Оценка налоговой нагрузки в России

Бесплатный доступ

Статья посвящена вопросам оценки налоговой нагрузки в целом по стране и на предприятиях. Исследованы методологические подходы к расчету налоговой нагрузки, выявлены их недостатки. Рассмотрена динамика налоговых доходов и платежей бюджета расширенного правительства Российской Федерации. Приведены результаты исследования налоговой нагрузки на работников в странах Евросоюза. Акцентировано внимание на необходимости закрепить методы расчета налоговой нагрузки на законодательном уровне.

Налоговая нагрузка, налоговое давление, налоговые доходы, день налоговой свободы, индекс налоговой нагрузки на работника

Короткий адрес: https://sciup.org/148319011

IDR: 148319011

Текст научной статьи Оценка налоговой нагрузки в России

В России налоговую нагрузку на экономику страны в целом определяет Минфин России по данным расширенного правительства как отношение величины налоговых доходов бюджета и страховых взносов во внебюджетные фонды к ВВП. Сравнивая налоговые доходы с ВВП, мы характеризуем тем самым его налогоёмкость, то есть оценивается доля ВВП, перераспределенная с помощью налогов. В экономической литературе чаще всего такое соотношение тождественно понятию «налоговая нагрузка» на макроуровне или на уровне государства. Налоговые доходы можно определять и в процентах к добавленной стоимости, но наиболее распространенным для характеристики налоговой нагрузки на макроуровне и для международных сопоставлений является доля налоговых доходов в ВВП.

Уровень налоговой нагрузки зависит от двух составляющих расчёта данного показателя: структура налогов и иных платежей, включаемых в расчет при определении налогового бремени; показатель, с которым сравнивают уплачиваемые налоги (на макроуровне – ВВП).

ГРНТИ 06.52.13

Дарья Кирилловна Батырова – аспирант кафедры статистики и эконометрики Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Статья поступила в редакцию 17.04.2019.

По имеющимся данным (ВВП – по Росстату, данные по состоянию на 31.03.2017, доходы бюджета расширенного правительства – по Федеральному казначейству), уровень налоговых изъятий в 2017 г. составлял 30,29% ВВП. Рассматриваемый показатель ниже не только, чем в большинстве стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), но и среднего для ОЭСР уровня – 34,3% (см. рис.). Получается, что налоговое бремя в России ниже, чем во многих развитых европейских странах. Однако, этот вывод, по нашему мнению, не соответствует реальности. Хотя сравнение налоговой нагрузки России с ОЭСР общепринято и рассматривается как обобщённая оценка эффективности налоговой системы, но у данного показателя есть негативные стороны, которые не позволяют по изменению его величины однозначно судить о тяжести налогового бремени.

Рис. Налоговые доходы и платежи бюджета расширенного правительства РФ в 2009-2017 гг. (% к ВВП)

В 2009 году, на пике кризиса, доля налоговых доходов в ВВП составляла 30,9%. Далее наблюдается волнообразное движение налоговой нагрузки, демонстрируемое на рисунке. Динамика налоговых доходов и платежей за рассматриваемый период характеризуется синусоидой вида:

y = 30,621+1,437sin t, t (142,9) (4,7)

где t – фактор времени в радианах.

R2 = 0,763, F = 22,5, критерий D-W = 1,632. Уравнение тренда статически значимо, по критерию Фишера (F-критерий) ошибка составила лишь 0,2%, автокорреляция в остатках отсутствует.

В 2017 г. в консолидированный бюджет страны поступило почти на 20,0% больше налоговых платежей, чем в 2016 г. (абсолютный цепной прирост составил 2,9 трлн рублей). Прирост ВВП за 2017 г. составил 1,5% (после падающих темпов роста ВВП в 2015-2016 гг.). Соответственно произошло и увеличение доли налоговых доходов в ВВП. Прирост поступлений по ненефтегазовым доходам произошел не только благодаря росту ВВП, но и в результате улучшения налогового администрирования, использующего автоматизированные методы налогового контроля.

На предприятии при сравнении налоговых доходов с ВВП учитываются лишь те налоги, администрированием которых занимается ФНС РФ. Между тем, у предприятий есть обязательные платежи, которые не прописаны в НК РФ, а потому и не учитываются в расчётах налоговой нагрузки. К ним можно отнести: платежи за выбросы загрязняющих веществ, патентные пошлины, лицензионные сборы, плата за парковку на автомобильных дорогах общего пользования, за проведение государственных экспертиз и т.д. Поэтому реальная налоговая нагрузка на бизнес существенно выше.

