Оценка воздействия международных ограничений на развитие профессионального и массового спорта в регионах России

Автор: А.В. Резепин, Н.В. Правдина, И.В. Данилова, А.В. Карпушкина

Журнал: Человек. Спорт. Медицина @hsm-susu

Рубрика: Спортивный менеджмент и экономика спорта

Статья в выпуске: S1 т.25, 2025 года.

Бесплатный доступ

Цель: оценка воздействия международных ограничений в области спорта высших достижений на развитие профессионального и массового спорта в регионах России. Материалы и методы. Исследование основано на интегральной оценке показателей развития сегментов профессионального и массового спорта в разрезе субъектов РФ за период 2008–2023 гг. на основе данных федерального статистического наблюдения в сфере физической культуры и спорта Результаты. Системные секторальные ограничения спорта высших достижений, инициированные в 2015 г., оказывают значимое воздействие на развитие сегмента профессионального спорта в субъектах РФ. Реакция регионов специфична: в наименьшей мере последствия в сегменте профессионального спорта проявились в крупных регионах со средней плотностью распределения спортивных объектов (37 субъектов РФ, в том числе Краснодарский край, Московская и Челябинская области), в наибольшей – в малых регионах с высокой плотностью распределения (12 субъектов РФ, в том числе Республики Алтай, Кабардино-Балкария, Марий Эл). Не установлено значимое взаимовлияние профессионального и массового спорта в условиях международных спортивных ограничений. Заключение. Результаты исследования расширяют теорию спортивного менеджмента и экономики спорта в части воздействия международных ограничений в области спорта высших достижений на развитие профессионального и массового спорта в регионах России, результаты исследования в части методического подхода к интегральной оценке развития спорта имеют прикладное значение для мониторинга, прогнозирования и актуализации программ поддержки физической культуры и спорта в российских регионах.

Еще

Экономика спорта, спортивные ограничения, спортивные санкции, профессиональный спорт, спорт высших достижений, массовый спорт

Короткий адрес: https://sciup.org/147250897

IDR: 147250897   |   DOI: 10.14529/hsm25s122

Текст научной статьи Оценка воздействия международных ограничений на развитие профессионального и массового спорта в регионах России

A.V. Rezepin, ,

N.V. Pravdina, ,

I.V. Danilova, ,

A.V. Karpushkina, ,

Введение. Развитие физической культуры и спорта является одним из стратегических направлений формирования новых стандартов качества жизни в России1, в то же время с 2015 г. российский спорт, как и экономика в целом, сталкивается с внешними секторальными ограничениями [18, 20]. Среди них санкции по отношению к наиболее восприимчивому сегменту – спорту высших достижений, что транслирует негативные последствия на профессиональный и массовый спорт в регионах [10, 13]. Функциональность разных сегментов сферы физической культуры и спорта для регионов существенно отличается: с одной стороны, это физическая подготовка и вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом, участие в массовых мероприятиях и спортивных соревнованиях населения регионов, а с другой – организация и проведение профессиональных спортивных соревнований (профессиональный спорт) и формирование статуса региона в российском рейтинге достижений2. Но несомненна взаимосвязь: массовый спорт – начальная ступень введения человека в спортивную сферу, эталоном результативности в которой является спорт высших достижений, популяризирующий и формирующий интерес к занятиям физической культурой в обществе [1], при всем различии трудовых и капитальных ресурсов [11] реализуют единые целевые приоритеты «спорт – норма жизни». Вопрос воздействия международных ограничений в области спорта высших достижений на развитие сегментов профессионального и массового спорта, а также взаимовлияние результатов остается недостаточно изученным [15].

Целью данного исследования является оценка воздействия международных ограничений в области спорта высших достижений на развитие профессионального и массового спорта в регионах России. Научная гипотеза исследования – международные ограничения в области спорта высших достижений оказывают различное воздействие на развитие профессионального и массового спорта в субъектах РФ в зависимости от численности населения региона и плотности распределения спортивных объектов.

Материалы и методы. Анализ воздействия международных ограничений на развитие спорта в регионах России основан на оценке интегральных показателей развития профессионального и массового спорта, что предопределило необходимость трех последовательных этапов.

  • 1.    Выбор частных индикаторов развития спорта в регионах, характеризующих сферу по критериям «ресурсы – результаты». В части сегмента профессионального спорта использованы три показателя: 1) численность работников физической культуры и спорта на 1000 человек населения в возрасте от 3 до 79 лет; 2) количество присвоенных спортивных званий на 1000 человек населения в возрасте от 3 до 79 лет; 3) количество присвоенных спортивных разрядов на 1000 человек населения в возрасте от 3 до 79 лет. Сегмент массового спорта включает: 1) долю занимающихся физической культурой и спортом в общей численности населения в возрасте от 3 до 79 лет; 2) единовременную пропускную способность объектов спорта на 1000 человек населения в возрасте от 3 до 79 лет; 3) среднее за три года значение объема расходов бюджетных средств и средств из внебюджетных источников на развитие физической культуры и спорта в расчете на 1 жителя в постоянных ценах 2023 г. [14].

  • 2.    Трансформация частных индикаторов в целях сопоставимости данных. Трансформация индикаторов реализована с использованием стандартизованной оценки (z t ), которая показывает, какое количество стандартных отклонений составляет отклонение исходного

  • 3.    Расчет интегральных показателей в разрезе сегментов развития профессионального,

значения от среднего:

X t -X

Z:                   '

где X - среднее значение для множества х; Sx - стандартное отклонение для множества х. Затем для всех стандартизированных оценок рассчитываются кумулятивные функции вероятности, что позволяет привести исходные значения в диапазон от 0 до 1 [8, 17].

