Оценка результативности социальных проектов некоммерческого сектора: методологические и практическая проблемы

Автор: Мусабаева Диана Абаевна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Социологические науки

Статья в выпуске: 8, 2018 года.

Бесплатный доступ

В настоящее время наблюдаются тенденции роста интереса некоммерческого сектора к оценке социальных проектов. Тенденция обусловлена тем, что финансирующие организации хотят видеть результат поддерживаемого ими проекта. Однако нельзя не отметить, что данная тенденция позитивно сказывается и на самих НКО, так как повышает их проектную культуру и предоставляет возможность планировать будущую деятельность более качественно. В статье рассматриваются состояние проектной деятельности, сложившееся в некоммерческой сфере, и практика по оцениванию результативности социальных проектов. Цель исследования заключается в выявлении и анализе методологических и практических проблем оценки результативности социальных проектов, которые отражаются на качестве деятельности некоммерческих организаций. Автор статьи приходит к выводу, что решением выявленных методологических проблем может стать междисциплинарная технология оценки результативности социальных проектов, адаптированная под конкретную цель и конкретные задачи.

Еще

Оценка, социальное проектирование, социальный проект, результативность, методологические проблемы, некоммерческие организации, социальный результат, социальный эффект

Короткий адрес: https://sciup.org/149132739

IDR: 149132739   |   DOI: 10.24158/tipor.2018.8.4

Текст научной статьи Оценка результативности социальных проектов некоммерческого сектора: методологические и практическая проблемы

Социальная сфера общества представляет собой многогранное, динамичное явление, объединяющее различные отрасли, социальные системы и подсистемы, а также комплекс взаимоотношений, которые возникают между различными социальными группами и слоями населения. Социальная сфера обеспечивает создание условий для духовного и физического развития человека. Степень развития и состояния социальной сферы отражается на показателях качества жизни населения. Мониторинг показателей качества жизни позволяет выявить сильные и слабые стороны жизнедеятельности общества. Именно слабые стороны сигнализируют о присутствии социальных проблем. Существующие социальные проблемы предъявляют высокие требования к социальному поведению государства, бизнеса и некоммерческих организаций. Наиболее эффективным методом в решении социальных проблем, учитывающим специфику различных категорий населения, является разработка социального проекта [1].

Понятие «социальный проект» развивалось в тесной связи с рядом социологических концепций и подходов: социальная утопия [2; 3; 4], социальная инженерия [5; 6], структурно-функциональный подход [7], феноменология [8, с. 106], концепция социальной трансформации [9]. В дальнейшем данное понятие, в отличие от понятия «проект», которое разрабатывалось как в экономической науке, так и в инженерии, исследовалось в социологических школах в контексте социального проектирования.

В отечественной социологической науке сформировались три подхода к социальному проектированию: объектно, проблемно и субъектно-ориентированный. С позиции объектно ориентированного подхода социальный проект рассматривается как создание или усовершенствование (реконструкция) объекта, который выполняет важную социокультурную функцию в обществе. В рамках данного подхода были разработаны концепции Ж.Т. Тощенко [10], Г.А. Антонюка [11], В.И. Курбатова [12] и др. Проблемно ориентированный подход (Т.М. Дридзе [13] и др.) акцентирует внимание на диагностическую, прогнозную составляющую. В рамках данного подхода социальный проект представляет собой научно обоснованное и многовариантное решение социально значимых проблем. Субъектно-ориентированный, или тезаурусный подход, был разработан В.А. Луковым [14] . Данный подход рассматривает тезаурус создателя проекта в качестве основного источника проектной идеи. По мнению В.А. Лукова, социальное проектирование представляет собой конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам [15, с. 7].

Социальное проектирование представляет собой процесс, связанный с созданием прототипа социальных объектов, качеств, процессов и отношений [16, с. 15].

Несмотря на то что сейчас понятия «проект», «проектная деятельность», «социальное проектирование» широко распространены, доля некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в формате проекта, остается незначительной. Об этом факте свидетельствует активность некоммерческого сектора в конкурсе Фонда президентских грантов, представляющего собой наиболее формализованную площадку для оценки состояния проектной практики [17]. Во втором конкурсе 2018 г. было подано 8 560 заявок, в то время как по данным Минюста на июль 2018 г. в России зарегистрировано 219 967 некоммерческих организаций, имеющих разные организационно-правовые формы [18]. Для участия в конкурсе на получение гранта некоммерческим организациям необходимо разработать и представить социально значимый проект. Участники конкурса, не прошедшие отбор, отмечают, что возникают трудности и проблемы в написании обоснованного социального проекта, который бы соответствовал конкурсным требованиям, вследствие чего они допускают ошибки и не получают так необходимую им грантовую поддержку [19, с. 308].

