Обзор отчетов и рекомендаций ОЭСР в связи с пандемией коронавируса (8–14 мая 2020 г.)

Автор: Левашенко А.Д., Коваль А.А., Ермохин И.С., Магомедова О.С., Черновол К.А.

Журнал: Мониторинг экономической ситуации в России @monitoring-esr

Статья в выпуске: 13 (115), 2020 года.

Бесплатный доступ

ОЭСР опубликованы материалы о преодолении последствий пандемии в части мер по содействию инвестициям, защите глобальных цепочек поставок в горнодобывающей промышленности, а также о мерах в сфере образования и помощи наименее развитым странам мира.

Короткий адрес: https://sciup.org/170176187

IDR: 170176187

Текст научной статьи Обзор отчетов и рекомендаций ОЭСР в связи с пандемией коронавируса (8–14 мая 2020 г.)

6 мая 2020 г. ОЭСР подготовила отчет о роли агентств по содействию инвестициям (далее – АСИ) в условиях пандемии COVID1. По оценкам ОЭСР, в 2020 г. в мире ожидается резкий спад прямых иностранных инвестиций (далее – ПИИ). Даже по самым оптимистичным сценариям потоки ПИИ сократятся более чем на 30% – при том что последние пять лет уже наблюдалось их стабильное снижение. ОЭСР отмечает, что пандемия существенным образом затронет главную функцию АСИ – привлечение инвестиций, поскольку в следующие 18 месяцев доступность ПИИ будет поступательно снижаться. Это связано в том числе с тем, что компании будут пересматривать свои цепочки поставок, а, следовательно, ожидается деинвестирование средств со стороны многонациональных компаний (далее – МНК), их уход с отдельных рынков и сосредоточение средств и усилий на восстановлении финансового здоровья «ядра» таких компаний.

13(115) 2020

Страны по всему миру принимают масштабные меры по борьбе с негативными экономическими эффектами кризиса, в том числе фискальные меры, меры по поддержанию стабильности денежных потоков, временную национализацию компаний, краткосрочные субсидии и т. д. Хотя аффилированные лица иностранных компаний обычно напрямую не исключаются из таких программ, определение их права на поддержку в ряде стран затруднено, если у них имеются представительства в нескольких странах.

Некоторые страны усилили скрининг ПИИ. Например, Австралия, Италия и Испания в ответ на кризис ужесточают политику в отношении иностранного инвестирования, чтобы защитить национальные интересы в чувстви- тельных, критически важных секторах. Следует отметить, что само по себе введение скрининга на иностранные инвестиции в секторах, затрагивающих вопросы национальной безопасности, – нормальная практика1 еще с 2008 г.2 Так, ограничения на иностранные инвестиции установлены в Вен-грии3. Для ПИИ такие меры по ужесточению ограничений могут создавать неопределенность, увеличивать издержки, вызывать задержку транзакций. Поэтому, отмечает ОЭСР, при реализации таких политик необходимо соблюдать принципы прозрачности и недискриминации.

В числе проблем для АСИ ОЭСР также упоминает риски снижения их финансирования просто в силу роста нагрузки на государственные бюджеты: государства могут направлять средства на более приоритетные в текущей ситуации задачи, а также переориентировать АСИ на привлечение инвестиций внутри домашних рынков.

При этом ОЭСР обращает внимание, что МНК играют важную роль в формировании глобальных цепочек добавленной стоимости, а ПИИ могут оказывать положительное влияние (прямое и непрямое) на местные экономики, в том числе за счет создания рабочих мест, упрощения доступа к иностранным товарам, услугам и пр. Синергия этих эффектов определенно в интересах соответствующих государств; АСИ же, в свою очередь, могут упростить формирование деловых связей в рамках ПИИ.

ОЭСР содействует международному взаимодействию в целях упрощения процедур инвестирования в русле совместного анализа инвестиционных процессов и обмена опытом. В 2016 г. была создана сеть АСИ ОЭСР (OECD IPA Network), основными задачами которой определены создание международного сообщества организаций по содействию инвестированию, а также сбор, формирование и использование знаний для продвижения инвестиций. Кроме того, в фокусе внимания сети – взаимодействие АСИ и регуляторов из разных регионов. Следует отметить, что российские АСИ в OECD IPA Network не участвуют.

