Оценка содержания тяжелых металлов в подзолистой почве различного гранулометрического состава при внесении активного ила как основы наноудобрения (отход целлюлозно-бумажной промышленности)
Автор: Юркевич М.Г., Сулейманов Р.Р., Дорогая Е.С., Курбатов А.А.
Журнал: Нанотехнологии в строительстве: научный интернет-журнал @nanobuild
Рубрика: Системные решения технологических проблем
Статья в выпуске: 6 т.14, 2022 года.
Бесплатный доступ
Введение. На предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности одним из видов отходов производства является активный ил. В рамках рационального использования природных ресурсов и вторичного использования отходов благодаря своему составу активный ил при определенных технологических решениях возможно использовать для производства наноудобрений, поскольку он уже является основой для создания различных почвогрунтов и биопрепаратов. Однако иногда в составе активного ила могут содержаться токсичные соединения, тяжелые металлы, которые могут оказать отрицательное влияние на плодородие почвы и жизненное состояние растений, в связи с чем целью наших исследований явилось изучение влияния внесения активного ила в качестве основы наноудобрения на содержание тяжелых металлов в подзолистой почве различного гранулометрического состава, находящейся в сельскохозяйственном использовании. Методы и материалы. Исследования проводились в условиях модельного опыта в вегетационных сосудах. Использовали подзолистую почву различного гранулометрического состава (глинистую, суглинистую, песчаную) и отход целлюлозно-бумажной промышленности - активный ил в концентрациях 1; 2,5; 5 и 10% от веса сухой почвы. Определение валового содержания тяжелых металлов проводили атомно-абсорбционным методом с измерением на спектрофотометре АА-7000 (Shimadzu, Япония), подвижных форм - с использованием ацетатно-аммонийного буферного раствора методом масс-спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой. Результаты и обсуждение. В работе приводятся результаты исследований по изучению изменения подвижных и валовых форм тяжелых металлов в подзолистой почве различного гранулометрического состава при внесении активного ила в качестве основы органического наноудобрения в условиях модельного опыта. Заключение. Показано, что содержание подвижных и валовых форм изученных металлов (Fe, Mn, Cu, Zn, Ti, Al, Ni, Co, Cr, Cd и Mo) находилось в пределах принятых санитарно-гигиенических нормативов, за исключением валовой формы Cd, где максимальное превышение составило 2,5 ПДК.
Подзолистая почва, активный ил, наноудобрение, тяжелые металлы, отходы целлюлозно-бумажной промышленности
Короткий адрес: https://sciup.org/142236279
IDR: 142236279 | DOI: 10.15828/2075-8545-2022-14-6-510-515
Текст научной статьи Оценка содержания тяжелых металлов в подзолистой почве различного гранулометрического состава при внесении активного ила как основы наноудобрения (отход целлюлозно-бумажной промышленности)
ВВЕДЕНИЕ промышленность занимает ведущее место, при этом потребляет 18% заготовленного древесного сырья,
На сегодняшний день в составе лесопромыш- а доля ее продукции в составе товарной продукции ленного комплекса России целлюлозно-бумажная лесного комплекса составляет 42,0% [1]. В то же
СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ время функционирование данной промышленности сопровождается образованием различных отходов, а также выбросами и сбросами загрязняющих веществ в окружающую среду. Загрязнение природы целлюлозно-бумажными предприятиями влияет на промышленность, сельское, лесное, рыбное и жилищно-коммунальное хозяйство, а также здоровье населения.
Ситуацию, сложившуюся с обращением с отходами, можно определить как критическую. Ежегодно в России образуется до 7 млрд. т отходов, и лишь 2 из них используются как вторичное сырье, при этом отходы целлюлозно-бумажной промышленности составляют 15% [2]. Одним из видов отходов является активный ил, формирование которого происходит в результате биологической очистки промышленных стоков на предприятиях целлюлознобумажной промышленности, который, как правило, складируется в отстойниках. В состав активного ила входят микроорганизмы, минеральные частицы, органические остатки, белки, азот и фосфор [3, 4].
