Обзор отчетов и рекомендаций ОЭСР в связи с пандемией коронавируса за период с 21 по 27 августа 2020 г.
Автор: Левашенко А.Д., Коваль А.А., Магомедова О.С., Черновол К.А.
Журнал: Мониторинг экономической ситуации в России @monitoring-esr
Статья в выпуске: 23 (125), 2020 года.
Бесплатный доступ
Обзор Организации экономического сотрудничества и развития проблем, к которым приводит контрабанда объектов дикой природы в условиях пандемии COVID-19. ОЭСР рекомендует странам разработать национальную стратегию по борьбе с незаконной торговлей дикими животными и растениями, выделив в бюджете средства для мониторинга и реализации необходимых действий. В статье также освещен новый вид дискриминации по признаку «ассоциации личности с вирусом».
Короткий адрес: https://sciup.org/170176083
IDR: 170176083
Текст научной статьи Обзор отчетов и рекомендаций ОЭСР в связи с пандемией коронавируса за период с 21 по 27 августа 2020 г.
ОЭСР опубликован отчет о связи контрабанды животных с пандемией COVID-19 и о проблемах, вызванных контрабандой объектов дикой природы в условиях пандемии1.
Ученые утверждают, что контрабанда панголинов (ящеров, Pholidota) в Юго-Восточной Азии может быть одной из причин нынешней пандемии. Эти животные переносили вирусы, относящиеся к подвидам коронавирусов, родственных COVID-19, некоторые из них обладают схож им (до 99,92%) с COVID-19 геномом2. Панголины чаще всего являются объектами незаконной торговли в Юго-Восточной Азии, их продают как для употребления в пищу, так и для использования в традиционной медицине.
23(125) 2020
В отчете «Незаконная торговля дикой природой в Юго-Восточной Азии»3 2019 г. ОЭСР указывает, что, помимо панголинов и других животных, наиболее продаваемыми нелегальными объектами дикой природы в ЮгоВосточной Азии являются: резная слоновая кость, рог носорога. Целевая группа установила, что для контрабанды диких животных используются несколько торговых маршрутов, а Индонезия, Сингапур, Таиланд и Вьетнам являются ключевыми странами транзита. Незаконно ввозимые объекты дикой природы прибывают в регион Юго-Восточной Азии по воздуху и по морю, а затем проходят транзитом через сложные и организованные процессы незаконной перевозки. Браконьеры продают панголинов в основном на региональных рынках Вьетнама и Китая.
В исследовании «Основы управления для противодействия незаконной торговле»1 ОЭСР определяет три ключевых направления по противодействию незаконной торговле, в том числе объектов дикой природы:
-
• повышение эффективности штрафов и санкций;
-
• улучшение проверки растущего объема мелких поставок на предмет обнаружения незаконной продукции;
-
• противодействие преступной деятельности, связанной с незаконной торговлей, осуществляемой в зонах свободной торговли, за счет: расширения требований к информации о товарах, перемещаемых через такие зоны; введения ответственности за неправомерное использование зон; совершенствования процедур досмотра; поддержания достаточного числа должностных лиц с полномочиями по наблюдению или контролю за зонами свободной торговли в пределах своей таможенной территории и в соответствии с применимым регулированием; укрепление сотрудничества с заинтересованными сторонами и стимулирование разработки кодексов поведения для зон свободной торговли; повышение ответственности операторов зон свободной торговли; оптимизация таможенных процедур; осуществление международных обсуждений, связанных с режимом зон свободной торговли.
Кроме того, ОЭСР рекомендует странам разработать национальную стратегию по борьбе с незаконной торговлей дикими животными и растениями, выделив в бюджете необходимые ресурсы для мониторинга реализации действий. Ключевые аспекты такой стратегии должны включать:
-
• укрепление сотрудничества между правоохранительными органами и органами охраны дикой природы посредством разработки стратегических целей и совместных расследований;
-
• деятельность полиции и антикоррупционных органов к проведению антикоррупционных расследований в связи с арестами за преступления против дикой природы для выявления и преследования связанных с такими делами преступных сетей;
-
• участие подразделений финансовой разведки в расследованиях преступлений против дикой природы как на национальном уровне, так и в сотрудничестве с международными партнерами;
-
• содействие международной координации и операциям с соответствующими партнерами.
23(125) 2020
ОЭСР работает со странами-членами над продвижением легальной торговли за счет повышения прозрачности. Например, рекомендация Совета ОЭСР по противодействию незаконной торговле 2019 г. «Повышение прозрачности в зонах свободной торговли»2 является частью более широких усилий по противодействию незаконной торговле, включая противодействие незаконному обороту объектов дикой природы. Россия не выразила приверженность данной рекомендации.
