Оценка предотвращенного ущерба при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в Республике Беларусь

Бесплатный доступ

За весь послеаварийный период на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Республикой Беларусь затрачено 17 млрд. долларов США. В результате проведенных мероприятий величина накопленной дозы пострадавшими жителями Беларуси за 1986-2005 гг. составила 24000 человеко-Зв вместо ожидаемой величины 176000 человеко-Зв. Величина предотвращенной коллективной дозы составила 152000 человеко-Зв. С учетом международного коэффициента вероятности смертельных случаев рака на единицу эффективной дозы для населения, и оценке стоимости одного года жизни среднестатистического жителя, величина предотвращенного ущерба для здоровья людей за счет снижения доз облучения в результате проведения научно-обоснованных защитных мероприятий составила в денежном эквиваленте 45,2 млрд. долларов США. Экономический эффект от предотвращения радиационных эффектов для здоровья населения составил более 27 млрд. долларов США.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/170169921

IDR: 170169921

Текст научной статьи Оценка предотвращенного ущерба при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в Республике Беларусь

Суммарные потери Республики Беларусь в результате чернобыльской катастрофы, в расчете на 30-летний период ее преодоления, оцениваются в 235 млрд. долларов США, что соответствует 32 бюджетам республики в 1985 г. В эту оценку включены потери, связанные с затратами на здравоохранение, с загрязнением минерально-сырьевых, земельных, водных, лесных и других ресурсов; убытки, нанесенные промышленности и социальной сфере, сельскому хозяйству, строительному комплексу, транспорту и связи, жилищно-коммунальному хозяйству [5]. При этом приведенная величина не является окончательной. Сложность расчета стоимости затрат в первую очередь связана с отсутствием единого методического подхода к оценке и возмещению нанесенного катастрофой вреда и использованием для этих целей методик, разработанных в иной правовой и экономической системе.

В течение 20 лет правительство Республики расходовало на программы и проекты по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы от 5 до 17 % республиканского бюджета в год, что эквивалентно 17 млрд. долларов США за весь послеаварийный период [3].

Ущерб от загрязнения окружающей среды в результате любой экологической катастрофы необходимо рассматривать в нескольких аспектах – экономическом, социальном, экологическом, моральном. Расчет экономического ущерба имеет большую теоретическую базу в экономической науке и широкое практическое применение. Экологический ущерб включает не только экономические, но и фактические экологические, медицинские или социальные потери, возникшие в результате нарушения природоохранного законодательства, хозяйственной деятельности общества, стихийных экологических действий и катастроф. Оценка экологической составляющей суммарного ущерба в результате широкомасштабной катастрофы вызывает наиболь- шую трудность. Сложность связана с необходимостью использования экономических показателей для представления медико-биологических и социально-психологических последствий. Несмотря на постоянное совершенствование методических основ количественного исчисления экологического ущерба, методы, существующие на данный момент, имеют много недостатков. Поскольку понятие экологического ущерба является единой мерой оценки техногенного влияния на различные сферы жизни общества, его расчет требует множества исходных данных, многие из которых либо практически не фиксируется, либо просто не поддаются формализации. Часть социального, морального, эстетического и прочих ущербов, имеющих некий экономический эквивалент, теоретически может быть выражен при помощи стоимостных оценок, однако это лежит пока вне пределов возможностей современного экономического аппарата, поэтому расчетный экологический ущерб всегда является заниженным по отношению к реально существующему.

В Публикации 26 (1977 г.) [8] Международная комиссия по радиационной защите (МКРЗ) ввела понятие ущерба как меры полного вреда, который, в конечном счете, может быть причинен группе людей и их потомству в результате воздействия источника излучения. Ущерб здоровью включен как часть полного ущерба. На практике, обсуждая проблемы установления количественной меры ущерба, связанного с воздействием излучения, МКРЗ использует только ущерб здоровью и рекомендует вводить отдельно допущение о других формах ущерба. В Публикации 60 (1990 г.) [2] понятие ущерба рассматривается только в смысле ущерба здоровью.