В то же время в мировой практике ведения сельского хозяйства накопилось определенное количество проблем, вызванных ростом численности населения, изменением климата, деградацией почвенного покрова, снижением урожайности сельскохозяйственных культур, использованием синтетических удобрений, усложняющих ситуацию. Для решения данных проблем предлагается применение нанотехнологий, направленных на поддержание устойчивого сельского хозяйства путем производства удобрений по индивидуальному заказу с запланированными свойствами. Применение нанотехнологий в виде наноудобрений представляет собой инновационную, эффективную и экологически чистую альтернативу синтетическим удобрениям. Такие удобрения используются для улучшения питания растений, повышения эффективности использования питательных веществ, а также улучшения микробиома и плодородия почвы [5–7].
Механизм работы наноудобрений основан на том, что питательные вещества, применяемые отдельно или в комбинации, связываются с наноразмерными адсорбентами, которые высвобождают питательные вещества очень медленно по сравнению с обычными удобрениями [8, 9]. Основными составляющими компонентами таких удобрений могут быть водоросли [10, 11], биоуголь [12, 13], остатки биомассы растений [14, 15], биополимеры [16], остатки сточных вод, однако к их использованию необходимо подходить с осторожностью, поскольку они могут содержать высокие концентрации тяжелых металлов [17–19].
В рамках рационального использования природных ресурсов и вторичного использования от-
ходов благодаря своему составу активный ил при определенных технологических решениях возможно использовать для производства наноудобрений, поскольку он уже является основой для создания различных почвогрунтов и биопрепаратов [20–22]. Однако иногда в составе активного ила могут содержаться токсичные соединения, тяжелые металлы, патогены, которые могут оказать отрицательное влияние на плодородие почвы и жизненное состояние растений [23, 24]. В связи с чем целью наших исследований явилось изучение влияния внесения активного ила в качестве удобрения на содержание тяжелых металлов в подзолистой почве различного гранулометрического состава, находящейся в сельскохозяйственном использовании.
МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛЫ
Исследования проводились в условиях модельного опыта в вегетационных сосудах. Предварительно высушенный до воздушно-сухого состояния гумусово-аккумулятивный горизонт пахотной подзолистой почвы различного гранулометрического состава (глинистый, суглинистый, песчаный) просеяли через сито диаметром 1 мм, далее в дозах 1; 2,5; 5 и 10% от веса сухой почвы (1 кг) вносили отход целлюлозно-бумажной промышленности – активный ил – и тщательно перемешивали. После почву увлажняли до уровня 70% от полной влагоемкости и инкубировали при постоянной температуре (23оС) и периодическом перемешивании в течение 90 суток. Отбор проб на определение валовых и подвижных форм тяжелых металлов (Fe, Mn, Cu, Zn, Ti, Al, Ni, Co, Cr, Pb, Cd, Mo) был проведен по завершении инкубации.
Определение валового содержания тяжелых металлов проводили атомно-абсорбционным методом с измерением на спектрофотометре АА-7000 (Shimadzu, Япония), подвижных форм – с использованием ацетатно-аммонийного буферного раствора методом масс-спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой [25].
Предельно допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) химических веществ в почве приводятся согласно Постановлению…(2021).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Особенности природно-климатических условий Республики Карелия способствовали формированию большого разнообразия почв, среди которых преобладают примитивные слаборазвитые, подзолистые, дерновые, болотные и аллювиальные. Подзолистые почвы являются наиболее распространенными,
СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ и, в свою очередь, они подразделяются на две группы в зависимости от гранулометрического состава: сформировавшиеся на песках, супесях и на суглинках, глинах. В целом подзолистые почвы характеризуются кислой реакцией среды и низким естественным плодородием, но, несмотря на это, активно используются под пашню. Распахивание и окультуривание подзолистых почв в первую очередь приводит к резкому снижению содержания органического вещества. Происходит вынос с урожаем и вымывание в нижележащие горизонты элементов минерального питания растений (азота, подвижных форм фосфора и калия), что приводит к необходимости их регулярного внесения в почву в виде удобрений. В качестве альтернативных источников органических и минеральных удобрений в регионе используется навоз крупного рогатого скота, а в последнее время рассматриваются варианты применения отходов деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной
промышленности, одним из которых и является активный ил [23].
