Оценка устойчивого развития регионов России

Автор: Белов В.И.

Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel

Рубрика: Экономика

Статья в выпуске: 1, 2024 года.

Бесплатный доступ

Актуальность темы исследования заключается в том, что повышение уровня устойчивого развития российских регионов не только выступает административно-правовой задачей, связанной с выполнением предъявляемых к субъектам хозяйствования и регионам обязательных законодательных требований, но является экономически выгодным в перспективе, поскольку в его основе заложено снижение энергетических затрат при производстве различной продукции, ведущее к увеличению конкурентоспособности отдельных предприятий, регионов и страны в целом. В связи с этим в статье представлена методика оценки уровня устойчивого развития региона, позволяющая, с одной стороны, определить главные факторы, влияющие на его повышение, а с другой - выработать такие инцидентные инструменты и механизмы, которые в наибольшей степени стимулировали бы достижение целевых ориентиров органами региональной власти. В статье содержатся элементы новизны в постановке проблемы исследования, представленной методике оценки уровня устойчивого развития региона. Работа вносит вклад в оценочное обеспечение управленческих решений на региональном уровне в рамках реализации концепции устойчивого развития.

Еще

Концепция устойчивого развития, энергоемкость региональной экономики, отрасли региональной экономики, промышленная продукция, конкурентоспособность, налоговые льготы

Короткий адрес: https://sciup.org/149144282

IDR: 149144282   |   DOI: 10.24158/pep.2024.1.11

Текст научной статьи Оценка устойчивого развития регионов России

основой решения отдельных глобальных проблем человечества, к числу которых относятся энергетическая, экологическая и демографическая (Лебедев, 2016). Российская Федерация ратифицировала ряд международных документов1, относящихся к понятию «устойчивое развитие»2, а также усилила их действие путем принятия дополнительных отечественных законов и нормативно-правовых актов3.

Во исполнение принятых документов по Распоряжению Правительства РФ Федеральная служба государственной статистики ведет мониторинг показателей достижения целей устойчивого развития, национальный перечень которых в настоящее время включает 175 значений4. Однако столь полная и глубокая детализация данных, применяемая прежде всего для фиксации в отраслевом разрезе наблюдаемых изменений в отдельных секторах экономики, не позволяет с позиций территориального подхода определить, например, регион с наиболее или наименее устойчивым уровнем развития в целом, поскольку в дальнейшем не производится обработка статистических материалов: агрегирование многочисленных показателей, сводка регионов для выявления лучших практик хозяйствования, региональных особенностей и территориальных факторов, влияющих на происходящие процессы и повышение уровня устойчивого развития. Но это необходимо с точки зрения регионального управления, поскольку устойчивое развитие Российской Федерации напрямую зависит от устойчивого развития ее регионов.

Обзор научной литературы подтверждает необходимость анализа устойчивого развития на уровне региона. Так, например, в Б.М. Чилиев рассматривает взаимодействие федерального центра и регионов на этом поприще, однако вопросы регионального управления и оценки устойчивого развития субъектов РФ не находят своего отражения (2023). В другой статье анализируется мировой опыт устойчивого развития регионов, приводится сравнительная характеристика зарубежных стран, а представленные оценки основываются на институциональном подходе5. В работе Р.А. Тимофеева с соавторами также в рамках институционального подхода анализируются причины возникновения неустойчивости развития региональных социально-экономических систем (2020).

В коллективной монографии рассматривается устойчивое социально-экономическое развитие территории (геопарка «Янган-Тау») посредством реализации туристского потенциала (Устойчивое развитие…, 2023). В другой монографии под редакцией Е.Н. Дзятковской и А.Н. За-хлебного рассматриваются пути применения статистической методологии на примере решения конкретной экологической задачи (Идеи устойчивого развития…, 2021). В работе под редакцией Г.Ю. Гуляева анализируется выбор методологических оснований управления качеством жизни в контексте целей устойчивого развития (Факторы и эффективные механизмы…, 2020), а в монографии под редакцией К.Н. Ермолаева и О.А. Подкопаева устойчивое развитие регионов России изучается в разрезе различных отраслей экономики (Устойчивое развитие экономики…, 2021). Имеются и другие публикации, в которых исследования устойчивого развития регионов осуществляются с разных точек зрения, но в методическом плане территориальный подход для многих из них не является базой анализа.