Обоснованный социальный проект подразумевает не только описание социальной значимости проекта, но и разработку логической цепочки, которая бы объясняла логику проекта: как вкладываемые проектные ресурсы преобразуются в результаты разного уровня. Поэтому в настоящее время отмечается тенденция роста интереса к оценке социальных проектов, к методам оценки социальных результатов со стороны некоммерческих организаций: финансирующие организации хотят видеть результат поддерживаемых ими проектов.

Переходя к более общему контексту, дадим определение понятию «оценка проекта». Так, А.С. Автономов и Н.Л. Хананашвили определяют оценку социальных проектов как вынесение суждения о достоинствах и недостатках проекта с выводом о степени годности его для реализации, о ходе его выполнения, о достигнутом результате, об эффекте после его завершения [20, с. 11].

К одной из главных трудностей оценки результата социального проекта относится «смешанная природа» создаваемых ценностей [21, с. 37]. «Смешанная природа» ценностей заключается в объединении экономических и социальных результатов проекта, что приводит к отсутствию единого стандарта ее оценки. Сегодня используются многочисленные качественные и количественные методы оценки социальных проектов, часть которых акцентирует внимание на социальных результатах, другая – на социально-экономических результатах. Английский ученый С. Грин считает, что при оценке ценности, создаваемой социальным проектом, необходимо учитывать и количественные (финансовые), и качественные результаты [22]. Смешанная природа создаваемых в результате реализации проекта ценностей не позволяет вычленить влияние и участие конкретных мероприятий (например, труд волонтеров) в ее создании.

Оценка достижения социальных результатов проекта опирается на вышеупомянутую логическую цепочку, или модель проекта, которая представляет собой инструментарий, описывающий связи между элементами проекта: ресурсами, действиями, непосредственным результатом, социальным результатом и социальным эффектом. Здесь следует более подробно остановиться на последних трех элементах цепочки и конкретизировать их.

Непосредственный результат (количественный результат) – все, что непосредственно производится в ходе деятельности организации, реализующей социальный проект (количество подготовленных и распространенных информационных материалов, количество лекций и консультаций и др.).

Социальный результат – результат, отражающий позитивные изменения в ситуации с целевой аудиторией проекта (изменения в отношении к чему-либо, повышение информированности и др.).

Социальный эффект – то, что изменилось в структуре проблемы в результате деятельности по проекту.

Непосредственные и социальные результаты имеют принципиальное отличие. Данное отличие заключается в том, что социальные результаты – это не то, что «сделал» сам проект, а последствия проектной деятельности для целевой аудитории. Непосредственные результаты проекта не дают ответа на вопросы, получены ли запланированные результаты и достигнута ли цель проекта, в то время как социальные результаты представляют собой результаты на уровне цели проекта.

В работе «Мониторинг результативности в общественном секторе» Гарри П. Хатри обозначил, что в отчетной практике часто происходит смешение непосредственного результата и социального результата, т. е. деятельности и достижения [23]. Данное положение распространяется и на российскую практику. Так, социолог, эксперт-аналитик некоммерческой организации «Эволюция и филантропия» Н. Фреик, пообщавшись с представителями российских НКО, описала, как они оценивают эффективность своей деятельности. Среди основных критериев эффективности некоммерческие организации выделяют и непосредственные результаты: количество обращений в НКО, количество проведенных мероприятий, оказанных услуг, количество предпринятых действий – установленных ящиков для пожертвования, проведенных фандрайзинговых акций и пр.

В методологическом плане наибольшую сложность представляет оценка социальных эффектов проектной деятельности, или долгосрочного воздействия проекта, которое отражает изменения в структуре проблемы на уровне общества. Трудность оценки социального эффекта заключается в том, что достаточно проблематично доказать, что именно деятельность по данному социальному проекту привела к позитивным изменениям в социальной проблеме, отраженным в статистической разнице по отношению к первоначальному состоянию. Для того, чтобы использовать статистические методы оценки социального эффекта от реализованного проекта, необходимо создать «вакуумные условия», что в реальности неосуществимо. Поэтому даже позитивные изменения в значениях показателей по социальной проблеме не являются гарантией того, что данные позитивные изменения есть результат реализованного проекта, а не действия других внешних или внутренних факторов.