Применение предложенного МКРЗ подхода к ущербу от радиационного воздействия, как к ущербу здоровью, позволило провести предварительную оценку ущерба по радиационному фактору, предотвращенного в результате широкомасштабных мероприятий, проведенных в Республике Беларусь при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Материалы и методы

В терминах Рекомендаций МКРЗ № 26 и 60, в качестве единицы ущерба по радиационному фактору рассматри вается номинальный коэффициент вероятности смерти – оцененная вероятность смертельных случаев рака на единицу эффективной дозы. Согласно аддитивной модели, каждый случай рака приводит к потере в среднем 20 лет жизни. При таком подходе для представления ущерба в экономическом эквиваленте возникает необходимость оценки стоимости жизни человека.

Официально признанной и полностью адекватной методики определения стоимости человеческой жизни до сих пор не существует. Отчасти это связано и с тем, что вопрос денежного выражения стоимости жизни человека оценивается как кощунственный. В Публикации 37 МКРЗ [1] отмечается, что «…эта критика является неудачной, если исходить из признания реальности ситуации, заключающейся в том, что имеющиеся у общества ресурсы являются ограниченными и, что улучшения безопасности требуют расходования некоторой части этих ограниченных ресурсов». И как только встает вопрос выделения средств на нейтрализацию опасных факторов и минимизацию рисков возникает необходимость денежной оценки человеческой жизни.

Первые практически применимые методики расчета ценности жизни человека с точки зрения самого человека, подвергаемого риску гибели, появились в США еще в 1963 и 1965 гг. [6, 7]. С момента выхода этих методик в печати поток публикаций на тему цены и ценности человеческой жизни неуклонно увеличивался и продолжается до сих пор. Основная идея, взятая в качестве исходного положения, заключается в следующем: за опасную работу люди требуют повышенную зарплату, а за снижение риска для своей жизни они вынуждены платить.

В работе [4] эта идея формализована математически и, со ссылкой на постулат Неймана-Моргенштерна, выводится, что человек своим экономическим и физически опасным (безопасным) для своей жизни поведением оценивает свою жизнь следующим образом:

Э (Тж)-Дс2 • (1)

где Э(Т ж ) - экономический эквивалент жизни среднестатистического человека в среднем возрасте Т ж , доллары США; Дс2 - среднедушевой денежный годовой доход, доллары США; Ру – средняя вероятность смерти за 1 год.

Средняя вероятность смерти за 1 год представляет собой так называемый фоновый риск смерти людей (вероятность наступления смерти от любой причины); в демографии этот показатель называется коэффициентом смертности Кс с учетом всех причин смерти людей. С учетом того, что Ру = Кс , формулу (1) можно преобразовать:

Э (Тж ) = Д2 ■ (2)

Кс

Если представить коэффициент смертности Кс как:

Kc _ число людей, умерших в стране за 1 год от всех причин , = среднегодовая численность населения страны тогда физический смысл стоимости человеческой жизни может определяться выражением (3):

Э ( Т ж ) =

Дс2 х (среднегодовая численность населения страны) число людей, умерших в стране за 1 год от всех причин

Таким образом, физический смысл экономического эквивалента жизни среднестатистического человека представляет собой сумму среднедушевых денежных годовых доходов населения в расчете на одного умершего.

В условиях Беларуси для оценки предотвращенного ущерба по радиационному фактору можно использовать величину предотвращенной коллективной дозы. Величину предотвращенной коллективной дозы (без учета доз облучения щитовидной железы) предлагаем представить как разность между величиной потенциальной коллективной дозы облучения, которая могла сформироваться у населения в отсутствии защитных мер, начиная с 1987 г., и реальным значением коллективной дозы, полученной пострадавшими жителями Беларуси с учетом предпринятых усилий по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС:

ДКп = ДКо — ДКр, (4)

где Дк п – предотвращенная коллективная доза, человеко-Зв; Дк о – величина потенциальной коллективной дозы облучения населения, человеко-Зв; Дк р – реальная величина коллективной дозы, полученной пострадавшими жителями Беларуси, человеко-Зв.

Для оценки величины потенциальной коллективной дозы Дк о в первом приближении можно использовать значение коллективной дозы за 1986 год в предположении, что это значение сохранится на протяжении всех последующих 20 лет.

Таким образом, с учетом (1)-(4), суммарный предотвращенный ущерб по радиационному фактору в результате проведенных мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в терминах МКРЗ можно представить следующим образом:

Уп = ((Дк о - Дк р ) х Кв с х 20 ) х Д 2 , (5)

Кс

где Уп – предотвращенный ущерб по радиационному фактору в результате проведенных мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС; Кв с – номинальный коэффициент вероятности смерти, Зв-1.

