Оценка влияния природно-климатических факторов на здоровье населения Республики Тыва

Бесплатный доступ

Статья посвящена оценке степени дискомфортности условий проживания населения Республики Тыва и влияния природно-климатических факторов на здоровье населения Республики Тыва.

Дискомфортность условий проживания, природно-климатические факторы, экономико-географические факторы, социально-экономические факторы, факторы риска проживания, биоклиматический индекс суровости метеорежима

Короткий адрес: https://sciup.org/144153111

IDR: 144153111

Текст научной статьи Оценка влияния природно-климатических факторов на здоровье населения Республики Тыва

Климат территории Тувы резко континентальный. Средняя температура января колеблется от —27 до —35 ° С, а июля— от +12,6 до +19,6 ° С. Безморозный период составляет 90—116 суток, вегетационный период достигает 160 суток с суммой активных температур 858—2036 ° . В высокогорных районах республики распространены участки многолетней мерзлоты.

Оценка степени дискомфортности (неблагоприятности) условий проживания населения Республики Тыва проводилась в соответствии с методикой интегральной оценки дискомфортности, использованной при районировании территории Севера России. Однако для более полного отражения специфики условий проживания на территории республики в методику были внесены соответствующие изменения. Необходимость дополнений в методике в первую очередь вызвана тем, что по своим природно-климатическим характеристикам Тува не является северной территорией, дискомфортность условий здесь определяется наличием горных хребтов и, соответственно, таких признаков высокогорья, как пониженное атмосферное и парциальное давление, отсутствие недостатка ультрафиолетового излучения и т. п.

Для характеристики дискомфортности условий проживания населения были использованы 4 группы факторов: природно-климатические, экономико-географические, социально-экономические, риск проживания. При этом необходимо подчеркнуть, что доминирующее значение имеют природно-климатические факторы.

Для оценки групп факторов выделены основные показатели, наиболее полно отражающие особенности той или иной группы. Например, для оценки природно-климатических факторов выделены два показателя: биоклиматический индекс суровости метеорежима (БИСМ) и чередование дня и ночи.

В основе БИСМ лежат эмпирические понятия «комфортность» и «экстремальность», влияние на организм человека и условия его жизнедеятельности, основных метеофакторов: температуры, атмосферного давления и влажности воздуха, скорости ветра и уровня солнечной (ультрафиолетовой) радиации. В качестве крайних точек отсчета, т. е. границ комфортности и экстремальности, были приняты следующие показатели:

  • —    комфортная температура = 22 ° С; экстремальные температуры: для плюсовых температур — +60 ° С; для минусовых температур —90 ° С;

  • —    комфортное барометрическое давление = 1016 ГПА; экстремальное давление = 266 ГПА (данное барометрическое давление соответствует высоте Эвереста);

  • –    комфортное значение ветра – 0 м / сек.; экстремальное значение скорости ветра – 50 м / сек.;

  • –    комфортная относительная влажность воздуха – 50 %; экстремальные значения – 0 и 100 % (однако учитывается относительная экстремальность фактора влажности воздуха, не приводящего непосредственно к гибели организма, но ограничивающего условия жизнедеятельности не более чем на 30 %).

Данный индекс оценивается в баллах и, при идеальных комфортных условиях он равен 10 баллам, при полной экстремальности – нулю. В соответствии со значением БИСМ установлены функциональные границы изменений индекса и предложены следующие 5 степеней дискомфортности (табл. 1).

Таблица 1

Степени дискомфортности

Значение БИСМ (баллы)

Комфорт

10,0—8,0

Относительный комфорт

7,9—7,0

Относительный дискомфорт

6,9—6,0

Компенсируемый дискомфорт

5,9—4,0

Некомпенсируемый дискомфорт

3,0 и ниже

Таблица 2

Значение БИСМ для отдельных населенных пунктов (метеостанций) Республики Тыва

Метеостанции

БИСМ

БИСМ, зима

БИСМ, лето

п. Тээли

6,15

4,30

7,67

п. Кызыл-Мажалык

6,15

4,32

7,68

п. Чадан

6,24

4,61

7,70

п. Туран

5,95

4,17

7,53

п. Кызыл

6,18

4,43

7,50

п. Кунгуртуг

5,35

3,98

6,45

п. Мугур-Аксы

4,93

4,05

5,76

п. Шагонар

6,37

4,86

7,52

п. Хову-Аксы

5,89

4,59

6,83

п. Сарыг-Сеп

6,15

4,50

7,62

п. Тоора-Хем

5,97

4,72

7,06

п. Эрзин

5,52

4,16

6,76

п. Сут-Холь

6,01

4,44

7,41

п. Бай-Хаак

6,15

4,30

7,67

п. Самагалтай

5,69

4,28

6,96

п. Хандагайты

5,52

4,16

6,76

п. Чаа-Холь

6,28

4,50

7,70

Произведенные расчеты [Оценка дискомфортности..., 1994] по данной методике показали, что по климатическим характеристикам вся территория Тувы является дискомфортной, и на ней четко выделяются горные районы, характеризующиеся высокой степенью дискомфорта (компенсируемый дискомфорт). Значение БИСМ по годовым показателям здесь составляют ниже 6,0 баллов, а по отдельным метеостанциям – ниже 5,0. Зимние условия на всей территории Республики Тыва су- ровые и характеризуются компенсируемым дискомфортом, летний период — только относительным комфортом, а период с полным комфортом отсутствует.

