Оценка функциональной активности ядрышковых организаторов хромосом у ели сибирской в различных экологических условиях
Автор: Калашник Надежда Александровна
Журнал: Известия Самарского научного центра Российской академии наук @izvestiya-ssc
Рубрика: Лесные ресурсы
Статья в выпуске: 3-3 т.15, 2013 года.
Бесплатный доступ
Проведены исследования функциональной активности ядрышковых организаторов хромосом у ели сибирской, произрастающей в различных экологических условиях на территории Южного Урала: в контрастных природных ландшафтах (высокогорья, равнины, поймы и долины рек), в зонах естественных геохимических аномалий, а также при промышленном загрязнении различной интенсивности в сравнении с контролем. Полученные результаты свидетельствуют о повышении функциональной активности ядрышковых организаторов хромосом у ели сибирской как в условиях техногенного загрязнения, так и в природных экстремальных условиях.
Ядрышковые организаторы хромосом, ель сибирская, промышленное загрязнение, экстремальные природные условия, южный урал
Короткий адрес: https://sciup.org/148201901
IDR: 148201901 | УДК: 502.3:
Текст научной статьи Оценка функциональной активности ядрышковых организаторов хромосом у ели сибирской в различных экологических условиях
По существующим представлениям, ядрышковые организаторы хромосом (ЯОХ) выполняют функции, присущие адаптивным системам. Прежде всего, это участие ЯОХ в жизненно важной функции организма – механизме белкового синтеза. В основе интенсификации любых биосинтетических процессов лежит изменение активности генома, в том числе, той его части, которая ответственна за синтез рРНК [6, 8, 10]. Функциональное состояние генов рРНК возможно оценить путем цитологического изучения ядрышек интерфазного ядра, размеры которых находятся в прямой зависимости от степени активности этих генов [5]. Информативным показателем активности белоксинтезирующей системы в клетке является ядерно-ядрышковое отношение [18]. Изменение ядерно-ядрышково-го отношения свидетельствует об изменении уровня биосинтеза белка. Возрастание объема ядрышка, связанное с усилением биосинтетических процессов в клетке, приводит к уменьшению ядерно-ядрышкового отношения за счет увеличения ядрышкового материала в клетке [11]. Поэтому неудивительно, что именно ядрышковая активность оказалась наиболее показательным цитологическим критерием оценки стрессового воздействия на организм при создании шкалы чувствительности для экологического мониторинга [2].
Исследования нуклеолярных районов хромосом у различных видов хвойных достаточно
многочисленны, подобные работы проводились и на примере ели сибирской [3, 9, 12, 13, 16], где авторами, в основном, изучался полиморфизма ядрышкообразующих хромосом. Однако вопросы исследования функциональной активности ЯОХ у ели сибирской в литературе практически не обсуждались. В настоящей работе представлены результаты исследования функциональной активности ЯОХ у ели сибирской, произрастающей в различных экологических условиях на территории Южного Урала: в контрастных природных ландшафтах (высокогорья, равнины, поймы и долины рек), в зонах естественных геохимических аномалий, а также при промышленном загрязнении различной интенсивности в сравнении с контролем.
Материал и методы. В качестве объектов для исследования выбраны средневозрастные естественные насаждения ели сибирской, произрастающие на территории Челябинской области и Башкортостана, всего исследовано 12 пробных площадей (ПП) из различных экологических условий. На выбранных ПП оценивалось жизненное состояние древостоев согласно классификации В.А. Алексеева [1]. При анализе результатов учитывались климатические условия и геохимические особенности районов исследования, а также комплексная характеристика интенсивности загрязненности территорий по состоянию атмосферного воздуха, водоемов и почвенного покрова [7; 15].
Описание пробных площадей. В районе г. Златоуста одна ПП находится на расстоянии 1,5-2 км от промышленной зоны города, вторая ПП расположена на территории свалки промышленных отходов, обе ПП подвержены многолетнему сильному техногенному загрязнению. В районе промышленной зоны г. Златоуста находятся металлургический комбинат, завод металлоконструкций, абразивный завод и ряд других производств. В районе г. Аша ПП находится в черте города, вблизи от железнодорожного полотна, подвержена также поливалентному техногенному загрязнению со стороны промышленных предприятий города - металлургического и химического заводов. В районе г. Сим ПП находится на окраине города, вблизи (200-300 м) от автотрассы. Помимо крупной автомагистрали, источником загрязнения в городе являются выбросы ОАО «Агрегат». Загрязнение этих ПП можно охарактеризовать как умеренное. В районе пос. Вознесенка ПП находится в регионе, который характеризуется сложным геологолитологическим строением и повышенным содержанием в материнских породах редкоземельных элементов (кадмия, стронция, кобальта, селена, марганца, меди, титана, хрома, ванадия и др.). В районе горы Иремель (высота над уровнем моря 1582 м) ПП находится на верхней границе распространения леса и характеризуется суровыми климатическими условиями произрастания (продолжительным низкотемпературным зимним периодом, резкими колебаниями дневных и ночных температур, сильными ветрами, обильными атмосферными осадками). В районе горы Таганай (высота над уровнем моря 1117 м) ПП находится рядом с Откликным гребнем на верхней границе распространения леса и также отличается суровостью климатических условий, характерных для высокогорий. В районе пос. Веселовка ПП находится на расстоянии 20 км южнее г. Златоуста, в долине реки Ай. В районе пос. Точильный ПП находится на расстоянии 30 км северо-восточнее г. Аша в предгорье Воробьиных гор. ПП в районе пос. Караидель и пос. Павловка находятся вблизи Павловского водохранилища на достаточно большом расстоянии от промышленных предприятий. В районе реки Инзер ПП находится на территории Южноуральского заповедника, в долине реки, на расстоянии 20 км от поселка Инзер (высота над уровнем моря 281 м). Эти ПП определены нами как оптимальные, и использованы в качестве контрольных.
Для насаждений при техногенном загрязнении, когда выбросы загрязнителей значительно превышают ПДК, характерно наличие большого числа суховершинных деревьев и деревьев с «ведьмиными метлами», усыхание боковых побегов, пожелтение или покраснение хвои. В этих условиях состояния насаждений охарактеризованы как «сильно ослабленные» и
«ослабленные». Насаждения в районах высокогорий, уже находящиеся в репродуктивном состоянии, характеризуются низкоростлостью и даже карликовостью, имеют резко выраженные признаки угнетенности в виде покореженных верхушечных и боковых побегов, асинхронности побегообразования и отсутствия охвоения в некоторых частях кроны. В оптимальных и контрольных условиях состояния насаждений определены как «здоровые».
В качестве материала для проведения исследований использована меристематическая ткань проростков семян. В качестве методов использовали общепринятые рекомендации окрашивания ядрышек, в том числе адаптированные применительно к хвойным породам [14, 17]. Давленые препараты изучали при помощи микроскопа ЛЮМАМ Р8, используя объективы х40 или х100. Исследовали с каждой пробной площади не менее 100 клеток (микрофотографии клеток с ядрышками представлены на рис. 1). В результате исследований определяли максимальное и среднее число ядрышек на клетку, а также ядерно-ядрышковые отношения. Статистическую обработку результатов проводили общепринятыми методами [4].
Результаты и их обсуждение. Результаты проведенных исследований показали, что среднее число ядрышек на клетку варьирует незначительно и составляет на различных ПП 5-7 ядрышек. Максимальное же число ядрышек на исследованных ПП варьирует от 10 до 16, причем наиболее высокое значение этого показателя наблюдается в условиях сильного техногенного загрязнения и высокогорий. В этих же условиях наблюдаются более низкие значения ядерно-ядрышковых отношений, они на 3-4 единицы ниже, чем в относительно чистых и оптимальных условиях (чем меньше этот показатель, тем больше объем ядрышек), что, несомненно, определяет тенденцию увеличения активности ядрышкообразующей системы у ели сибирской в стрессовых условиях (табл. 1). Полученные данные согласуются с результатами исследований у ели сибирской ядрышкообразующих районов хромосом, анализ которых показывает наличие высокого полиморфизма по числу и частоте встречаемости и особенно локализации вторичных перетяжек в их кариотипах. Так, М.В. Крук-лис [9] отмечает, что у ели сибирской наблюдается большое число вторичных перетяжек, однако только две вторичные перетяжки имеют постоянную локализацию. По данным Н.С. Медведевой и Е.Н. Муратовой [12] у ели сибирской вторичные перетяжки наблюдаются у многих хромосом, но более часто у пяти пар, а по результатам исследований О.С. Владимировой [3]
у 8 пар хромосом. Е.Н. Муратова [13] также отмечает, что у ели сибирской вторичные перетяжки как с постоянной, так и с непостоянной локализацией наблюдаются в 9 хромосомных парах и указывает, что северные популяции характеризуются более высоким их числом, чем южные.
Таблица 1. Показатели ядрышковой активности у ели сибирской в различных экологических условиях
| 
           Местонахождение пробной площади  | 
        