ОЭСР рекомендует АСИ сфокусироваться на мониторинге соответствующих мер по противодействию экономическим последствиям пандемии, своевременном информировании клиентов, поддержке деловой активности. Также ОЭСР рекомендует АСИ поддерживать взаимодействие с аналогичными агентствами из других стран для совместной работы над расширением потоков ПИИ; адаптировать стратегии инвестирования в приоритетных секторах к пандемической ситуации и экспериментировать с институциональными решениями.

Защита прав участников горнодобывающей промышленности

13(115) 2020

Коллегиальная координационная группа программы ОЭСР по реализации Руководства ОЭСР по должной осмотрительности в ответственных цепочках поставок минералов опубликовала информационное письмо (призыв к действию, Call to Action), касающееся минимизации рисков в ответственных цепочках поставок в горнодобывающей отрасли в условиях пандемии COVID-194. Должная осмотрительность в понимании ОЭСР – это цикличе- ский процесс выявления, приоритизации и смягчения рисков, который проводится в соответствии с внутренним законодательством.

ОЭСР отмечает, что кризис оказывает непропорционально сильное влияние на жизни людей, задействованных в кустарной горной добыче и в работе малых шахт; при этом такая добыча составляет 83% рабочей силы в сфере горной добычи в мире. ОЭСР призывает международные организации, государства, финансовые институты, компании и институты гражданского общества принимать нижеследующие меры:

  • 1.    Активизировать структуры и сети гуманитарного взаимодействия и чрезвычайного реагирования для уменьшения потенциально разрушительных последствий COVID-19 для шахтеров. Особое внимание следует уделять преодолению последствий, связанных со здоровьем и социальноэкономическим благополучием, а также последствий, которые затрагивают женщин и их права.

  • 2.    Выделять средства на реализацию программ обеспечения должной осмотрительности в горнодобывающих районах, а также для поддержки малых и средних предприятий в цепочках поставок полезных ископаемых, в том числе с помощью программ кредитования и грантов. Учитывая дефицит средств в обороте хозяйств, вопросы финансирования следует решать в кратчайшие сроки.

  • 3.    Содействовать устойчивому включению малых ответственных горнодобывающих проектов в глобальные цепочки поставок при поддержке всех заинтересованных сторон, в частности, плавильных и нефтеперерабатывающих заводов, сертифицированных по международным отраслевым схемам в соответствии с руководящими принципами ОЭСР.

  • 4.    Обеспечить баланс между сохранением добросовестности и гибкостью в части обеспечения должной осмотрительности в течение сложного пандемического периода. Теперь ожидания в отношении оценки рисков и результатов внешнего аудита должны будут учитывать влияние правительственных мер по борьбе с пандемией, констатирует ОЭСР. Поэтому сейчас важно понять, что и как нужно пересмотреть в части обеспечения должной осмотрительности, чтобы правильно реагировать на последствия пандемии различной срочности.

Стартапы

13(115) 2020

13 мая 2020 г. ОЭСР опубликовала обзор мер стимулирования стартап-активности в период пандемии COVID-191. ОЭСР отмечает, что ряд стран принимают меры для развития инноваций и поддержки стартап-активно-сти. Это обусловлено тем, что в странах ОЭСР стартапы играют ключевую роль в программах создания рабочих мест, инноваций и стимулирования долгосрочного роста; однако из-за кризиса COVID-19 количество запусков новых стартапов снижается, под вопросом оказывается даже их выживание. Указанные меры способствуют как разработке правительствами новых решений, направленных на обеспечение здоровья и безопасности населения в период пандемии, так и созданию сервисов, которые позволяют компаниям из традиционных секторов экономики пережить кризис, оптимизировать свои бизнес-модели за счет внедрения новых решений, снизить операционные расходы и повысить уровень цифровизации. ОЭСР отмечает, что сокращение числа новых компаний даже в течение одного года оказывает значительное негативное воздействие на экономику и качество жизни. По оценкам ОЭСР, сокращение в странах ОЭСР числа новых компаний на 20% может привести к потере занятости на 0,7% в течение 3 лет и еще на 0,5% в течение 14 лет.