В первоначальном варианте методика интегральной оценки дискомфортнос-ти, разработанная с целью районирования Севера, учитывала показатель ультрафиолетовой недостаточности, поскольку на Севере наличие полярной ночи или очень короткого зимнего дня приводит к нарушению привычного режима физиологических функций.

Территория Республики Тыва расположена в зоне ультрафиолетового комфорта, для нее характерно равномерное чередование дня и ночи. В этой связи оценка дискомфортности по данному показателю повышает уровень благоприятности условий проживания. Экономико-географические факторы представлены такими показателями, как плотность сельского населения, степень сельскохозяйственной освоенности (наличие сельхозугодий) и транспортная доступность, которые наиболее полно отражают связь хозяйственного освоения территорий с их географическим положением.

Плотность сельского населения по районам Республики Тыва изменяется от 0,14 чел. / кв. км в Тоджинском районе до 2,72 чел. / кв. км в Чаа-Хольском районе; га сельхозугодий — от 0,85 га / кв. км в Тоджинском районе до 76,1 га / кв. км территории в Кызылском районе. Большая часть территории Республики Тыва характеризуется низким уровнем транспортной освоенности (автодороги с твердым покрытием и грунтовые). Исключение составляет лишь г. Кызыл, где имеется, кроме автодороги с твердым покрытием, и современный аэропорт.

Среди социально-экономических показателей выделены такие, как продолжительность отопительного сезона, возможность выращивания витаминных культур (сумма активных температур за вегетационный период), теплозащитные свойства одежды с учетом периода ее ношения (кло-дни), которые определяют состав потребительских корзин и прямо или косвенно влияют на уровень цен на сельхозпродукты, стоимость коммунальных услуг и наборов одежды и обусловливают удорожание стоимости жизни населения.

Продолжительность отопительного сезона в Республике Тыва изменяется от 234 суток в Дзун-Хемчикском районе до 285 суток в Монгун-Тайгинском районе; сумма активных температур — от 1051 ° в Кызылском и Овюрском районах до 2109 ° в Улуг-Хемском районе. По теплоизоляционным свойствам одежды выделяются горные территории, где этот показатель составляет 1200—1500 кло-дней. В остальных районах он изменяется от 900 до 1200 кло-дней.

Для оценки фактора «риск проживания» при районировании северных территорий был применен показатель оптимальных с точки зрения медико-физиологических показаний сроков проживания пришлых контингентов на территориях, отличающихся той или иной степенью дикомфортности природных условий. Поскольку территория Республики Тыва заселена в основном лицами коренной национальности при незначительном удельном весе пришлого контингента, показатель оптимальных сроков проживания был заменен на типы территорий по демоэкологическому районированию [Прохоров, Ревич, 1992; Прохоров, 1989], учитывающему многообразие природных, медико-биологических и других факторов. Большая часть территории соответствует III, гипокомфортному типу, а горные территории — II, дискомфортному типу, отличающимся более экстремальными ус- ловиями.

Все предлагаемые показатели имеют устойчивые единицы измерения или конкретные описательные характеристики степеней развития (транспортная доступность), что позволяет, объединив их в систему, выйти на количественную оценку факторов по группам, а также рассчитать интегральную оценку диском-фортности условий жизни населения. Показатели всех групп факторов были проранжированы по 5 группам на основе статистических показателей и частных географических карт.

На основе экспертной оценки каждому рангу было присвоено определенное количество баллов: минимальному – 20, максимальному – 100, с равномерным нарастанием баллов от ранга к рангу. Кроме того, для каждой группы факторов экспертным путем установлен коэффициент значимости, при этом наибольший коэффициент 0,5 установлен для природно-климатических факторов; для экономико-географических – 0,25; для социально-экономических – 0,15; для фактора риска проживания – 0,10 при общей сумме коэффициентов значимости, равной 1,0. По предлагаемой системе минимальная балльная оценка в 80 баллов (с учетом значимости факторов – 20 баллов) соответствует самой высокой степени дис-комфортности условий проживания, максимальная в 400 баллов (или 100 баллов) – комфортным условиям. В соответствии с интегральной оценкой к дискомфортным предлагается относить территории, степень дискомфортности которых не превышает 260 (65) баллов (табл. 3).