Другая методологическая проблема связана с самой оценочной базой, которая включает в себя такие необходимые компоненты, как четко прописанные цели и результаты проекта, по которым оценивается, достигнута ли цель проекта. Четко прописанные цель и результаты проекта предполагают наличие индикаторов, которые будут измерять результаты проекта и значения индикаторов, при которых цель будет считаться достигнутой. И именно выбор системы индикаторов, связывающих цель социального проекта и результаты, а также значения индикаторов являются наиболее сложным этапом проектного планирования [24, с. 46]. Здесь стоит также отметить, что при выборе системы индикаторов и оценке результатов социального проекта присутствует субъективность, поскольку в данной области нет стандартов оценивания, что влияет на объективность осуществления данной процедуры.

Таким образом, оценка результативности социальных проектов некоммерческого сектора характеризуется рядом проблем: одни из них являются специфичными, выраженными в низкой проектной культуре, другие – общими, касающимися процедуры оценки результативности любых социальных проектов. Общие проблемы относятся к методологии оценивания и кроются в самой оценочной базе. Вопрос о технологии оценки результативности социальных проектов, нивелирующей методологические проблемы, остается открытым. В практической реализации можно говорить о более или менее эффективном комбинировании методов оценки социальных проектов под конкретные задачи. Задачи социального проекта нередко носят междисциплинарный характер, поэтому привлечение специалистов из соответствующих предметных областей для проверки «теории» проекта и оценивания его результатов позволит повысить качество оценки.

Ссылки:

Список литературы Оценка результативности социальных проектов некоммерческого сектора: методологические и практическая проблемы

  • Автономов А.С., Хананашвили Н.Л. Оценка социальных проектов / под общ. ред. А.С. Автономова. М., 2014. 240 с.
  • Платон. Государство / пер. А.Н. Егунова // Платон. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 3, ч. 1. М., 1971.
  • Мор Т. Утопия / пер. с лат. Ю.М. Каган. М., 1978.
  • Тоффлер Э. Шок будущего: пер. с англ. М., 2002.
  • Поппер К. Открытое общество и его враги: пер. с англ. Т. 1. М., 1992.
  • Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку об организации труда. М., 1966.
  • Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002. С. 721-732.
  • Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М., 2004.
  • Заславская Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. М., 2004.
  • Тощенко Ж.Т. Социология. М., 1994.
  • Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием: теоретико-методический аспект. Минск, 1986.
  • Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов н/Д., 2001.
  • Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы / отв. ред. Т.М. Дридзе. М., 1994.
  • Луков В.А. Социальное проектирование. М., 2007.
  • Ангела О.Ю. Методы социального прогнозирования и проектирования. Ростов н/Д., 2018.
  • Официальный сайт Фонда президентских грантов [Электронный ресурс]. URL: https://президентскиегранты.рф/ (дата обращения: 20.07.2018).
  • Информационный портал Министерства юстиции Российский Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения: 20.07.2018).
  • Вишнева К.В., Прохоренко Ю.И. Проблемы реализации и перспективы развития проектной культуры и деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций // Ученые заметки ТОГУ. 2017. Т. 8, № 1. С. 306-309.
  • Автономов А.С., Хананашвили Н.Л. Оценка социальных проектов / под общ. ред. А.С. Автономова. 2-е изд., стер. М., 2015. 236 с.
  • Оценка экономической и социальной эффективности добровольческой деятельности / под ред. И.В. Мерсияновой. М.; СПб., 2018.
  • Green S. Creating a Tool for Measuring the Social Value of Design // The Design Journal. 2017. Vol. 20. P. 662-672.
  • DOI: 10.1080/14606925.2017.1352689
  • Хатри Г.П. Мониторинг результативности в общественном секторе: пер. с англ. М., 2005.
  • Табачникова М.Б. Теория и практика управления социальными проектами: организационный, институциональный, территориальный аспект: монография. Воронеж, 2016.
Еще
Статья научная