В связи с этим представляется целесообразным в качестве объекта управления рассматривать не только отдельную отрасль экономики, как в основном делается сейчас, но и (с позиций территориального подхода) регион, сосредоточивающий на своей территории разные отрасли региональной экономики, устойчивое развитие которых формирует оценку устойчивости развития региональных систем. Следовательно, федеральное отраслевое управление следует дополнить территориальным со стороны региональных властей, что в настоящих условиях является актуальным и практически значимым.

Материалы и методы . Целью данного исследования является оценка уровня устойчивого развития российских регионов, позволяющая выработать инцидентные и аддитивные инструменты и механизмы регионального управления с учетом территориальной специфики и особенностей размещения ведущих отраслей региональной экономики.

Согласно концепции устойчивого развития (Зеленая экономика…, 2019) и обозначенным глобальным проблемам, текущая оценка регионов проводится укрупненно по трем показателям: 1) энергоемкость валового регионального продукта (ВРП), рассчитываемая как отношение потребления топливно-энергетических ресурсов регионом к его ВРП: чем она ниже, тем лучше (связана с решением экологической проблемы); 2) ВРП на душу населения, демонстрирующий уровень экономического развития территории, на которой посредством энергетических ресурсов создается различная продукция: чем он выше, тем лучше (связан с решением энергетической проблемы); 3) ожидаемая продолжительность жизни при рождении, демонстрирующая не только здоровье населения, но и количество благополучно проживаемых лет: чем она выше, тем лучше (связана с решением демографической проблемы). Все три показателя являются относительными величинами, что отражает корректность анализа и повышает научность полученных результатов.

Достижение поставленной цели опирается на следующую методику исследования. Анализ проводится по всем 85 субъектам РФ (за исключением Ненецкого автономного округа, значения по энергоемкости которого отсутствуют в базе данных) за период 2012–2020 гг. по данным Рос-стата1 (границы временного интервала определялись наличием в открытых источниках необходимых значений для последующих расчетов).

На начальном этапе за указанный временной интервал рассчитывалось среднее арифметическое значение по всем регионам для того, чтобы сгладить возможные конъюнктурные и амплитудные колебания за ряд лет. Кроме того, среднее значение позволяет получить общую характеристику наблюдаемых изменений, является широко используемым показателем и стандартно применяется для анализа данных. Затем осуществлялось нормирование. Поскольку эталонные значения по анализируемым показателям в целом не определены, в качестве таковых, в частности, принимались самые большие/малые значения в совокупности и брались за единицу (остальные рассчитывались по отношению к единице). Так, например, наименьшее значение (наилучшее) по энергоемкости ВРП оказалось у Москвы (27,32 кг условного топлива (у. т.) / 10 000 р.), максимальный ВРП на душу населения зафиксирован в Ямало-Ненецком автономном округе – 4 002 253 р., а самая высокая продолжительность жизни при рождении ожидается в Республике Ингушетия – 80,65 лет. Далее осуществлялись суммирование рассчитанных коэффициентов и ранжирование регионов.

Результаты и выводы . Полученные результаты свидетельствуют о том, что в топ-10 регионов с самым устойчивым уровнем развития вошли субъекты РФ, которые традиционно на протяжении десятков лет осуществляли добычу полезных ископаемых (нефти, газа) и еще некогда считались «грязными» в экологическом плане территориями (таблица 1). Однако внедрение современных и передовых технологий позволили за относительно небольшой промежуток времени превратиться данным регионам из аутсайдеров устойчивого развития в регионы-лидеры (Ямал, ХМАО, Тюменская и Магаданская области).

В другой топ-10 регионов с наиболее неустойчивым уровнем развития вошли субъекты РФ, в которых наблюдается самая высокая энергоемкость ВРП (таблица 2) – в несколько раз превышающая энергоемкость рассмотренных субъектов РФ. Например, энергоемкость Липецкой области (в среднем 397,66 кг у. т. / 10 000 р.) в 7,31 раза выше таковой Сахалинской области (в среднем 54,38); энергоемкость Кемеровской области (в среднем 368,83 кг у. т. / 10 000 р.) превышает энергоемкость Калининградской области в 4,6 раза (в среднем 80,19).

