Оценка роли посредников в текущем состоянии рынка
Автор: Демин А.А.
Журнал: МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ "ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА".
Рубрика: Экономические науки
Статья в выпуске: 8-1, 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье проведена оценка роли посредников на рынке международной торговли на основе существующей теории и эмпирических данных. Во всех исследованных странах соответствующая доля международной торговли, в среднем более 10%, осуществляется через посредников. Особенно небольшие и менее эффективные фирмы могут экспортировать товары благодаря наличию посредников, действующих в более крупных масштабах и использующих эффект масштаба. Таким образом, посредники могут увеличить объем экспорта и степень экономической интеграции страны, особенно когда существуют соответствующие препятствия для доступа на зарубежный рынок. Многие фирмы на развивающихся рынках имеют доступ к зарубежным рынкам благодаря присутствию посредников. В связи с тем, что глобальный рынок становится все более сложным, оптовые торговцы, как правило, обладают большими размерами и значительной рыночной властью
Посредники, текущее состояние рынка, оценка роли, экспортеры-посредники, развитые и развивающиеся страны
Короткий адрес: https://sciup.org/14120800
IDR: 14120800
Текст научной статьи Оценка роли посредников в текущем состоянии рынка
Исследования с использованием данных на уровне предприятий показали, что только часть предприятий напрямую экспортирует продукцию на зарубежные рынки. Этот факт теперь хорошо обоснован в теоретических моделях, характеризующихся неоднородностью и фиксированными экспортными издержками. Данные эмпирические и теоретические выводы, игнорируют роль посредников в торговле [1]. Существующие теоретические основы также подчеркивают фиксированные экспортные издержки при принятии решения об экспорте прямо или косвенно. Хотя это статические модели фирм, выпускающие один продукт, относительно легко представляют себе динамическое расширение, при котором фирмы потенциально могут экспортировать несколько продуктов, а их прибыльность со временем меняется. В динамичной среде изменение невозвратных затрат на экспорт между типами фирм приводит к предсказуемым колебаниям в добавлении продуктов и их падению на экспортном рынке. Фирмы, сталкивающиеся с более низкими издержками, с большей вероятностью будут отказываться от продуктов в стабильном состоянии для прибыльности. Поскольку у экспортеров-посредников более низкие входные издержки, они с большей вероятностью изменят свою экспортную номенклатуру продукции.
Важность посредников на рынке проявляется в совокупной торговой статистике, в США на оптовые и розничные предприятия приходится примерно 11 и 24 процентов экспорта и импорта. Использование посреднических компаний получило особенно широкое распространение в развивающихся странах, особенно в Азии [3].
В начале 1980-х гг. Li and Fung, торговая компания с 100-летней историей, является ярким примером посредника, который связывает клиентов с тысячами поставщиков одежды в странах с низкой заработной платой. В настоящее время в Китае 22% китайского экспорта обрабатывается китайскими посредниками [10].
Существует несколько эмпирических анализов, изучающих роль посредников на рынке. Ahn et al [5], Акерман [6], Бернард [7] исследуют различные аспекты посредничества в экспорте для Китая, Швеции и США. Во всех трех исследованиях существуют различия между посредниками и фирмами, занимающимися прямым экспортом. Бернард обнаружили, что 35% экспортеров США являются оптовиками, на долю которых приходится 10% экспорта в стоимостном выражении. Их работа подчеркивает различия в атрибутах между экспортерами разных типов. По мнению Акермана существует небольшое количество посредников-экспортеров, намного меньше, чем производителей. Посредников меньше с точки зрения общего оборота и стоимости экспорта, но даже при этом они экспортируют больше продуктов и отправляют их в большее количество пунктов назначения, чем сами производители. Все вышеперечисленные авторы считают, что посредники на рынках играют более важную роль.
Блюм, Кларо и Хорстманн рассматривают роль посредников в основном с позиции страны-импортера, в то время как Раух и Уотсон обсуждают, тот факт, что фирмы-посредники фактически вступают во владение товарами.