Анализ содержания валовых форм тяжелых металлов (Fe, Mn, Cu, Zn, Ti, Al, Ni, Co, Cr, Pb, Mo) по всем вариантам опыта в подзолистой почве различного гранулометрического состава (глинистый, суглинистый, песчаный) и различных дозах внесения активного ила показал, что существенного увеличения, а также превышения предельно или ориентировочно допустимых концентраций не произошло. Исключение составило только содержание Cd, относящееся к первому классу опасности, где итоговая концентрация по всем вариантам превышало ПДК с максимальным значением в 2,5 раза (табл. 1). Повышение содержания Cd во всех вариантах опыта зависело от дозы внесения активного ила, при этом коэффициент корреляции составил для глинистой подзолистой почвы – 0,6; для суглинистой – 0,9 и для песчаной – 0,6. Однако следует отметить, что
Таблица 1
Изменение содержания валовых форм тяжелых металлов в подзолистой почве различного гранулометрического состава
Варианты опыта |
Fe |
Mn |
Cu |
Zn |
Ti |
Al |
Ni |
Co |
Cr |
Pb |
Cd |
Mo |
мг/кг почвы |
||||||||||||
Подзолисто-глинистая почва (ПГП) / Podzolic-claysoil |
||||||||||||
ПГП (фон) |
837 |
23,3 |
0,9 |
25,1 |
17,9 |
655 |
3,17 |
0,87 |
2,06 |
11,44 |
0,59 |
0,22 |
ПГП + 1% АИ* |
832 |
18,5 |
2,4 |
22,4 |
14,7 |
616 |
4,44 |
0,86 |
3,49 |
11,70 |
1,09 |
0,45 |
ПГП + 2,5% АИ |
820 |
22,6 |
0,7 |
27,5 |
18,8 |
638 |
4,43 |
0,83 |
2,87 |
13,27 |
1,17 |
0,21 |
ПГП + 5% АИ |
870 |
20,5 |
0,6 |
25,9 |
14,3 |
680 |
3,31 |
0,87 |
2,13 |
10,18 |
1,11 |
0,23 |
ПГП + 10% АИ |
860 |
23,1 |
2,3 |
29,4 |
16,3 |
641 |
3,23 |
0,91 |
2,13 |
13,45 |
1,18 |
0,23 |
Подзолисто-суглинистая почва (ПСП) / Podzolic-loamysoil |
||||||||||||
ПСП (фон) |
3799 |
42,9 |
3,9 |
6,6 |
404,0 |
2823 |
2,39 |
1,56 |
6,11 |
0,61 |
0,42 |
0,06 |
ПСП + 1% АИ |
3691 |
40,6 |
3,6 |
6,0 |
539,1 |
2629 |
3,26 |
5,52 |
5,67 |
0,19 |
1,49 |
0,06 |
ПСП + 2,5% АИ |
3609 |
38,1 |
3,1 |
3,4 |
387,9 |
2446 |
3,58 |
3,01 |
5,60 |
0,83 |
1,57 |
0,02 |
ПСП + 5% АИ |
3913 |
40,6 |
3,4 |
6,2 |
512,7 |
2586 |
3,13 |
2,77 |
6,15 |
0,94 |
1,68 |
0,09 |
ПСП + 10% АИ |
4018 |
46,1 |
3,4 |
6,6 |
619,3 |
3164 |
3,22 |
3,05 |
6,19 |
0,87 |
2,57 |
0,07 |
Подзолисто-песчаная почва (ППП) / Podzolic-sandysoil |
||||||||||||
ППП (фон) |
19903 |
416,5 |
6,9 |
33,3 |
687,4 |
7533 |
8,22 |
4,25 |
15,13 |
9,77 |
0,80 |
0,36 |
ППП + 1% АИ |
23838 |
433,7 |
6,7 |
33,1 |
835,0 |
8754 |
8,36 |
4,45 |
15,33 |
11,06 |
1,01 |
0,36 |
ППП + 2,5% АИ |
21308 |
462,1 |
7,6 |
37,8 |
994,3 |
8814 |
7,54 |
4,87 |
17,04 |
11,61 |
1,83 |
0,20 |
ППП + 5% АИ |
21845 |
476,0 |
6,9 |
34,4 |
710,8 |
8942 |
7,89 |
3,83 |
19,53 |
9,78 |
1,93 |
0,16 |
ППП + 10% АИ |
20606 |
442,1 |
6,9 |
34,2 |
836,2 |
8747 |
7,69 |
4,03 |
16,54 |
10,24 |
1,62 |
0,29 |
ПДК*/ОДК* |
– |
1000 |
66,0 |
110,0 |
– |
– |
40,0 |
– |
– |
65,0 |
1,0 |
– |
Список литературы Оценка содержания тяжелых металлов в подзолистой почве различного гранулометрического состава при внесении активного ила как основы наноудобрения (отход целлюлозно-бумажной промышленности)
- Кожемяко Н.П. Состояние развития и концентрация производства целлюлозно-бумажной промышленности Российской Федерации // Лесной Вестник. 2008. № 4. С. 124-129.
