Обзор отчетов и рекомендаций ОЭСР в связи с пандемией коронавируса за период с 14 по 20 августа 2020 г.
Автор: Левашенко А.Д., Коваль А.А., Ермохин И.С., Гирич М.Г., Черновол К.А.
Журнал: Мониторинг экономической ситуации в России @monitoring-esr
Статья в выпуске: 23 (125), 2020 года.
Бесплатный доступ
ОЭСР представила публикацию о проблемах проведения онлайн-экзаменов ввысших учебных заведениях в условиях пандемии COVID-19.
Короткий адрес: https://sciup.org/170176082
IDR: 170176082
Текст научной статьи Обзор отчетов и рекомендаций ОЭСР в связи с пандемией коронавируса за период с 14 по 20 августа 2020 г.
10 августа 2020 г. ОЭСР опубликовала обзор о проблемах удаленного проведения экзаменов в рамках высшего образования во время пандемии COVID-191.
23(125) 2020
90% стран полностью или частично закрыли свои учебные заведения, чтобы ограничить быстрое распространение COVID-19. Высшие учебные заведения во всем мире приняли аналогичное решение и закрыли свои кампусы, что затронуло около 99% студентов в мире. Опрос студентов и сотрудников высших учебных заведений по всему миру, проведенный Международной ассоциацией университетов (IAU) (109 стран), показал, что в более 90% опрошенных учреждений заменили классное обучение дистанционным или находятся в процессе разработки решений относительно того, как им продолжить преподавание удаленно. в международной сети, состоящей из 26 высших учебных заведений, участвующих в проекте Центра ОЭСР по исследованиям и инновациям в сфере образования (OECD-CERI) по развитию и оценке творческого потенциала и критического мышления в образовании, большинство вузов проводят свои курсы удаленно с помощью онлайн-технологий. Переход к онлайн-обучению обозначил несколько важных проблем организации экзаменов и обеспечения студентам возможности осваивать учебные программы в удаленном формате.
Академическая недобросовестность студентов. Академическая недобросовестность студентов, которая на практике выражается в мошенничестве и плагиате, на сегодняшний день является наиболее часто обсуждаемой проблемой в высшем образовании в связи с переносом экзаменов в онлайн.
Оценка и подтверждение практических знаний и навыков. в некоторых областях при оценивании знаний учащихся нельзя полагаться на письменные тесты для измерения приобретенных знаний и навыков, поскольку требуется прямое наблюдение за фактической способностью выполнять практические задания.
Обеспечение справедливого процесса проведения экзамена. Во время очных экзаменов все студенты собираются в одной комнате, чтобы сдать тест в одинаковых условиях (время, доступный материал и т. д.) в контексте внешних онлайн-экзаменов студенты не пользуются равными условиями труда. У них часто бывает разное технологическое оборудование (размеры экранов, скорость компьютеров, пропускная способность интернета и т.д.) Точно так же у некоторых может не быть доступа в тихое помещение, чтобы сосредоточиться на экзамене.
Риски технических неполадок. Адекватная и стабильная техническая инфраструктура является ключевым условием для проведения онлайн-экзаменов. Для учебных заведений это означает наличие хороших серверов и систем управления обучением. Что касается студентов и преподавателей, всем им нужен надлежащий доступ к интернету из дома. Очевидно, что учреждения, преподаватели и студенты должны иметь возможность пользоваться безопасным и надежным электроснабжением.
Отмена и отсрочка экзаменов. Непосредственный ответ на проблемы проведения экзаменов в режиме онлайн - отложить экзамены на более поздний этап, когда офлайн-деятельность возобновится, или просто отменить их. Во всем мире несколько учебных заведений отложили экзамены по разным причинам. Одна из них заключается в том, что некоторые учебные заведения расположены в регионах, где интернет не распространен. Другая причина связана с предметной областью, поскольку некоторые курсы основываются на лабораторных занятиях или практических занятиях для проверки полученных студентами знаний и навыков.