Дискриминация по признаку «ассоциации личности с вирусом»
С распространением пандемии COVID-19 появился новый вид дискриминации и ксенофобии по признаку «ассоциации личности с вирусом». Это выражается в публичном определении вируса COVID-19 как болезни конкретной этнической принадлежности («китайский грипп», по выражению президента США Дональда Трампа; «коронаджихад» по выражению представителей одной из партий в Индии), в дискриминационном обращении с гражданами стран, наиболее пораженных пандемией; с лицами, которые носят средства индивидуальной защиты; с лицами, которые перенесли COVID-19 или у которых в семье кто-либо был заражен COVID-19. Таких людей принуждают испытывать чувство вины, неполноценности, исключают из общественной жизни, ставят в худшее положение, делают жертвами оскорблений и нападений. Поэтому некоторые международные организации выделяют эту проблему из круга вопросов усиливающегося неравенства. Отмечается, что проблема новой дискриминации является побочным эффектом некорректного преподнесения информации в средствах массовой информации (СМИ) и государственными органами, поэтому первичная форма противодействия социальной дискриминации – это недопущение дискриминации в регуляторной политике государства и в официальной информации, передаваемой медиа-ресурсам.
Социальная дискриминация по этнической принадлежности . Дискриминация выражается в любых формах неравного обращения с человеком по признаку его происхождения из стран, наиболее затронутых пандемией, а также разжигание чувств ненависти и отчуждения в обществе к представителям конкретных стран путем приписывания вины за появление пандемии конкретным странам или народам. Университет Сан-Франциско запустил базу данных о случаях дискриминации в отношении лиц азиатского происхождения (STOP AAPI HATE)1. С начала пандемии зафиксировано свыше 1900 случаев, 8,1% – с применением насилия2. Однако данная база основана на открытых данных в интернете: предполагается, что проблема имеет более серьезные масштабы. Нью-Йоркская Комиссия по правам человека в конце мая сообщила о выделении 100 тыс. долл. на социальную рекламу против дискриминации, связанной с COVID-193. Такую кампанию с начала пандемии проводит Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)4. СМИ, государственным органам и обывателям рекомендуется использовать официальное название вируса; соблюдать неприкосновенность частной жизни лиц, зараженных вирусом; не распространять информацию, которая поддерживает стереотипы о пандемии; сообщать администраторам медиа-платформ о дискриминационном контенте; доводить до сведения окружающих проблемы дискриминации и социального обособления.
23(125) 2020
Особенно уязвимыми оказались мигранты и беженцы. Международная организация по миграции в обзоре условий, которые делают мигрантов наиболее уязвимыми к воздействию пандемии, подчеркнула проблему социальной стигмы как следствия стереотипов и недостатка информации1. НКО Human Rights Watch опубликовала обзор случаев нарушения прав человека в связи с пандемией в различных странах2. В обзор включены случаи некорректного преподнесения информации на уровне руководящих постов, как ассоциирование проблемы распространения COVID-19 с проблемами пребывания беженцев в стране (в Венгрии, Италии). Агентство ЕС по фундаментальным правам в своем обзоре по социальному воздействию пандемии констатировало в странах ЕС всплеск дискриминации в отношении цыган, как постоянно мигрирующего этнического меньшинства3.
Дискриминация при оказании медицинской помощи. Для здравоохранения проявление дискриминации в связи с COVID-19 наиболее опасно, поскольку это усугубляет опасность для жизни и здоровья граждан. Бюро Комиссариата ООН по правам человека в своем обзоре подчеркивает, что дискриминация4 в отношении доступа к медицинским услугам влечет повышение рисков заражения и смертности среди определенных категорий лиц. Государствам рекомендуется поддерживать инклюзивный подход в обеспечении публичного здоровья. В Малайзии сотни мигрантов были помещены под арест и, таким образом, были ограничены не только в перемещении, но и в возможности получить медицинскую помощь5.
Дискриминация в трудовых отношениях . В связи с ростом безработицы ввиду экономического кризиса обостряется проблема дискриминации на почве COVID-19. Международная организация труда (МОТ) выпустила рекомендации по трудовым стандартам в условиях COVID-19, включая запрет на дискриминацию по состоянию здоровья (discrimination on health status)6. Подчеркивается, что случаи дискриминации при трудоустройстве или на рабочем месте по состоянию здоровья или истории болезней подпадают под действие Конвенции МОТ о дискриминации в области труда и занятости 1958 г. В связи с массовыми тестированиями на антитела к COVID-19, запущенными во многих странах со спадом пандемии эксперты предполагают случаи «обратной» дискриминации в отношении лиц, не переболевших коронавирусом. Поскольку значительный процент выявленных случаев были бессимптомными, возможно появление дискриминации в отношении тех работников или кандидатов на трудоустройства, которые не проходили никаких медицинских обследований во время пандемии7.