ОЭСР рекомендует правительствам стран – членов Организации нижеследующие ключевые меры поддержки стартапов:

  • 1.    В сфере снижения краткосрочных негативных эффектов:

  • •    краткосрочная финансовая поддержка стартапов (через кредитные гарантии, прямые займы, гранты, субсидии);

  • •    информирование о существующих мерах и инициативах по поддержке стартапов в период кризиса COVID-19;

  • •    поддержка исследований и разработок, поощрение радикальных инноваций в стартапах;

  • •    поощрение инвестиций самих стартапов в развитие навыков и обучение онлайн.

  • 2.    В вопросах снижения барьеров и создания стимулов:

  • •    снижение административных барьеров за счет упрощения соответствующих процедур и ускорения перехода к электронному правительству, а также за счет минимизации регуляторной неопределенности;

  • •    обеспечение в сотрудничестве с частным сектором доступности финансирования стартапов на всех стадиях их развития.

  • 3.    В вопросах стимулирования предпринимательского потенциала:

  • •    продвижение обучения предпринимателей в сочетании c мерами поддержки для лиц, потерявших работу вследствие разорения компаний;

  • •    стимулирование сотрудничества университетов и бизнеса для упрощения применения инноваций в промышленности и карьерных переходов «университет-предпринимательство»;

  • •    стимулирование разработки сетей делового взаимодействия, включая сети, сводящие соискателей и стартапы (например, платформы по поиску работы), а также облегчение доступа к международным рынкам;

  • •    поддержка инвестирования в экосистемы стартапов с сохранением за бизнес-инкубаторами и бизнес-акселераторами важной среднесрочной роли в обучении, наставлении и шефстве над потенциальными предпринимателями и существующими стартапами.

Вклад иностранных врачей и медицинского персонала

13(115) 2020

13 мая 2020 г. ОЭСР опубликовала отчет, посвященный вкладу иностранных врачей и медперсонала в противодействие кризису COVID-19 в странах ОЭСР1. В отчете отмечается, что врачи и иные медицинские работники из других стран являются ключевыми участниками систем здравоохранения в условиях пандемии. В странах ОЭСР доля таких работников составляет от 3% до 40% в Норвегии, Ирландии и Новой Зеландии и 60% в Израиле. Следует отметить, что под «иностранными» понимаются и граждане, получившие медицинское образование и имеющие соответствующие лицензии в других странах. В ус- ловиях пандемии такие медработники представляют собой дополнительный персонал, способный предоставлять медицинскую помощь. Для того, чтобы обеспечить им такую возможность, страны ОЭСР делают исключение для иностранных медработников в вопросах запрета на въезд из-за границы, автоматически продлевают им визы (например, в Великобритании), разрешают медицинским работникам осуществлять профессиональную деятельность в отсутствие соответствующих лицензий (например, в Чили, Франции). В Италии и Германии разработаны системы временных лицензий для иностранных врачей. Также, ОЭСР рекомендует странам следующие меры:

  • •    полноценно внедрять Глобальный кодекс Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по практике международного найма персонала здравоохранения1;

  • •    развивать международное сотрудничество для компенсации глобальной нехватки работников в сфере здравоохранения и для помощи менее развитым странам в наращивании кадрового резерва медработников и создании достаточно качественных систем здравоохранения (за счет этого будут устранены факторы, побуждающие медработников к эмиграции);

  • •    наращивать образовательные мощности для обучения медработников в принимающих странах;

  • •    обеспечивать равные условия труда для иностранных и местных медработников и равноценно признавать вклад в функционирование национальных систем здравоохранения в целом и в борьбу с COVID-19 в частности;

  • •    не допускать «растрату мозгов», т.е. использование квалифицированных работников для задач ниже их квалификации в силу формальных причин;

  • •    использовать возможности для интернационализации медицинского образования.

Роль социальной составляющей образования в условиях пандемии

12 мая 2020 г. презентованы аналитические материалы ОЭСР, посвященные роли социальной составляющей образования в условиях противоэпидеми-ологических ограничительных мер2. ОЭСР подчеркивает, что в текущей ситуации под угрозой находится психическое здоровье учащихся, особенно тех, кто страдал от тревожности или депрессий еще до пандемии. При этом имеются в виду не только несовершеннолетние учащиеся: ОЭСР отмечает, что, согласно данным, собранным до начала пандемии, доля взрослых, страдающих депрессией, снижается с повышением уровня образования.