Онлайн-прокторинг. Онлайн-прокторинг - это решение, разработанное для наблюдения за удаленными экзаменами. Он направлен на снижение риска академической нечестности учащихся. Наблюдение за процессом сдачи экзамена осуществляется человеком или группой людей, которые контролируют студентов.
Переработка экзаменов. Переработка процесса экзаменования включает в себя множество различных типов адаптации, которые можно комбинировать для создания подходящих экзаменационных моделей в контексте конкретных учебных заведений, факультетов, студентов или курсов.
23(125) 2020
Замена экзаменов другими формами оценивания. Замена выпускных экзаменов альтернативными моделями оценки учащихся - это еще один тип решения проблем, связанных с организацией дистанционных экзаменов. Как и редизайн экзамена, он подразумевает адаптацию методов оценки к условиям проведения онлайн-занятий и экзаменов. в отличие от редизайна экзамена, он не ограничивается пересмотром формата конкретного экзамена, а заключается в переосмыслении всей модели оценки учащихся и экзаменов в рамках курса.
Криптоэкономика: новый потенциал в условиях пандемии COVID-19 и опыт России (аналитика экспертов Центра Россия – ОЭСР РАНХиГС) Страны ОЭСР, в отличие от России и ряда других развивающихся стран, сформировали условия для использования инструментов криптоэкономики и блокчейн-технологий с целью привлечения финансирования субъектами МСП, в том числе стартап-проектов и инвестиций крупных компаний. В настоящее время во Франции, Белоруссии, на Мальте приняты специальные законы, регулирующие порядок привлечения средств с использованием криптовалют и токенов. в других странах, таких как Швейцария, Великобритания, США, были изданы официальные разъяснения о порядке применения законодательства о ценных бумагах, налогах, о противодействии отмыванию денежных средств и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) в отношении привлечения средств с помощью криптоинструментов. Это позволяет компаниям привлекать финансирование для операционной деятельности и дальнейшего развития. в условиях снижения экономической активности из-за пандемии COVID-19 инструменты криптоэкономики позволяют поддержать предпринимателей без использования государственного финансирования.
Банк международных расчетов (БМР) в своей публикации от 3 апреля 2020 г. отмечает, что в связи с распространением COVID-19 в странах ОЭСР могут получить развитие центральные валюты центральных банков (CBDC1). Использование CBDC, по мнению БМР, способно сократить масштабы использования наличных денежных средств, а также обеспечить доступ к цифровым расчетам лицам, которые не пользуются банковскими услугами. Кроме того, внедрение CBDC позволяет снизить риски мошенничества и подделки, повысить уровень кибербезопасности транзакций. в феврале 2020 г. к тестированию выпуска CBDC приступил центральный банк Швеции; банковские регуляторы Японии, Швейцарии, Франции, Великобритании также рассматривают возможность использования CBDC в расчетах.
На международном уровне ОЭСР прогнозирует формирование глобальных сетей CBDC. Стремительное распространение технологии распределенного реестра для обеспечения функций хранения и передачи стоимости дает основания надеяться, что международная финансовая система в результате внедрения этой технологии станет намного эффективнее, чем сегодня. Первостепенное значение в процессе внедрения сетей CBDC приобретает поддержание бесперебойности их работы. Также необходимо расширить сотрудничество между центральными банками разных стран с целью обмена стандартами, опытом и передовой практикой в сфере регулирования CBDC. Все центральные банки стремятся к общему результату – лучшему обслуживанию своих экономических партнеров. Кроме того, такое взаимодействие позволит повысить интероперабельность между разными CBDC за счет расширения межвалютного обмена и многосторонних расчетов 2.