Определение посредника-экспортера различается во всех работах, поэтому результаты нельзя напрямую сравнивать друг с другом. Ahn et al определяет посредника как фирму с определенными китайскими иероглифами в названии, Акерман [6] использует основной вид деятельности фирмы и включает, как оптовых, так и розничных торговцев, а Бернард различает чистых оптовых торговцев, чистых розничных торговцев и фирмы, которые смешивают производство с оптовой и розничной продажей. В качестве посредников мной в данном исследовании рассмотрены фирмы, основной деятельностью которых, является оптовая торговля.
Исходя из таблицы 1 доля экспорта увеличиваются по мере сокращения и измерения постоянных затрат и падают с ростом ВВП страны назначения. В отличие от других исследований, Ahn et al обнаружил [5], что у посредников, экспорт на фирму намного выше, чем у прямых экспортеров.
Посредники также активны во многих других продуктах, чем прямые экспортеры. Доли промежуточного экспорта положительно связаны с расстоянием, тарифами и показателем постоянных затрат и отрицательно коррелируют с ВВП страны назначения.
Таблица 1
Экспорт и количество фирм-экспортеров: доля по типу фирм, 2019г., %
Производители |
Посредники |
Розничные торговцы |
Удельный вес |
|
Экспорт |
85,52 |
10,71 |
0,86 |
254,91 (млрд евро) |
Экспортеры |
55,57 |
27,41 |
7,72 |
143 421 (фирмы) |
В таблице 1 представлена общая стоимость экспорта и относительная доля четырех основных категорий фирм. Преобладающая часть экспорта, более 85%, осуществляется непосредственно производственными фирмами. Производственные фирмы также составляют более 55% экспортеров. На 27% экспортеров, являющихся оптовиками, приходится более 10% мирового экспорта в 2019г. Эти цифры совпадают с данными, приведенными для Соединенных Штатов в Bernard et al, где посредники составляют 35% фирм-экспортеров и контролируют чуть более 10% экспорта США [7]. Как и в других странах, розничные торговцы являются относительно небольшими игроками в экспорте, на их долю приходится менее 1% экспорта в стоимостном выражении. В результате в оставшейся части исследования основное внимание уделяется роли оптовиков как экспортных посредников, и эти два термина используются как взаимозаменяемые.
Торговля через посредников и количество торговых фирм в разных странах представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Торговля через посредников и количество торговых фирм: разные страны, %
В США 2019 г. посредники составляют 34% фирм-экспортеров, но составляют лишь 8% от общего экспорта США. Напротив, смешанные фирмы, т. е. те фирмы, в которых на оптовую и розничную торговлю приходится не более 25% занятости, встречаются редко, около 4% экспортеров, но на них приходится большая часть торговли, около 67%. Данные о распределении фирм и стоимости торговли приводятся также для импорта. Чистые посредники -импортеры составляют большую часть населения, 42%, и на них приходится 15% стоимости импорта. Что еще более важно, около 50% импорта из Китая поступает через фирмы, классифицируемые как оптовые или смешанные [6].
В Италии, рассматривают в качестве посредников фирмы, занимающиеся оптовой торговлей как основной вид деятельности. Согласно их выводам, большая часть экспорта, более 85%, осуществляется непосредственно производственными фирмами, которые составляют более 55% экспортеров. На 27% экспортеров, являющихся оптовиками, в этот период приходится не более 10% итальянского экспорта. Как и в других странах, розничные торговцы являются относительно небольшими игроками в экспорте, на их долю приходится менее одного процента экспорта в стоимостном выражении. Более того, данные по Италии показывают, что посредники играют гораздо более важную роль со стороны импорта. На их долю приходится 35% импортеров, а их доля в стоимости импорта составляет около 35% [7].