Таблица 1 – Регионы с высоким уровнем устойчивого развития1

Table 1 – Regions with a High Level of Sustainable Development

Место

Регион

Оценка устойчивого развития

Энергоемкость ВРП

ВРП на душу населения

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

1

Москва

2,2659

1,0000

0,3112

0,9547

2

Ямало-Ненецкий автономный округ (Ямал)

2,2405

0,3431

1,0000

0,8974

3

Сахалинская область

1,8037

0,5024

0,4485

0,8528

4

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (ХМАО)

1,5818

0,1562

0,5185

0,9072

5

Санкт-Петербург

1,5334

0,4248

0,1811

0,9275

6

Магаданская область

1,4090

0,2956

0,2657

0,8477

7

Чукотский автономный округ

1,3590

0,2014

0,3622

0,7955

8

Тюменская область без автономных округов

1,3462

0,2939

0,1709

0,8814

9

Калининградская область

1,3318

0,3407

0,1019

0,8893

10

Республика Саха (Якутия)

1,3295

0,2267

0,2259

0,8770

Примечание. Зеленым цветом выделены первые 10 регионов с лучшими показателями, красным – последние 10 регионов с худшими показателями при их ранжировании.

Таблица 2 – Регионы с низким уровнем устойчивого развития

Table 2 – Regions with a Low Level of Sustainable Development

Регион

Оценка устойчивого развития

Энергоемкость ВРП

ВРП на душу населения

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

Республика Хакасия

0,9755

0,0854

0,0930

0,7972

Алтайский край

1,0029

0,0860

0,0551

0,8618

Республика Тыва

1,0122

0,1096

0,0461

0,8565

Чеченская Республика

1,0359

0,0884

0,0327

0,9149

Омская область

1,0371

0,0741

0,0837

0,8793

Кемеровская область

1,0431

0,1138

0,0864

0,8429

Вологодская область

1,0445

0,0648

0,1060

0,8737

Челябинская область

1,0521

0,0879

0,0905

0,8737

Липецкая область

1,0577

0,0687

0,1031

0,8859

Тверская область

1,0632

0,1277

0,0748

0,8607

Столь высокая энергоемкость данных регионов отчасти объясняется объективными факторами: сложившейся отраслевой структурой региональных экономик, в которой превалирует доля энергозатратной промышленной продукции; доступными и используемыми в настоящее время ресурсоемкими технологиями; создаваемой энергоемкой продукцией с узкой номенклатурой производств. Например, ведущими отраслями в Челябинской, Вологодской, Кемеровской, Омской областях являются машиностроительный комплекс (машиностроение, металлообработка), черная и цветная металлургия, которые сами по себя выступают одними из самых энергоемких. Так, на ферросплавное производство и выплавку чугуна расходуется в 9–10 раз больше условного топлива, чем при первичной переработке нефти2.

При этом изношенность основных фондов и недостаточность инвестиций в основной капитал выступают субъективными факторами, также ведущими к возрастанию энергоемкости отраслей региональной экономики. Например, в перечисленных регионах (см. таблицу 2) износ фондов составляет более 52 %, а инвестиции за период 2012–2020 гг. имеют незначительный прирост, %: Тверская область – 105, Кемеровская – 120, Республика Хакасия – 124, Республика Тыва – 126. В то время как в Республике Саха инвестиции в основной капитал составили 189 %, на Ямале – 196, в Магаданской области – 247, Чукотском автономном округе – 276 %.

С регионами, находящимися внизу списка устойчивого развития, ситуация оказывается непростой. В настоящее время еще пользующаяся спросом на мировых рынках производимая российскими предприятиями промышленная продукция позволяет наращивать объемы ее производства, что в текущем моменте благоприятно сказывается и на прибылях предприятий в виде дополнительно получаемых доходов, и на бюджетах разных уровней в виде возрастающих налого- вых отчислений. Однако такое положение дел вуалирует проблему высокой энергоемкости продукции, которая постепенно и незаметно превращает такие предприятия отрасли в менее конкурентоспособные как на отечественном, так и на мировом рынках за счет несокращающейся доли энергозатрат в себестоимости выпускаемой продукции. При этом в высокотехнологичном мире с жесткой конкуренцией более востребованным оказывается то производство, в себестоимости которого доля энергозатрат меньше, а более конкурентоспособным – то предприятие, где рентабельность продукции выше.

Таким образом, повышение уровня устойчивого развития регионов и снижение их энергоемкости должно стать насущной задачей для региональных властей. В связи с этим в качестве рекомендательных мер, повышающих энергоэффективность как производства, так и региона в целом, можно предложить следующее. Для группы регионов, характеризующихся высокой энергоемкостью промышленных отраслей, в рамках энергетической (промышленной) политики региона необходима выработка дополнительных механизмов, с одной стороны, запрещающих в конечном счете использование энергоемких технологий, а с другой – стимулирующих привлечение инвестиций в промышленность для обновления (модернизации) текущего оборудования и основных фондов, внедрения передовых и более прогрессивных технологий производства. Для этого могут быть использованы следующие инструменты.