- Богданов А.В., Шатрова А.С., Качор О.Л. Разработка экологически безопасной технологии утилизации отходов ОАО «Байкальский ЦБК» // Геоэкология. Инженерная геология, гидрогеология, геокриология. 2017. № 2. С. 47–53.
- Левандовская Т.В., Чупакова А.В. Агрохимические свойства отходов очистных сооружений Соломбальского и Архангельского ЦБК // Вестник Поморского университета. Серия: Естественные и точные науки. 2005. № 2. С. 112–115.
- Согрина Ю.В., Соловье ва А.С., Сакаева Э.Х. Оценка микробного состава активного ила биологических очистных сооружений целлюлозно-бумажного предприятия // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. 2018. Т.1. С. 100–103.
- Toksha B., Sonawale V., Vanarase A., Bornare D., Tonde S., Hazra C., Kundu D., Satdive A., Tayde S., Chatterjee A. Nano fertilizers: A review on synthesis and impact of their use on crop yield and environment. Environmental Technology & Innovation. 2021; 24:101986. https://doi.org/10.1016/j.eti.2021.101986.
- Kalwani M., Chakdar H., Srivastava A., Pabbi S., Shukla P. Effects of nano fertilizers on soil and plantassociated microbial communities: Emerging trends and perspectives. Chemosphere. 2022; 287 (2): 132107. https://doi.org/10.1016/j.chemosphere.2021.132107.
- Babu S., Singh R., Yadav D., Rathore S., Raj R., Avasthe R., Yadav S., Das A., Yadav V., Yadav B., Shekhawat K., Upadhyay P.K., Yadav D. K., Singh V. K., Nanofertilizers for agricultural and environmental sustainability. Chemosphere. 2022; 292: 133451. https://doi.org/10.1016/j.chemosphere.2021.133451.
- Chen J., Lü S., Zhang Z., Zhao X., Li X., Ning P., Liu M. Environmentally friendly fertilizers: A review of materials used and their effects on the environment. Science of The Total Environment. 2018; 613–614: 829. https://doi.org/10.1016/j.scitotenv.2017.09.186.
- Zulfiqar F., Navarro M., Ashraf M., Akram N. A., Munné-Bosch S., Nano fertilizer use for sustain able agriculture: Advantages and limitations. Plant Science. 2019; 289: 110270. https://doi.org/10.1016/j.plantsci.2019.110270.
- Mahapatra D. M., Satapathy K. C., Panda B., Biofertilizers and nanofertilizers for sustainable agriculture: Phycoprospects and challenges. Science of The Total Environment. 2022; 803: 149990. https://doi.org/10.1016/j.scitotenv.2021.149990.
- Yurkevich, M.; Suleymanov, R.; Ikkonen, E.; Dorogaya, E.; Bakhmet, O. Effect of Brown Algae (Fucus vesiculosus L.) on humus and chemical properties of soils of different type and postgermination Growth of Cucumber Seedlings. Agronomy 2022; 12: 1991. https://doi.org/10.3390/agronomy12091991.
- Lateef A., Nazir R., Jamil N., Alam S., Shah R., Khan M. N., Saleem M., Shafiq-ur-Rehman. Synthesis and characterization of environmental friendly corncob biochar based nano-composite – A potential slow release nanofertilizer for sustainable agriculture. Environmental Nanotechnology, Monitoring & Management. 2019; 11: 100212. https://doi.org/10.1016/j.enmm.2019.100212.