Во Франции в 2019г., посредники представляли 32% экспортеров, что соответствует показателям Италии и США, но на их долю приходилась большая доля стоимости экспорта, около 20% по сравнению с 10% в двух других странах. Более того, стоимость экспорта увеличивается до 47% для однородных товаров, которые определяются как товары, продаваемые на организованной бирже [9].
В Швеции на посредников приходится 15% совокупных объемов экспорта.
Как подчеркивалось выше, хотя имеющуюся информацию нельзя напрямую сопоставить, можно сделать вывод, что роль посредников на рынке в экспортной деятельности немалая. В 2019г. на их долю приходилось от 10% до 20% экспорта страны. Доля экспорта через оптовиков немного выше в Китае и Франции (22% и 20% соответственно), чем в США, Италии и Швеции (около 10%). Данные о количестве оптовиков как экспортеров показывают, что они составляют значительную долю от общего числа экспортеров, около 30% для всех стран, за единственным исключением Китая, для которого этот процент ниже (13%) [9]. Анализ указывает на общую тенденцию в разных странах (ЕС, США, развитых и развивающихся), ограниченное количество доступных данных не позволяет нам сделать убедительные выводы.
В таблице 2 данного исследования мной приведены различия между развитыми странами ЕС и другими странами ЕС. Для группы развитых европейских стран процент фирм, которые выходят на зарубежные рынки через посредников для части или всего своего экспорта, составляет около 14%. Аналогичная цифра наблюдается и в других странах ЕС, где доля косвенных экспортеров составляет 16%. Интересно отметить, что последний возрастает до 23% для Китая, что свидетельствует о сильной роли посредников в этой стране [8]. В других развивающихся странах эта доля составляет около 15%, также косвенно увеличивается на треть количество фирм, которые могут выйти на зарубежные рынки с тем, что они производят.
Таблица 2
Количество наблюдений в BEEPS: стандартизированный набор данных, 2016-2019 гг.
Страна |
Одомашненные посредник- экспортеры |
Косвенные и смешанные посредник- экспортеры |
Прямые посредник-экспортеры |
Развитые страны ЕС |
|||
Германия |
109 |
10 |
90 |
Испания |
63 |
5 |
43 |
Ирландия |
73 |
12 |
78 |
Греция |
49 |
4 |
31 |
Словения |
9 |
11 |
33 |
Итого развитые страны ЕС |
303 |
42 |
275 |
Другие страны ЕС |
|||
Болгария |
104 |
33 |
85 |
Хорватия |
24 |
6 |
29 |
Чешский |
37 |
11 |
29 |
Эстония |
17 |
3 |
19 |
Венгрия |
138 |
8 |
130 |
Польша |
334 |
30 |
120 |
Португалия |
55 |
17 |
43 |
Румыния |
241 |
35 |
68 |
Словакия |
6 |
5 |
19 |
Итого Прочие ЕС |
956 |
158 |
542 |
Избранные развивающиеся страны |
|||
Китай |
1347 |
318 |
423 |
Бразилия |
1090 |
124 |
361 |
Аргентина |
341 |
52 |
320 |
Мексика |
896 |
46 |
112 |
Итого избранные развивающиеся страны |
3701 |
540 |
1216 |
Таблица 2 показывает, что посредники актуальны не только для развитых стран, но и для стран с развивающейся экономикой. Проведенная в предыдущем разделе количественная оценка, действительно показывает, что около 15% фирм выходят на зарубежные рынки через посредников для части или всего своего экспорта.
Среди развивающихся стран Китай [10] представляет собой интересный случай не только из-за его значимости в мировой торговой системе, но и из-за важности посредников в этой стране. Более того, за последнее десятилетие в Китае произошли важные изменения в политике, которые могли затронуть посредников. Эти изменения политики включают [10]:
-
1) дерегулирование прав на прямую торговлю;
-
2) дерегулирование торговых посредников;
-
3) либерализация торговли на экспортном рынке Китая в результате вступления Китая в ВТО.