Таблица 3

Зонирование Республики Тыва по степени дискомфортности условий проживания

Районы, населенные пункты

Сумма баллов

Сумма баллов с учетом значимости факторов

Экстремально дискомфортная зона (II зона)

Кызылский район (п. Кунгуртуг)

200,0

53,7

Монгун-Тайгинский район

196,7

49,4

Дискомфортная зона (III зона)

Каа-Хемский р-н

256,7

66,7

Овюрский р-н

220,0

57,3

Пий-Хемский р-н

240,0

60,0

Тандынский р-н

236,6

63,3

Тес-Хемский р-н

220,0

57,3

Тоджинский р-н

206,6

54,3

Чеди-Хольский р-н

253,4

62,7

Эрзинский р-н

226,7

59,3

Относительно дискомфортная зона (IV зона)

Бай-Тайгинский р-н

270,0

69,3

Барун-Хемчикский р-н

270,0

69,3

Дзун-Хемчикский р-н

270,0

69,3

Сут-Хольский р-н

263,3

69,3

Улуг-Хемский р-н

270,0

69,3

Чаа-Хольский р-н

270,0

69,3

Кызылский район (п. Кызыл)

283,3

71,3

Выполненные расчеты показали, что степень дискомфортности условий проживания населения Республики Тыва по населенным пунктам (метеостанциям) колеблется в диапазоне от 196,7 до 283,3 (с учетом значимости — от 49,4 до 71,3 баллов). Самые благоприятные условия для проживания населения отмечаются в тувинской котловине (г. Кызыл, Шагонар, Чадан, Сарыг-Сеп и др.), а неблагоприятные — в высокогорной зоне (п. Мугур-Аксы, Кунгуртуг).

В соответствии с интегральной оценкой дискомфортности условий проживания в экстремально дискомфортную зону вошли горные районы Республики Тыва, получившие 196,7—200 баллов, с учетом значимости факторов — 49,4—53,7 баллов, а именно: Монгун-Тайгинский район и юго-восточная часть Кызылского района. Основная часть территории республики расположена в III дискомфортной зоне, и оценка дискомфортности здесь изменялась от 206,6 до 253,4 балла, с учетом значимости факторов — 54—66,7 балла. В относительно дискомфортную зону вошли 6 районов (Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Дзун-Хемчикский, Сут-Хольский, Улуг-Хемский, Чаа-Хольский) и большая часть Кызылского района, расположенные в тувинской котловине (табл. 3).

Как отмечалось ранее, Республика Тыва расположена в горной части Восточной Сибири на высотах 630–4000 м над уровнем моря. Ее территория находится в зоне пониженного атмосферного давления воздуха и парциального давления кислорода (содержание кислорода во вдыхаемом воздухе) с резкими сезонными изменениями погоды. Это осложняет условия проживания жителей коренной национальности и особенно опасно для здоровья прибывших из других регионов.

Для более объективной оценки влияния природно-климатических факторов на здоровье населения Тувы проведено их сравнение с районами Крайнего Севера и приравненными к нему местностями по световому режиму, режиму солнечной радиации, температурно-ветровому, влажному режиму в зимний и летний периоды, а также влиянию высоты над уровнем моря.

На основании сопоставления природно-климатических факторов можно сделать вывод, что температурно-ветровой режим Республики Тыва близок по своим характеристикам к Центральным районам Восточной Сибири, а именно северу Иркутской области и Республики Бурятия, вошедших в третью дискомфортную зону по другим характеристикам (солнечная и ультрафиолетовая радиация, влажность воздуха), природные условия более благоприятные, чем на Севере. В то же время территория Республики Тыва, в отличие от Севера, расположена в зоне пониженного атмосферного давления. Начиная с высоты 1500 м над уровнем моря, возможно возникновение горной болезни, что отрицательно влияет на здоровье жителей коренных национальностей и особенно пришлого населения [Региональные проблемы..., 1993].

Практически на всей территории республики имеет место низкий уровень развития социальной инфраструктуры, и прежде всего медицинского обслуживания. Это отражается на высоком уровне заболеваемости населения и меньшей, чем на других территориях России, продолжительности предстоящей жизни населения [Эрдыниева, 2003].

До сих пор Республика Тыва не имеет железных дорог, единственным видом транспорта является автомобильный. Аэропорт, который принимает современные самолеты, имеется только в столице г. Кызыле, в других населенных пунктах находятся аэропорты местных линий. Поэтому практически вся территория Республики Тыва находится в зоне слабой транспортной доступности.

Как показал проведенный анализ, значительная часть территории Республики Тыва является дискомфортной по условиям проживания, что может служить основанием для установления дополнительных компенсаций работникам за работу и проживание в неблагоприятных условиях.

Таким образом, территории республики, вошедшие в экстремально дискомфортную зону, по уровню дискомфортности условий проживания населения приблизительно соответствуют районам Крайнего Севера, а вошедшие в дискомфортную зону – местностям, приравненным к Крайнему Северу.

Статья научная