Дискриминационная практика может распространяться в том числе и в цифровой среде. Вероятность роста дискриминации по признаку состояния здоровья обусловлена активным использованием технических мер контроля, связанных с передачей медицинских персональных данных. Во многих странах на первом этапе пандемии были запущены приложения, действующие на основе данных о здоровье в части наличия факта
23(125) 2020
заражения COVID-19, например: BlueDot в Канаде, NCOVI во Вьетнаме, Self Diagnosis в Южной Корее, C-19 COVID Symptom Tracker в Великобритании, TraceTogether в Сингапуре, StopCovid во Франции и др. Однако не исключается вероятность использования собранных данных не по назначению, несанкционированной передачи информации для коммерческих целей или утечки данных.
Опасения субъектов персональных данных также связаны с распространением в условиях цифровой экономики практики цифровой дискриминации на основе профайлинга. В ряде стран ОЭСР законодательно закрепляется право на свободу человека от того, чтобы быть объектом автоматических решений на основе данных его теневого профиля. Включение медицинских данных субъектов в их профили для генерации решений может привести к росту дискриминации в отношении лиц, перенесших COVID-19. Это может выражаться в предложении таким лицам более дорогих средств индивидуальной защиты на электронных торговых площадках, в формировании наименее выгодных условий для онлайн-транзакций, в агрессивной рекламе о рисках повторного заражения или необходимости сдать кровь на антитела к вирусу, и в других формах дискриминационного различения переболевших.
В России также были зафиксированы случаи дискриминации в связи с COVID-191. В начале распространения пандемии граждане Китая стали подвергаться рискам необоснованных проверок документов в общественном транспорте2, принудительной депортации по этническому признаку3 и др. Также в России, как и в других странах, сохраняются риски цифровой дискриминации, в том числе с использованием теневых профилей. Такой профиль может формироваться из данных геолокации, поведенческих данных в интернет-среде, сведений из социальных сетей, данных о совершении поездок в страны, пораженные пандемией в период с начала распространения заболевания, данных об этнической принадлежности пользователя. Эти данные могут использоваться для генерирования автоматических решений при пользовании интернетом и услугами онлайн. Например, лицам, переболевшим COVID-19, могут «навязываться» услуги по профилактике и предотвращению повторного заражения; людям в группе риска к заболеванию могут предлагаться в первую очередь более дорогие средства защиты и противовирусные препараты.
* * *
23(125) 2020
Минтруду России предлагается разработать рекомендацию по предотвращению дискриминации по состоянию здоровья на рабочем месте или при трудоустройстве. К случаям дискриминации можно отнести также некорректный сбор данных о состоянии здоровья, например, включение в анкету соискателя вопросов о факте заражения в период пандемии соискателя или его близкого окружения; ограничение возможностей осуществлять трудовую деятельность; принуждение к специальным мерам защиты помимо общепринятых (возложение обязательства носить конкретные виды масок; перемещение работника в другое помещение, не приспособленное для труда); ограничение участия в организационной жизни предприятия;
дискриминационный подход к оплате труда или финансовому поощрению и иные формы дискриминации. В рекомендацию должен быть включен открытый список дискриминационных практик, поскольку это облегчит возможность лица доказать признаки дискриминации по отношению к нему.
Роскомнадзору России рекомендуется разработать рекомендации пользователям о предотвращении дискриминационной практики профайлинга по признаку ассоциации с COVID-19. Рекомендация может включать технические правила обеспечения безопасности своих данных, правила безопасного пользования интернетом и распоряжения своими данными, а также другие необходимые правила. Также, Роскомнадзору следует обеспечить стабильное функционирование своего официального сайта и разместить на нем отдельный сервис для обращения граждан в отношении несанкционированного использования их данных, ассоциирования их данных с COVID-19, цифровой дискриминации на основе данных профайлинга.
Кроме того, необходимо принять рекомендацию для операторов поисковых систем о приоритетном рассмотрении запросов на удаление персональных данных, связанных с COVID-19, за исключением сведений, касающихся вопросов публичного порядка (например, сведений о грубом нарушении режима карантина, мошенничества в период пандемии и др.).
Усиление внимания к проблемам дискриминации в трудовых отношениях позволит предупредить социальное отчуждение и ухудшение экономического положения трудящихся. В отношении цифровой безопасности предложенные меры позволят предотвратить социальное напряжение среди пользователей интернета и онлайн-услуг (предупредит дискриминацию, ксенофобию), снижение доверия к информационной среде, повысит сознательность граждан в обращении со своими данными в интернете. Меры по предотвращению распространения дискриминационной практики автоматического принятия решений в отношении лиц, ассоциируемых с пандемией COVID-19, позволят также предотвратить образование подобных дискриминационных барьеров в других сферах жизни. ж
23(125) 2020