Оценка рецидивов сарком мягких тканей при использовании данных комплексной ультрасонографии

Автор: Федорова И.В., Фролова И.Г., Чойнзонов Е.Л., Величко С.А., Тюкалов Ю.И.

Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj

Рубрика: Материалы конференции

Статья в выпуске: S2, 2011 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14056164

IDR: 14056164

Текст статьи Оценка рецидивов сарком мягких тканей при использовании данных комплексной ультрасонографии

Актуальность. Наиболее яркой клинической чертой сарком мягких тканей является склонность к упорному и частому рецидивированию. Своевременное распознавание рецидивов мягкотканых сарком, особенно после проведенного хирургического и лучевого воздействия, все еще остается одной из сложнейших диагностических задач клинической онкологии. Обусловлено это как существенными анатомо-топографическими нарушениями в зоне оперативного вмешательства, так и развитием выраженных фиброзных изменений. Указанные факторы зачастую не позволяют пальпаторно выявить участки уплотнения, особенно при их небольших размерах. В то же время развитие воспалительных осложне- ний, инородные тела, организовавшиеся гематомы и т.п. могут создавать ложное впечатление о рецидиве опухоли.

Материал и методы. Пациентам, прооперированным по поводу сарком мягких тканей, было выполнено 35 контрольных ультразвуковых исследований зоны хирургического вмешательства. Рецидив опухоли был выявлен в 48,6 %, неопухолевые изменения - в 31,4 % случаев, в 20 % наблюдений не было обнаружено какой-либо патологии.

Результаты. Возврат заболевания был отмечен в сроки от 2 нед до 4 лет после удаления опухоли, в среднем - 12 ± 2 мес. Чаще всего рецидивировали миогенные саркомы (8,9 %) и липосаркомы (8,9 %). Рецидивные опухоли преимущественно имели многоузловой характер роста (88,2 %). Связано это, по всей видимости, с наличием нескольких опухолевых зачатков. Форма рецидивных узлов была неправильной, при выраженном фиброзе окружающих тканей приближалась к полигональной или звездчатой. Нечеткость контуров объемного образования отмечена в 64,7 %. В 35,3 % случаев контуры были легко различимы, когда рецидивная опухоль развивалась на фоне уплотненных вследствие фиброзных изменений или отека тканей. Во всех наблюдениях поверхность образований была неровной, имела бугристые (58,8 %) или лучистые (41,2 %) очертания. Сочетание нечеткости и неровности контуров отмечено в 58,8 % наблюдений. Патогномоничным для рецидивов можно было считать пониженную эхогенность узлов. Структура их была неравномерно неоднородной в 82,4 % случаев и соответствовала таковой при первичных злокачественных опухолях мягких тканей. Включения визуализировались в 58,7 % наблюдений, в 23,5 % они были анэхо-генными (сосуды), в 17,6 % - гиперэхогенными (фиброз), в 17,6 % носили смешанный характер. Минимальные размеры выявленного нами при ультразвуковом исследовании и подтвержденного гистологически рецидива составили 10 мм. Рецидивы злокачественных опухолей характеризовались наличием собственных сосудов в 82,3 %, причем в 41,2 % степень васкуляризации составила 3 балла. Собственный кровоток в наших наблюдениях не определялся в опухолях небольшого размера (менее 20 мм). Визуализируемые сосуды имели диаметр ≤1 мм, резко извитой ход, который не всегда удавалось проследить на всем протяжении, и беспорядочный характер деления. Располагались сосуды преимущественно в периферических отделах - в 47,1 % и имели смешанный спектр - в 64,7 %. Данные допплерометрии были неспецифичны, значения основных параметров колебались: Vmax от 8,4 до 46 см/с, Vmin от 1,28 до 21,4 см/с, TAV от 4,6 до 31,6 см/с, IR от 0,536 до 0,910, IP от

0,779 до 1,720. Наиболее часто после проведенного оперативного и/или лучевого воздействия в зоне вмешательства происходит развитие выраженных в той или иной степени фиброзных изменений, которые значительно затрудняют своевременное выявление рецидивов, а в ряде случаев и симулируют их. При сканировании в В-режиме отмечалось повышение эхогенности (72,7 %) мягких тканей послеоперационной области (подкожной жировой клетчатки, мышц и т.д.), структура их была сглаженной, равномерно неоднородной в 63,6% наблюдений, однако на этом фоне отчетливо дифференцировались отдельные утолщенные фиброзные септы и гетерогенные включения (27,3 %). Указанные изменения в 54,5 % случаев носили диффузный характер, не имели четких контуров. В то же время в 45,5 % наблюдений отмечался узловой характер фиброза. Образования имели повышенную эхогенность, четкие (18,2 %), ровные (27,3 %) контуры. Сочетание четкости и ровности контуров наблюдалось в 22,8 % случаев. Структура их была равномерно неоднородной, близкой к слоистой. Важнейшими допплерографическими признаками фиброзных изменений в мягких тканях послеоперационной области явились равномерное распределение сосудов в плоскости акустического среза в 81,8 %, линейное направление и дихотомический характер их деления в 90,9 % случаев.

Выводы. Важнейшей сферой применения ультрасонографии является динамическое наблюдение за больными, подвергшимися оперативному лечению. В исследовании описаны и систематизированы ультразвуковые признаки, позволяющие дифференцировать рецидивы злокачественных опухолей от фиброзных изменений, возникающих вследствие хирургического вмешательства и/или лучевой терапии. Диагностическая эффективность комплексного ультразвукового исследования в выявлении рецидивов мягкотканых сарком составила: чувствительность - 94,1 %, специфичность -91,7%, точность - 93,1 %.

Статья