В рейтинге для 190 стран мира – Paying Taxes, проводимом экспертами Всемирного банка и международной аудиторской и консалтинговой компанией Pricewaterhouse Coopers, опубликованном в 2017 г., налоговая нагрузка по России составила 46,3%, а в среднем по миру 40,6% (мерой налоговой нагрузки в рейтинге рассматривался показатель: процент суммы всех взимаемых налогов от коммерческой прибыли).

О базе сравнения при расчете налоговой нагрузки ведутся дискуссии, в связи с этим Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) также высказывает мнение о возможной методике расчета налоговой нагрузки на бизнес. РСПП предлагает рассчитывать этот показатель так [4]:

НП^ОПС^ОМС^ОСС^ОП^НДФЛ

Налоговая нагрузка =                        ,

Чистая добавленная стоимость где НП – сумма налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации; ОПС – сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; ОМС – сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование; ОСС – сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование; ОП – сумма страховых премий на обязательное страхование опасных производственных объектов; НДФЛ – налог на доходы физических лиц.

Как можно заметить, данный расчёт предполагает оценку налоговой нагрузки на бизнес, поэтому исключён НДФЛ как налог, уплачиваемый физическими, а не юридическими лицами. Вместе с тем, следует заметить, что НДФЛ практически учитывается в затратах предприятия в составе величины начисленной оплаты труда, тем более, учитывая, что страховые платежи предприятий от фонда оплаты труда, включаемые в затраты, присутствуют в числителе формулы со знаком «+». В знаменателе расчёта используется чистая добавленная стоимость: ВДС – АМ, что представляется более точным в расчёте налоговой нагрузки по сравнению с ВВП, который включает в себя налоги на производство и импорт (НДС, Акцизы) и, следовательно, часть налогов учитывается одновременно в числителе и знаменателе расчёта налоговой нагрузки. Поэтому можно рекомендовать считать долю налоговых платежей вместе со страховыми взносами в процентах к чистой добавленной стоимости.

Непосредственное сравнение величины налоговой нагрузки по странам мира вряд ли возможно, ибо в разных странах существуют разные налоговые системы с разными видами налогов и налоговыми ставками, спецификой определения налоговой базы. Речь может идти о тренде налогового бремени с целью расширения возможностей развития бизнес-сферы и сокращения теневой экономики. В этом плане и представляет интерес, построенный на выборочных обследованиях рейтинг стран мира Paying Taxes.

Налоговая нагрузка на уровне предприятий рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности и оборота (выручки) организаций по данным Росстата. Расчет этого показателя по отдельным видам экономической деятельности позволяет видеть, какая часть выручки тратится на уплату налогов в бюджет. Федеральная налоговая служба России рекомендует данный показатель для самостоятельной оценки предприятиями своей налоговой нагрузки с той целью, чтобы не подпасть под выездную налоговую проверку. Налоговые органы проводят анализ и сравнивают налоговую нагрузку по предприятиям со средним уровнем по видам экономической деятельности. Если у предприятия налоговая нагрузка оказывается ниже средней, для него велика вероятность подпасть под выездную налоговую проверку [5].

Публикуемая информация за каждый год позволяет анализировать динамику налоговой нагрузки по отдельным видам деятельности и видеть дифференциацию налогового давления по разным сферам экономики. Вместе с тем, показатель налоговой нагрузки как доля выручки, затрачиваемая на уплату налогов в бюджет, даже в рамках одного вида деятельности по предприятиям может различаться в виду особенностей ценовой политики, специфики структуры затрат, размера предприятия, его местонахождения и других факторов. Например, в 2016 г. в компании «Роснефть» налоги составили от выручки 27,3%, а в компании «Лукойл» при той же практически выручке – 11,9% [1].

Кроме того, такие налоги как налог на имущество организаций, транспортный и земельный налог не связаны с выручкой. К недостаткам данного показателя можно отнести и то, что налоговыми органами территориальные различия в величине налоговой нагрузки не учитываются, что в последующем затрудняет работу бизнес-сферы. Также отсутствует статистическая информация для оценки налогового бремени на уровне предприятия. Следовательно, можно говорить о преуменьшении налогового давления на уровне предприятия [3].

Такой показатель, как среднедушевая налоговая квота на занятое население – еще одна разновидность оценки налогового бремени: налоговые поступления в бюджет сравнивают с численностью занятого населения (на уровне предприятия за базу сравнения берут среднесписочную численность работников). Так, в консолидированный бюджет России в 2017 году поступило налогов в сумме 17,3 трлн руб., а численность занятых в экономике составила 72,3 млн чел, т.е. на каждого занятого налоговая нагрузка в среднем составила 239,3 тыс. руб. Среднедушевая налоговая квота на 1 занятого выступает функцией налогоёмкости ВВП (доли налоговых платежей в ВВП) и производительности труда на макроуровне. Эти показатели связаны между собой мультипликативно. Т.е., чем больше налогоемкость, тем больше налоговая квота на 1 занятого. Однако, этот показатель, как и налоги на душу населения, не сравним по регионам ввиду его зависимости от уровня инфляции. Налоги на душу населения и на 1 занятого тоже связаны между собой мультипликативно.