- Samoraj M., Mironiuk M., Witek-Krowiak A., Izydorczyk, DawidSkrzypczak G., Mikula K., Baśladyńska S., Moustakas K., Chojnacka K., Biochar in environmental friendly fertilizers - Prospects of development products and technologies. Chemosphere. 2022; 296: 133975. https://doi.org/10.1016/j.chemosphere.2022.133975.
- Izydorczyk G., Sienkiewicz-Cholewa U., Baśladyńska S., Kocek D., Mironiuk M., Chojnacka K., New environmentally friendly bio-based micronutrient fertilizer by biosorption: From laboratory studies to the field. Science of The Total Environment. 2020; 710: 136061. https://doi.org/10.1016/j.scitotenv.2019.136061.
- Cerri B. C., Borelli L. M., Stelutti I. M., Soares M. R., Altenhofen da Silva M., Evaluation of new environmental friendly particulate soil fertilizers based on agroindustry wastes biopolymers and sugarcane vinasse. Waste Management. 2020; 108: 144. https://doi.org/10.1016/j.wasman.2020.04.038.
- Bouchtaoui F., Ablouh E., Mhada M., Kassem I., Salim M.H., Mouhib S., Kassab Z., Sehaqui H., Achaby M., Methylcellulose / lignin biocomposite as an eco-friendly and multifunctional coating material for slow-release fertilizers: Effect on nutrients management and wheat growth. International Journal of Biological Macromolecules. 2022; 221: 398–415. https://doi.org/10.1016/j.ijbiomac.2022.08.194.
- Hei L., Jin P., Zhu X., Ye W., Yang Y., Characteristics of Speciation of Heavy Metals in Municipal Sewage Sludge of Guangzhou as Fertilizer. Procedia Environmental Sciences. 2016; 31: 232. https://doi.org/10.1016/j.proenv.2016.02.031.
- Kominko G., Gorazda K., Wzorek Z., Potentiality of sewage sludge-based organo-mineral fertilizer production in Poland considering nutrient value, heavy metal content and phytotoxicity for rapeseed crops. Journal of Environmental Management. 2019; 248: 109283. https://doi.org/10.1016/j.jenvman.2019.109283.
- Kominko G., Gorazda K., Wzorek Z. Effect of sewage sludge-based fertilizers on biomass growth and heavy metal accumulation in plants. Journal of Environmental Management. 2022; 305: 114417. https://doi.org/10.1016/j.jenvman.2021.114417.
- Климова Е.В. Перспективы переработки отходов целлюлозно-бумажной промышленности в органические удобрения // Экологическая безопасность в АПК. Реферативный журнал. 2005. № 3. С. 623.
- Киреева Н.А., Онегова Т.С., Григориади А.С. Характеристика Белвитамила, используемого для рекультивации нефтезагрязненных природных объектов // Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. № 2. С. 279–281.
- Богданов А.В., Шатрова А.С., Цырендылыкова Л.Б., Шкрабо А.И. Применение почвогрунта из отходов целлюлозно-бумажной промышленности для интенсификации рекультивационной сукцессии нарушенных земель // Экология и промышленность России. 2021. Т. 25. № 12. С. 24–29.
- Федорец Н.Г., Бахмет О.Н. Органические удобрения из отходов деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности // Экология и промышленность России. 2008. № 4. С. 13–15.
- Sharma P., Tripathi S., Chandra R. Phytoremediation potential of heavy metal accumulator plants for waste management in the pulp and paper industry // Heliyon. – 2020. – Vol. 6. – I. 9. e04559. – https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e04559.
- Теория и практика химического анализа почв / под ред. Л.А. Воробьевой. М.: ГЕОС, 2006. 400 с.
- Минкина Т.М., Пинский Д.Л., Манджиева С.С., Антоненко Е.М., Сушкова С.Н. Влияние гранулометрического состава на поглощение меди, свинца и цинка черноземными почвами Ростовской области // Почвоведение. 2011. № 11. С. 1304–1311.
- Плеханова И.О. Степень самоочищения агродерново-подзолистых супесчаных почв, удобренных осадком сточных вод // Почвоведение. 2017. № 4. С. 506–512. https://doi.org/10.7868/S0032180X17040086.