Оценка эффективности электрохирургического лечения гиперпластических процессов эндометрия при сонографии

Автор: Данилова О.С., Величко Светлана Андреевна, Коломиец Лариса Александровна, Чернышова Алена Леонидовна, Ротундо Е.Н.

Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj

Рубрика: Материалы конференции

Статья в выпуске: S2, 2010 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14055828

IDR: 14055828

Текст статьи Оценка эффективности электрохирургического лечения гиперпластических процессов эндометрия при сонографии

В последнее время благодаря развитию эндоскопической хирургии широкое распространение в гинекологической практике получил метод электрохирургической аблации эндометрия. Данная малоинвазивная операция является принципиально новым органосохраняющим видом лечения гиперпластических процессов. Важным является вопрос об оценке эффективности аблации эндометрия в различные сроки послеоперационного периода.

Цель исследования – определить значимость использования ультразвукового исследования органов малого таза при оценке эффективности электрохирургической аблации эндометрия

Материал и методы. У 55 пациенток по поводу рецидивирующей гиперплазии эндометрия и неэффективности гормонотерапии была произведена электрохирургическая аблация эндометрия. Средний возраст больных составил 50,2 года. Ультразвуковой мониторинг проводился с помощью ультразвукового аппарата «Logiq 5 Ex-pert» (General Electric Company) с использованием конвексного датчика с переменной частотой 4–5 МГц и трансвагинального датчика с переменной частотой 7–12 МГц в триплексном режиме: серошкальное изображение (В-режим) с одновременным наложением цветового картирования (ЦДК) тока крови и регистрацией кривых скоростей потока. Данное исследование проводилось всем пациенткам при поступлении в стационар, а также на 1, 3, 4, 6, 7, 12, 30 и 45-е сут после электрохирургической аблации эндометрия.

Результаты. После проведения электрохирургического лечения на начальных этапах ультразвукового наблюдения (1–6-е сут) размеры матки превышали исходные на 5–7 мм. Толщина М-эха в данный период составила в среднем 10 мм, граница между эндометрием и миометрием была нечеткой, сохранялась неоднородность М-эха. Практически у всех пациенток в первые сутки после операции отмечалось наличие гиперэхогенного ободка толщиной 2–3 мм по периферии полости матки, вероятнее всего, данная область соответствовала зоне коагуляционного некроза. В этот период отмечалось также наличие свободной жидкости в заднем своде. У большинства больных свободная жидкость из заднего свода исчезала на 7-е сут после операции, а у пациенток, имеющих в анамнезе хронические воспалительные процессы в малом тазу, – на 12-е сут. С 7-х суток отмечалось уменьшение размеров матки вплоть до исходных. Границы между проекцией эндометрия и миометрием становились более отчетливыми. При обследовании пациенток на 12-е сут граница между эндометрием и миометрием стала отчетливой, срединное М-эхо – однородным, более эхогенным, толщиной до 4 мм. К 30-м суткам существенной динамики со стороны органов малого таза при эхоскопическом мониторинге не наблюдалось. За весь период наблюдения структура и размеры яичников у пациенток репродуктивного возраста не изменялись, у двух других яичники не визуализировались. На 45-е сут у всех женщин при УЗИ органов малого таза патологии выявлено не было. М-эхо выглядело однородным, аваскулярным, толщиной 2–4 мм.

Выводы. Применение динамического ультразвукового контроля у больных после электрохирургической аблации эндометрия обеспечивает доступную и неинвазивную оценку течения раннего послеоперационного периода, когда использование других методов не представляется возможным.

Статья