В некоторых недавних статьях подчеркивается, как новый регуляторный контекст повлиял на экспорт через посредников.
Некоторые ученые утверждают, что процесс либерализации в Китае, снизив экспортные барьеры, позволил небольшим и менее производительным фирмам, которые ранее были косвенными экспортерами, получить прямой доступ к иностранным рынкам. Выйдя на экспортные рынки, эти фирмы увеличили свою производительность больше, чем за счет косвенного экспорта. Это связано с тем, что фирмы, имеющие прямой доступ к иностранным рынкам, сталкиваются с более жесткой конкуренцией и вкладывают больше средств в инновации. Они также получают доступ к новым методам производства и дизайну новой продукции от своих покупателей, пользуясь преимуществами механизмов передачи технологий.
Таким образом, данные по Китаю, предполагают, что торговля через посредников имеет как плюсы, так и минусы [9]:
С одной стороны, присутствие посредников в международной торговле существенно увеличивает количество фирм, которые могут выйти на зарубежные рынки со своими товарами. Действительно, статистические данные, представленные в предыдущем разделе, показывают, что значительная часть экспорта осуществляется посредниками, а несколько производственных фирм выходят на внешний рынок косвенно через оптовых торговцев.
С другой стороны, поскольку прямой экспорт может принести фирме больше выгод, чем косвенная торговля, посредническая торговля может помешать полностью реализовать такие выгоды. Однако из-за специфики ситуации в Китае, где прямая торговля строго регулировалась, результаты трудно обобщить и распространить на другие развивающиеся страны.
Большинство обсуждаемых эмпирических данных свидетельствует о том, что посредники могут позволить даже относительно небольшим и менее производительным фирмам преодолевать существующие барьеры на пути к внешним рынкам и экспорту, тем самым увеличивая торговые потоки между странами. Нет никаких общих свидетельств того, что посредники отрицательно влияют на торговлю.
Возможная причина для беспокойства по поводу роли посредников на рынке связана с концентрацией рыночной власти, которую может создать их положение. Действительно, в распределительном секторе начался процесс концентрации, хотя и очень разными темпами в разных странах, а также во всем ЕС. Произошел переход от отрасли, рыночная структура которой в основном сформирована небольшими фирмами, к отрасли, включающей несколько очень крупных фирм как на национальном, так и на транснациональном уровне. Такая концентрация положительно сказалась на структуре затрат в отрасли и позволила ей использовать значительную экономию на масштабе, но она также привела к смещению позиций на переговорах и рыночной власти от производителей к распределению [2].
Таким образом, подводя итог, можно сделать следующие выводы, существование последовательной теоретической основы о роли посредников на рынке в международной торговле все еще является довольно новым, как и имеющиеся эмпирические данные. Это означает, что трудно сделать общие выводы о взаимоотношениях между посредниками и международной торговлей. Тем не менее, некоторые важные выводы можно сделать, опираясь на существующую теорию и доказательства.
Прежде всего, посредники играют важную роль на рынке в международной торговле, поскольку на них приходится более 10% торговых потоков во всех исследованных странах, как развитых, так и развивающихся. Присутствие посредников в целом увеличивает объем торговли и распространение интернационализации для фирм в стране, поскольку они позволяют фирмам преодолевать некоторые препятствия для выхода на зарубежный рынок.
Они играют важную роль, особенно в предоставлении доступа к рынкам более мелким фирмам, которые сталкиваются с относительно более высокими затратами на поиск информации и соответствующих каналов для доставки своих товаров на зарубежные рынки. Это происходит, позволяя использовать эффект масштаба и размаха за счет экспорта большего количества и разнообразия товаров на более широкий набор рынков.
Помимо положительного воздействия на торговые потоки, крупные международные посредники также принесли ряд преимуществ, такие как возможность создания более эффективных цепочек поставок и распространение современных методов розничной торговли. Эти изменения принесли пользу потребителям во многих странах, часто снижая посреднические издержки, особенно в странах с менее развитыми системами розничной торговли [4].