           Число ядрышек на клетку  | 
        
           Ядерно-ядрышковое отношение  | 
      |||
| 
           максимальное значение  | 
        
           среднее значение ±ошибка  | 
        
           коэффициент вариации  | 
        
           среднее значение ±ошибка  | 
        
           коэффициент вариации  | 
      |
| 
           г. Златоуст**  | 
        
           12  | 
        
           6,13 + 0,12  | 
        
           19,58  | 
        
           6,44 + 0,28  | 
        
           43,48  | 
      
| 
           г. Златоуст (свалка)**  | 
        
           14  | 
        
           6,19 + 0,16  | 
        
           25,85  | 
        
           6,42 + 0,29  | 
        
           45,17  | 
      
| 
           г. Аша*  | 
        
           12  | 
        
           6,01 + 0,18  | 
        
           29,95  | 
        
           7,71 + 0,32  | 
        
           41,50  | 
      
| 
           г. Сим*  | 
        
           10  | 
        
           5,72 + 0,16  | 
        
           27,97  | 
        
           8,13 + 0,26  | 
        
           31,98  | 
      
| 
           пос. Точильный  | 
        
           10  | 
        
           5,93 + 0,15  | 
        
           25,30  | 
        
           9,23 + 0,43  | 
        
           46,59  | 
      
| 
           пос. Веселовка  | 
        
           10  | 
        
           5,22 + 0,12  | 
        
           22,99  | 
        
           9,07 + 0,38  | 
        
           41,90  | 
      
| 
           пос. Вознесенка***  | 
        
           12  | 
        
           5,33 + 0,14  | 
        
           26,27  | 
        
           7,34 + 0,25  | 
        
           34,06  | 
      
| 
           пос. Караидель  | 
        
           10  | 
        
           5,88 + 0,16  | 
        
           27,21  | 
        
           8,18 + 0,21  | 
        
           25,67  | 
      
| 
           пос. Павловка  | 
        
           10  | 
        
           6,14 + 0,13  | 
        
           21,17  | 
        
           7,07 + 0,35  | 
        
           49,50  | 
      
| 
           **** гора Таганай  | 
        
           14  | 
        
           6,55 + 0,17  | 
        
           25,95  | 
        
           5,83 + 0,22  | 
        
           37,74  | 
      
| 
           гора Иремель  | 
        
           16  | 
        
           6,72 + 0,19  | 
        
           28,27  | 
        
           6,02 + 0,29  | 
        
           48,17  | 
      
| 
           река Инзер  | 
        
           10  | 
        
           5,65 + 0,16  | 
        
           28,32  | 
        
           8,05 + 0,22  | 
        
           27,33  | 
      
Примечание: * – умеренное загрязнение; ** – сильное загрязнение; *** – геохимические аномалии; **** – высокогорья; без обозначений – контрольные и оптимальные условия
    Рис. 1. Микрофотографии меристематических клеток ели сибирской с различным числом ядрышек
Выводы:
- 
        
1. В стрессовых условиях у ели сибирской наблюдается увеличение функциональной активности ЯОХ, то есть активизируются механизмы, обеспечивающие организмам процессы адаптивных изменений.
 - 
        
2. Ядрышкообразующая система данного вида является одним из важнейших элементов, с помощью которого осуществляется адаптация организмов в экологически неблагоприятных условиях.
 - 
        
3. Исследованные показатели ядрышковой активности могут быть рекомендованы для оценки степени стрессового воздействия на насаждения ели сибирской при мониторинговых наблюдениях.
 