23(125) 2020
Государственная Дума приняла Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 259-ФЗ). Этот акт вступит в силу с 1 января 2021 г. Согласно данному в Законе № 259-ФЗ определению, цифровая валюта признается средством платежа и может являться инвестицией. При этом в соответствии с определением, данным Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), виртуальные валюты не являются законным средством платежа, но могут быть использованы в качестве расчетной единицы по согласию сторон1. Однако в силу ст. 14 Закона № 259-ФЗ российские юридические и физические лица не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, услуги или в качестве оплаты иным образом. Это противоречит распространенной в странах ОЭСР практике признания криптовалюты средством платежа, существенно ограничивает ее использование на территории России, а также снижает экономическую целесообразность владения криптовалютой. Кроме того, любые требования по цифровой валюте могут подлежать судебной защите только при условии информировании о факте обладанием цифровой валютой и совершении с ней сделок.
Что касается выпуска цифровых финансовых активов (ЦФА) в рамках первичного предложения токенов (initial coin offering, ICO), то российский законодатель и здесь отклонился от западной практики: с одной стороны, происходит выпуск ЦФА, которые могут представлять собой права денежных требований и другие права; с другой – если ЦФА выпущены в виде эмиссионных ценных бумаг, то они регулируются законодательством о рынке ценных бумаг.
Одновременно Закон № 259-ФЗ устанавливает и ряд требований, которые действуют в других странах в отношении процедуры проведения ICO (Швейцария, Франция, США). Например, определены подробные требования к white paper (решению о выпуске цифровых финансовых активов); требования к донесению информации об ICO до инвесторов (требования о публикации решения о выпуске) и др.
Наконец, Закон № 259-ФЗ устанавливает требования к информационной системе, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Необходимо отметить, что такая информационная система должна включаться в реестр Банка России. Это, с одной стороны, позволяет организаторам ICO не затрачивать дополнительные средства на создание своей собственной системы выпуска токенов, с другой – ограничивает возможность использования собственных систем, которые придется регистрировать. Хотя требования к информационной системе обременительны только с точки зрения требований к участникам (о деловой репутации и квалификации), необходимости создания внутренних правил и системы безопасности и др., зато требования, например, в отношении капитала отсутствуют.
23(125) 2020
Закон о цифровых финансовых активах вводит новый субъект российского крипторынка – операторы обмена цифровых финансовых активов. Такие операторы по сути являются криптобиржами, но только для обмена токенов, которые признаются по российскому законодательству цифровыми правами. При этом существующие криптобиржи, торгующие криптовалютами, такими, например, как биткоин и эфириум, не подпадают под определение нового субъекта, их деятельность остается неурегулированной. Одновременно Закон № 259-ФЗ прямо допускает возможность организации на территории России площадок для обмена криптовалют.
Кроме того, Закон № 259-ФЗ не регламентирует вопросы налогообложения цифровых финансовых активов. Таким образом, вопрос налоговых последствий совершения сделок с цифровыми виртуальными валютами остается открытым. При этом в государствах ОЭСР особенности применения действующих там фискальных норм к сделкам и иным операциям с криптоактивами устанавливаются в рамках специальных разъяснений органов налоговой службы. Таким образом, в России оборот криптоактивов будет подчиняться общим правилам налогообложения, что, очевидно, будет препятствовать его развитию.
Как представляется, Банку России и Министерству финансов Российской Федерации следует изучить возможность использования центральных валют центральных банков (CBDC); это позволит лучше контролировать расходы государственных средств, снизить стоимость финансовых транзакций.
ФНС России следует разъяснить характер налоговых последствий совершения операций с криптовалютами, в том числе в отношении типовых ситуаций совершения операций с криптовалютами.
Росфинмониторингу следует разъяснить порядок применения законодательства о ПОД/ФТ к субъектам криптоэкономики, в том числе к криптокошелькам, организаторам торговли виртуальными активам (криптобиржам).
Предложенные меры позволят создать для компаний новые возможности в части привлечения капитала на рынке цифровых финансовых активов - в условиях экономического кризиса, порожденного пандемией, определить понятные для компаний правила налогообложения сделок с криптовалютами и другими криптоактивами, а также правила применения законодательства о ПОД/ФТ. Это даст возможность банкам проводить транзакции, связанные с криптовалютами..Ж
23(125) 2020