Но положительные эффекты с точки зрения торговых потоков, экономии от масштаба или развития системы розничной торговли необходимо оценивать с учетом потенциального негативного воздействия очень большой переговорной силы некоторых из этих посредников, которые могут увеличить свою маржу за счет небольших производственных фирм и потребители. По этим причинам сектор оптовой и розничной торговли в ЕС строго регулируется, как и в большинстве других развитых стран. В этом отношении важно найти баланс между степенью регулирования и риском того, что правила ограничат слишком большой доступ к рынку и уменьшат конкуренцию в пользу традиционных операторов. Для того, чтобы преимущества дополнительного канала интернационализации, предоставляемого оптовиками, достались производителям и потребителям, важна конкуренция между посредниками. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что положительная роль международных посредников в расширении ассортимента доступных для потребителей и в доступе на рынок для производителей без создания узких мест в распределении особенно заметна, когда местные розничные торговцы хорошо организованы и занимают значительную долю рынка. Когда существует сильная местная система розничной торговли, и поэтому она вряд ли будет вытеснена с рынка международными посредниками, в их деятельности может возникнуть важная взаимодополняемость [5].
Другим потенциальным негативным результатом наличия большой доли торговли, осуществляемой оптовиками, является потеря опыта, который фирма может накопить, экспортируя напрямую на иностранный рынок, с точки зрения знания предпочтений потребителей, потенциальных новых поставщиков и вторичных технологических эффектов от иностранных фирм того же сектора [3]. С одной стороны, этот канал «обучения путем экспорта» может быть актуален, особенно для помощи малым фирмам в росте, но с другой стороны, это именно те фирмы, которые с большей вероятностью будут экспортировать через посредников, которые могут вообще не экспортировать без этой помощи. Следовательно, кажется, что увеличивать использование посредников во всех случаях и для очень больших долей торговли страны нецелесообразно, даже если это может быстро увеличить экспортные потоки.
Список литературы Оценка роли посредников в текущем состоянии рынка
- Головнин Р.С., Россия и мировой экономический кризис 2021 года. Причины и последствия. – В 4 ч. Ч.2. – Москва: изд. ЧОУВО «МУ им. С. Ю.Витте», 2020. – 601 с. – С. 593.
- Кривокоченко Л.В., Рыбец Д.В., Савинов Ю.А., Сусанян К.Г. Холопов К.В. Организация и техника внешнеэкономических операций: учебник для студентов ВАВТ. М.: ВАВТ, 2016
- Савинов Ю.А., Рыбец Д.В. Посредническая деятельность в международной торговле. // Российский внешнеэкономический вестник. № 2, 2017, с.130.
- Спартак А.Н. Современные трансформационные процессы в международной торговле и интересы России. М.: ИКАР, 2018.
- The International Supply Chain Reference Model by UN/ CEFACT. URL: http://tfi g.unece.org/pdf_fi les/International%20 SupplyChainReference%20Model2003.doc. 6. URL: https://www.currenttime.tv/a/russiaamericaneuropean-sanctions/29449693.html (дата обращения: 29.05.2021)
- Akerman, A. A theory on the role of wholesalers in international trade based on economies of scope, Research papers in economics, Stockholm University, Department of Economics
- Bernard, A. B., Grazzi, M. and Tomasi, C., Intermediaries in International Trade: Direct versus indirect modes of export, NBER Working Papers 17711, National Bureau of Economic Research, Inc.
- Bai, X., Krishna, K. and Ma, H. , How You Export Matters: Export Mode, Learning and Productivity in China, Working paper, mimeo
- Bernard, A. B., Grazzi, M. and Tomasi, C. (forthcoming). «Intermediaries in international trade: Products and destinations», Review of Economics and Statistics.
- Chen, B. and Li, Z, An Anatomy of Intermediaries in China's Export Market, Working paper, mimeo.