Список литературы Оценка функциональной активности ядрышковых организаторов хромосом у ели сибирской в различных экологических условиях
- Алексеев, В.А. Диагностика жизненного состояния деревьев и древостоев//Лесоведение. 1989. № 4. С. 51-57.
 - Буторина, А.К. Анализ чувствительности различных критериев цитогенетического мониторинга/А.К. Буторина, В.Н. Калаев//Экология. 2000. № 3. С. 206-210.
 - Владимирова, О.С. Кариологические особенности ели сибирской Picea obovata Ledeb. из разных мест произрастания//Цитология. 2002. Т. 44. № 7. С. 712-718.
 - Вольф, В.Г. Статистическая обработка данных. -М.: Колос, 1966. 255 с.
 - Дуброва, Н.А. Ядрышковые организаторы хромосом как адаптивный элемент вида//Журнал общей биологии. 1989. Т. 50. №2. С. 213-217.
 - Дуброва, Н.А. Изучение полиморфизма ядрышкообразующих хромосом у видов рода Actaea L. (Ranunculaceae Juss.)/Н.А. Дуброва, Л.А. Малахова//Цитология и генетика. 1980. Т.14. №5. С. 3-8.
 - Комплексный доклад о состоянии окружающей среды Челябинской области в 2004 году. -Челябинск: Министерство радиационной и экологической безопасности Челябинской области. Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области, 2005. 221 с.
 - Корочкин, Л.И. Взаимодействие генов в развитии. -М.: Наука, 1976. 280 с.
 - Круклис, М.В. Кариологические особенности Picea obovata Ldb.//Лесоведение. 1971. №2. С. 76-84.
 - Кулаева, О.Н. О регуляции экспрессии генов в растительных клетках//Физиология растений. 1978. Т. 25. Вып. 5. С. 909-1008.
 - Машкин, С.Н. Сезонная динамика числа и размеров ядрышек и ядерно-ядрышковых отношений у представителей подсемейства сливовых при их интродукции/С.Н. Машкин, М.И. Назарова//Цитология. 1976. Т. 18. № 12. С. 1438-1443.
 - Медведева, Н.С. Кариологическое исследование ели сибирской (Picea obovata Ledeb.) из Якутской АССР/Н.С. Медведева, Е.Н. Муратова//Изв. СО АН СССР. Сер. биол. наук. 1987. Вып. 1. № 6. С.15-21.
 - Муратова, Е.Н. Кариосистематика семейства Pinaceae Lindl. Сибири и Дальнего Востока: Автореф. дисс. … докт. биол. наук. -Новосибирск, 1995. 32 с.
 - Муратова, Е.Н. Методики окрашивания ядрышек для кариологического анализа хвойных//Ботан. журн. 1995. Т. 80, №2. С. 82-85.
 - Проблемы экологии: Принципы их решения на примере Южного Урала/Под ред. Н.В. Старовой. -М.: Наука, 2003. 287 с.
 - Путенихин, В.П. Ель сибирская на Южном Урале и в Башкирском Предуралье (популяционно-генетическая структура)/В.П. Путенихин, З.Х. Шигапов, Г.Г. Фарукшина. -М.: Наука, 2005. 180 с.
 - Сабанеева, Е.В. Специфичность окрашивания ядрышковых организаторов азотнокислым серебром//Цитология. 1989. Т. 31, №1. С. 5-14.
 - Шахбазов, В.Г. Некоторые особенности ядрышка и ядра в клетках гибридного лука/В.Г. Шахбазов, Н.Г. Шестопалова//Докл. АН СССР. 1971. Т. 196, № 5. С. 1207-1208.