13(115) 2020

ОЭСР также обращает внимание, что лица с более низким уровнем образования чаще становятся жертвами домашнего насилия, а подверженность такому насилию снижает самооценку и возможности для повышения уровня образования у детей. Как следствие, рост уровня домашнего насилия во время пандемии может оказать значительное негативное влияние в этой части – как непосредственное, так и долгосрочное. Здоровые привычки в период изоляции должны включать поддержание социальных контактов. Социальные контакты, в свою очередь, лучше поддерживаются, если человек вовлечен в процессы обучения.

ОЭСР приходит к выводу о том, что помимо очевидных положительных экономических эффектов образования, повышение его уровня играет важную социальную роль. К положительным эффектам, в частности, относятся улучшение психического здоровья, формирование социальных взаимодействий и более здоровый образ жизни.

Моратории на долги беднейших стран в период пандемии

14 мая 2020 г. ОЭСР опубликовала отчет, посвященный вопросам моратория на взыскание долгов беднейших стран на период пандемии COVID-19. Пандемия коронавирусной инфекции включает два сопутствующих глобальных кризиса: санитарно-эпидемиологический и экономический. В таких условиях долговые кризисы для развивающихся стран имели бы катастрофические последствия. Поэтому 15 апреля 2020 г. министры финансов G20 согласились в текущем году ввести мораторий на взыскание долгов с таких стран.

Соглашение касается наименее развитых стран мира и стран, получающих помощь от Международной ассоциации развития (МАР), имеющих долги перед Международным валютным фондом и Всемирным банком, – всего 73 страны. В соглашении участвуют все официальные двусторонние кредиторы; к участию на схожих условиях призываются также частные кредиторы. К таким условиям относятся приостановка получения платежей от стран-должников с 1 мая до конца 2020 г. – с возможностью продления моратория и защитой от будущей реструктуризации нового финансирования, осуществляемого после 24 марта 2020 г. Ожидается, что официальными двусторонними кредиторами будет отложено получение около 16,5 млрд долл. В данном контексте ОЭСР отмечает, что введенный мораторий, хотя и является важной мерой, временно облегчающей положение стран-должников и позволяющей им использовать имеющиеся средства для противодействия негативным эффектам пандемии, долгосрочные проблемы все же не решает. В частности, ОЭСР приходит к нижеследующим выводам:

  • •    в целом, принятый мораторий на выплату долгов представляет собой положительный шаг к расширению международного сотрудничества в этой сфере, что важно в условиях текущего глобального кризиса – особенно для стран-участниц G20 и иных аналогичных международных организаций;

  • •    соглашение G20 не включает в себя положения, связанные с будущим перерасчетом приемлемого уровня задолженности, в том числе касающиеся реструктуризации и рисков переноса сроков погашения долга;

  • •    перспектива будущих переговоров, направленных на комплексную реструктуризацию, может привести к снижению числа стран, участвующих в моратории, поскольку ожидания частных кредиторов строятся на ожидании будущих выплат – следовательно, будущая реструктуризация может привести к выходу таких кредиторов из соглашения;

    13(115) 2020


  • •    беспокойство, связанное с реструктуризацией долга, вызывает вопрос использования ресурсов, ставших доступными в результате моратория. Всемирный банк и МВФ подчеркивают, что страны G20 должны осуществлять переоценку устойчивости долгов, в том числе подготовку предложений по принятию официальными двусторонними кредиторами мер, направленных на обеспечение нужд стран, получающих помощь в части как финансировании, так и льгот по долгам.

ОЭСР отмечает, что помимо введенного моратория необходимо рассматривать другие нужды уязвимых стран со средним уровнем дохода – в частности, зависимость таких стран от поставок нефти или, например, от туризма; значительное снижение экспорта в связи с пандемией. Учет таких обстоятельств может потребовать, например, реструктуризации долгов: так, Замбия, Эквадор и Аргентина уже ведут переговоры о реструктуризации.

Наконец, кризис выявил новые практические аспекты для улучшения взаимодействия. Так, меры G20 по поддержке наиболее пострадавших от COVID-19 стран должны также предусматривать мобилизацию источников финансирования, в том числе в частном секторе, а также учет устоявшихся принципов международного финансового сотрудничества, включая такие его формы, как «Юг-Юг» и трехстороннее («треугольное») сотрудничество. ж

13(115) 2020

Статья научная