких откровений и неожиданных прозрений, она вполне годится для воскресного чтения интересующегося современной массовой культурой интеллектуала.

Д.Б. Коротаев, В.В. Клименко, Д.Б. Прусаков. Возникновение ислама. М.: ОГИ, 2007.

На волне интереса к исламу и восточным культурам в последнее время выходит очень много книг об этой религии – от популярных описаний в ярких обложках до серьезных монографий в академическом духе, которым наконец повезло быть изданными в хороших издательствах. Вот и эта книга вышла в издательстве «ОГИ» в серии «Нация и культура», среди изданий которой были замечены примечательные публикации: Ефимова о тюрьме, Щепанская о субкультурах, Утехин о коммуналке – в общем, книги, дающие представление о том, что сейчас делается передовыми антропологами нашей страны. Все эти книги были изложением результатов больших серьезных исследований, и можно было с уверенностью покупать большинство из них.

«Возникновение ислама» в этом ряду выглядит несколько странно: это довольно тонкая книга, добрую половину которой составляют приложения, большое «summary» на английском и огромный список литературы. При том, какую амбициозную задачу ставят перед собой трое авторов (рассмотреть вопрос причинах возникновения исламской религии), такой объем вызывает удивление: несмотря даже на то, что придираться к объему – это прием вузовских и школьных преподавателей. Раскрыть «социально-экологический» и «политико-антропологический» контексты возникновения важнейшей мировой религии на нескольких страницах – задача едва ли выполнимая. Поэтому стоит рассматривать «Возникновение ислама» как повод задуматься на заданную тему: идея проанализировать климатическую ситуацию в регионе и попытки населения к ней адаптироваться, «подстроить» под нее свое социальное устройство, как одну из предпосылок возникновения религии, - нетривиальный ход. И хотя самый сильный эффект производит именно сама постановка вопроса, а не то, как авторы пытаются на него ответить, книга довольно любопытна. Представления о том, насколько глубоко ислам укоренен в экологии, системе родства и политических нуждах региона пронизывают те семьдесят с небольшим страниц, на которых авторы излагают свою теорию: распад арабских государств в VIв. и последовавшие за этим глобальные изменения в быту, политическом устройстве во многом определяются страшными землетрясениями, некоей экологической катастрофой, после которых люди вынуждены были полностью перестроить свою жизнь – и появившийся ислам оказался органичным и логичным средством адаптации к новым жизненным условиям.

В целом же все изложено слишком кратко и схематично и напоминает скорее исследовательскую программу или небольшой отчет по гранту, чем серьезную монографию. Однако почитать и еще раз задуматься о том, что такое ислам для арабских стран, и какие разные существуют подходы к сущности религий – довольно любопытно.

Художественная литература XX-XXI веков. Классические и современные тексты по социологии, политологии, антропологии, философии и другим гуманитарным наукам.

Статья обзорная