Сегодня проблема оценки налоговой нагрузки на работника широко обсуждается в литературе. В странах Евросоюза рассматривается показатель «Индекс налоговой нагрузки на работника». Его целью является сравнение размера налогов и социальных выплат со средним уровнем дохода и выведение таким образом «Дня свободы от налогов» (Tax Freedom Day – TFD) и момента, с которого сотрудник начинает получать чистую прибыль. Исследование проводит французский экономический институт Молинари (Institut Économique Molinari, IEM) с 2010 г. Результаты исследования налоговой нагрузки на работников в странах Евросоюза опубликованы в 2015 г. [6].

Для расчёта TFD была определена «реальная налоговая нагрузка», представляющая соотношение социальных выплат, подоходного налога и НДС к полному заработку сотрудника. Чем раньше наступает «День свободы от налогов» тем, по мнению специалистов института Молинари, меньше налоговая нагрузка. Странами ЕС с наименьшей налоговой нагрузкой в 2015 г. оказались: Кипр – TFD 31 марта; Мальта – TFD 19 апреля; Ирландия – TFD 28 апреля; Британия – TFD 9 мая; Болгария – TFD 18 мая [6].

Странами Евросоюза с самой высокой налоговой нагрузкой стали: Бельгия – TFD 6 августа; Франция – TFD 29 июля; Австрия – TFD 25 июля; Венгрия – TFD 17 июля; Греция – TFD 14 июля [там же]. История данного показателя охватывает не только Европу, еще в 1948 году американский бизнесмен из Флориды Даллас Хостетлер предложил рассчитывать показатель TFD. В Великобритании, в Германии, Болгарии, Чехии, Канаде также проводят расчёты TFD с дальнейшей публикацией результатов.

Аналитики компании ФБК («Финансовые и бухгалтерские консультанты») по данным Росстата за 2013 г. впервые рассчитали наступление в России «Дня налоговой свободы». Для расчета показателя сумма поступивших в бюджет налоговых доходов и социальных взносов в числителе сравнивалась с чистым национальным доходом (валовый национальный доход за вычетом амортизации основных средств). Рассчитанный показатель составил 104 дня для уплаты всех налогов и сборов, таким образом «Днём налоговой свободы» можно было считать 15 апреля 2013 г. (105-ый день). Данные в ретроспективе показали, что «День налоговой свободы» в 2011-2013 гг. наступал значительно позднее, чем в 2000-х. Это является косвенным доказательством роста налоговой нагрузки в России за последние несколько лет.

Существуют и другие методы расчета показателя: учитываются не только доходы за счет налогов, но и обязательные платежи в бюджет. В 2013 году такой подход к расчету сдвинул данный индикатор на 147-й день календаря – 27 мая (2013 год) [2]. Существенные доходы страны от внешнеэкономической деятельности: таможенные пошлины и неналоговые доходы государства объясняют полученные результаты. Стоит отметить, что во многих зарубежных странах таможенные пошлины рассматриваются в качестве разновидности косвенных налогов. Независимо от способов оценки, «День налоговой свободы» в России наступает поздно.

Очевидно, что присутствует проблема избыточной налоговой нагрузки, так как после уплаты всех налогов средств на развитие все равно оказывается недостаточно. Разнообразие методик исчисления показателя налоговой нагрузки и разброс колебаний в этих показателях указывают на необходимость на законодательном уровне закрепить методы расчета налоговой нагрузки.

Список литературы Оценка налоговой нагрузки в России

  • Исследование РБК: крупнейшие налогоплательщики России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/15/08/2017/597724fd9a794714c9ac187c (дата обращения 01.03.2019).
  • Когда в России наступает День налоговой свободы: исследование компании ФБК. М.: Институт стратегического анализа, 2015.
  • Курышева С.В. Оценка тенденций в изменении налоговой нагрузки предприятий России по видам экономической деятельности за 2006-2014 годы // Вестник НГУЭ. 2015. С. 152-159.
  • Николаев И.А. Аналитическая оценка налоговой нагрузки в российской экономике. М.: ФКБ, Grant Thornton, 2016.
  • Статистика в 2 т. Том 1 / И.И. Елисеева и др. М.: Юрайт, 2018. 332 с.
  • The Tax Burden of Typical Workers in the EU 28. 2015.
Статья научная