– Введение так называемого налога Пигу, сущность которого заключается в применении более высоких ставок налога для предприятий, использующих «грязные» технологии коричневой экономики, или, что аналогично по сути, в введении налога на углерод, как это сделали многие зарубежные страны, реализующие зеленую модель декарбонизации своих экономик (потребуется внесение изменений в федеральное законодательство).

– Нормативно-правовое обеспечение повышения энергоэффективности региона и установления требований снижения потребления энергетических ресурсов в целях соблюдения экологических нормативов и выполнения требований по устойчивому развитию (необходимы разработка и принятие регионального закона (подзаконного акта), описывающего механизм контроля достижения целевых ориентиров).

– Применение механизма налоговых льгот, позволяющего региональным властям, манипулируя ставками региональных и местных налогов (например, налога на прибыль, зачисляемого в региональные бюджеты, налога на имущество организаций, налога на землю), снижать их размер или освобождать от их уплаты инвестиционные компании, модернизирующие свое имущество и совершенствующие технологические линии в целях снижения энергоемкости производства. В результате некогда недополученные региональными и местными бюджетами суммы компенсируются уплаченными налогами в будущих периодах за счет повышения конкурентоспособности производимой продукции и ее реализации на рынках, что должно приводить и к повышению объемов производства, а значит, увеличению налогооблагаемой базы (потребуется внесение изменений в региональное законодательство).

Заключение . Таким образом, представляя оценку устойчивого развития российских регионов, можно констатировать, что их уровень различен благодаря прежде всего разной энергоемкости региональных экономик, которая напрямую зависит от сложившейся отраслевой структуры, ведущих отраслей экономики, видов производств промышленной продукции, применяемой технологии производства. Становится очевидным также то, что без государственного участия как на федеральном, так и на региональном уровнях снижение энергоемкости будет затруднительным. Поэтому проведение активной промышленной (энергетической) политики со стороны властей и применение ими инцидентных и аддитивных инструментов такой политики могут способствовать достижению более высоких результатов.

Научная и практическая значимость исследования состоит в том, что представленная методика оценки уровня устойчивого развития региона позволяет не только определить расчетным путем наиболее значимый и весомый фактор, влияющий на оценку в целом, но и, определив его, выработать необходимые инструменты и механизмы, нивелирующие негативные явления в устойчивом развитии региона. В практическом плане данный подход дает возможность органам региональной власти применительно к своим территориям разрабатывать не стандартные (общие) меры повышения энергоэффективности, а, возможно, уникальные – с учетом специфики и особенностей развития каждого региона, повышающие уровень устойчивости региональных экономик.

Список литературы Оценка устойчивого развития регионов России

  • Гуманитарные аспекты концепции устойчивого развития: коллективная монография / А.А. Алимов, А.Ю. Гусева, Л.А. Денисова, Ю.Г. Дунаева, М.А. Ермолина и др. СПб., 2014. 216 с.
  • Зеленая экономика и цели устойчивого развития для России: коллективная монография / под науч. ред. С.Н. Бобылёва, П.А. Кирюшина, О.В. Кудрявцевой. М., 2019. 284 с.
  • Идеи устойчивого развития в истории, культуре, образовании: международная коллективная монография / под ред. Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного. М., 2021. 411 с.
  • Лебедев И.Ю. Глобальные проблемы человечества: социально-философский взгляд // Теории и проблемы политических исследований. 2016. Т. 5, № 6А. С. 58-68. EDN: YPZVQN
  • Теория устойчивого развития экономики и промышленности / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. СПб., 2016. 756 с.
  • Тимофеев Р.А., Ячменев Е.Ф., Тимаев Р.А. Составляющие устойчивого развития региональной социально-экономической системы // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2020. № 2. С. 232-237. DOI: 10.37279/2312-5330-2020-2-232-237 EDN: POMJCX
  • Устойчивое развитие территории геопарков: монография / под ред. Л.Н. Белан, И.В. Закирова. Уфа, 2023. 196 с.
  • Устойчивое развитие экономики России: стратегии и тактики перехода к новому качеству экономического роста / под ред. К.Н. Ермолаева, О.А. Подкопаева. Самара, 2021. 260 с.
  • Факторы и эффективные механизмы устойчивого развития: монография / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза, 2020. 148 с.
  • Чилиев Б.М. Устойчивое развитие регионов России: от стратегии к тактике // Экономическая безопасность. 2023. Т. 6, № 2. С. 717-728. DOI: 10.18334/ecsec.6.2.117877 EDN: WTTQWW
Еще
Статья научная