Результаты и обсуждение

В реальных условиях предпринятых мер по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, величина накопленной дозы пострадавшими жителями Беларуси за 1986-2005 гг. суммарно составила 24000 человеко-Зв. При этом накопленная коллективная доза за 1986 год оценивалась 8800 человеко-Зв, что дает величину 176000 человеко-Зв в качестве потенциально возможной коллективной дозы облучения населения за 20 послеаварийных лет в случае отказа от проведения реабилитационных мероприятий. Величина предотвращенной коллективной дозы, таким образом, составила 152 000 человеко-Зв. Все расчеты проводились без учета доз облучения щитовидной железы.

Для стоимости одного года жизни среднестатистического жителя Беларуси были использованы следующие данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь на 2005 год: величина средней заработной платы в месяц в Беларуси в долларах США – 253, величина годового коэффициента смертности с учетом всех причин смерти людей для Беларуси – 0,0149. С учетом представленных данных, один год жизни среднестатистического жителя Беларуси оценивается в 203,8 тысяч долларов.

С учетом приведенного МКРЗ принятого за единицу ущерба, коэффициента вероятности стохастических эффектов на единицу эффективной дозы для всего населения в 7,3 х 10-2 Зв-1, величина предотвращенного ущерба по радиационному фактору может быть оценена (согласно формуле (5)) в 45,2 млрд. долларов.

Таким образом, с учетом того, что суммарные затраты на ликвидацию последствий чернобыльской катастрофы составили 17 млрд. долларов, экономическая эффективность только за счет сохранения здоровья пострадавшего населения составила более 28 млрд. долларов США.

Необходимо отметить, что данный расчет выполнялся для среднестатистического жителя Беларуси, возраст которого по данным Министерства статистики 38 лет. Наиболее же облученная категория жителей Беларуси представляет собой когорту облученных в возрасте до 20 лет. Учет данного фактора при более детальном расчете, приведет к существенному увеличению величины предотвращенного эффекта: чем моложе человек, тем дороже оценивается год его жизни. Также не следует забывать, что ущерб здоровью является одной из составляющих суммарного ущерба, вызванного ионизирующим излучением, оценка которого представляет собой очень сложную многомерную задачу, требующей для своего решения обоснования в будущем специального экономического аппарата.

Список литературы Оценка предотвращенного ущерба при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в Республике Беларусь

  • Оптимизация радиационной защиты на основе анализа соотношения затраты-выгода. Публикация 37 МКРЗ: Пер. с англ. -М.: Энергоатомиздат, 1985. -95 с.
  • Радиационная безопасность. Рекомендации МКРЗ 1990 г. Публикация 60, ч. 1: Пер. с англ. -М.: Энергоатомиздат, 1994. -192 с.
  • Результаты мероприятий по преодолению последствий чернобыльской катастрофы и нерешенные проблемы. 20 лет после чернобыльской катастрофы: последствия в Республике Беларусь и их преодоление. Национальный доклад/Под ред. В.Е. Шевчука, В.Л. Гураческого. -Минск: Комчернобыль, 2006.-С. 69-100.
  • Турнов И.Л., Айвар Л.К., Харисов Г.Х. Стоимость жизни. Эквивалент стоимости человеческой жизни//Представительная власть. -2006. -Выпуск № 3 (69). -С. 24-29.
  • Экономический и социальный ущерб. 20 лет после чернобыльской катастрофы: последствия в Республике Беларусь и их преодоление. Национальный доклад/Под ред. В.Е. Шевчука, В.Л. Гураческого. -Минск: Комчернобыль, 2006. -С. 61-64.
  • Carlson I.W. Valuation of Life Saving: doctoral dissertation; Harward University. -Cambridge, 1963.
  • Fromm G. Civil Aviation Expenditures. Dorman R. (ed)//Measuring Benefits of Government Investments. -Washington, Brookings, 1965.
  • Recommendations of the International Committee on Radiological Protection. ICRP Publication 26. Annals of ICRP, vol. 1, no. 3. -Oxford, New York: Pergamon Press, 1977. -P. 3.
Еще
Статья научная