массового спорта и агрегированного показа- теля развития спорта в регионе.

Интегральные показатели развития профессионального (1Р) и массового (1м) спорта определены как средние геометрические значения соответствующих трансформированных индикаторов развития в разрезе двух рассматриваемых сегментов сферы физкультуры и спорта:

/ р \1/р

^ м

/ т \1/т

■(си) •

где zp и zM - стандартизированные оценки индикаторов развития профессионального и массового спорта; р и т - количество z-оценок индикаторов развития профессионального и массового спорта.

Интегральный показатель общего развития спорта в регионе (I g ) определен как среднее геометрическое значение интегральных показателей по отдельным сферам:

I g ^ м -

Значения интегральных показателей изменяются в пределах от 0 до 1 и дают сравнительную оценку состояния и динамики развития спорта.

Информационную базу исследования составляют результаты федерального статистического наблюдения в сфере физической культуры и спорта по субъектам Российской Федерации за период 2008–2023 гг.3

Результаты. Системное санкционное давление на российский спорт в связи с обвинениями в допинге активизировалось с 2015 г. [16], что проявилось в динамике интегрального показателя развития спорта по регионам России (рис. 1). В анализируемом периоде

Как известно, РФ отличается значительной неравномерностью развития сферы физической культуры и спорта [2, 3, 6, 9], что подтверждается результатами распределения показателей общего уровня развития (фрагмент анализа за 2023 г. представлен на рис. 2).

Рис. 1. Динамика интегральных показателей развития сегментов профессионального и массового спорта в России

Fig. 1. Average development levels of professional and mass sports in Russia over time

сегмент массового спорта отличается поступательным ростом, при этом заметно, что ускоренный рост интегрального показателя в 2008–2014 гг. сменяется его замедлением в 2015–2023 гг., что может быть связано как с обстоятельствами исчерпания эффекта низкой базы начала двухтысячных годов [5], так и с влиянием внешних ограничений. Более заметным является влияние санкций на сегмент профессионального спорта – с 2015 г. наблюдается значительное сокращение соответствующего интегрального показателя. Такое резкое снижение показателя в 2020 г. может отчасти объясняться введением мер по ограничению распространения новой коронавирусной инфекции [4, 7, 19]. В то же время коронавирусные ограничения менее продолжительные и не могут объяснить динамику в развитии профессионального спорта на длительном интервале «до» и «после», что свидетельствует о значимости именно спортивных ограничений. В целом санкции индуцировали ограничительное действие на развитие регионального спорта.

В 2023 г. интегральный показатель общего развития спорта изменяется от 0,011 в Республике Калмыкия до 0,435 в Ямало-Ненецком автономном округе. Ранее проведенное авторами исследование4 указывает на наличие отличий реакции регионов на введение международных ограничений, что позволило выявить три группы регионов: кластер I – включает небольшие по численности населения регионы с низкой плотностью распределения спортивных объектов (25 субъектов РФ, в том числе Республика Карелия, Сахалинская область, Чукотский АО); кластер II – крупные регионы со средней плотностью распределения спортивных объектов (37 субъектов РФ, в том числе Краснодарский край, Московская и Челябинская области); кластер III – включает небольшие регионы с высокой плотностью распределения спортивных объектов

Рис. 2. Уровень общего развития профессионального и массового спорта в регионах России в 2023 г. Fig. 2. Regional disparities in professional and mass sports development across Russia in 2023

(12 субъектов РФ, в том числе Республики Алтай, Кабардино-Балкария, Марий Эл). Результаты оценки развития сферы спорта по трем кластерам представлены на рис. 3.

В отношении сегмента профессионального спорта по всем кластерам субъектов РФ с разной численностью населения и плотностью распределения спортивных объектов наблюдается снижение интегральных показателей развития, наиболее уязвимыми оказались регионы кластера III, в которых с 2012 г. за счет высокой плотности распределения спортивных объектов формировалась эффективная среда подготовки профессиональных спортсменов, что позволило добиться высоких показателей развития индустрии, однако под воздействием внешних ограничений к 2018 г. данные регионы теряют свои преимущества, а уровень развития оценивается ниже среднего по стране в целом.

В сегменте массового спорта все субъекты РФ показывают схожую возрастающую динамику, при этом если до 2021 г. малые по численности населения регионы (кластер I и III) опережали крупные по уровню доступности спортивных объектов и объему среднедушевого финансирования, то в 2022–2023 гг. отмечается ситуация, что регионы кластера III в силу снижения объема финансирования спортивных объектов показали такие же результаты (интегральный показатель), что и крупные регионы кластера II. В таких условиях накопленный рост сегмента массового спорта в регионах кластера III не компенсирует факт снижения показателей профессионального спорта, что и проявилось в сокращении значения агрегированного показателя развития регионального спорта.

Обобщение результатов анализа развития регионального спорта (см. таблицу) подтвержд а ет гипотезу научного и сследования об отличиях воздействия международных ограничен и й на развитие спорта в регионах России. Наблюдаются неодинаковые процессы как в сегменте профессиональн о го, так и массового спо р та: в наименьшей мере профессиональный спорт пострадал в крупных рег и онах, а, нес м отря на общее развитие массового спорта, темп прироста в регионах различных кластеров отличается почти в два раза.

Таким образом, можно с уверенностью говор и ть о негативном влиянии международных ограничений на сегмент профессионального спорта, при этом, несмотря на заметное развитие массового спорта в России, нельз я утверждать, что данный процесс связан с перераспре-

Рис. 3. Динамика развития сегментов профессионального, массового спорта и агрегированного значения развития физкультуры и спорта в разрезе региональных кластеров Fig. 3. Professional/mass sports development and aggregated physical education metrics across Russian regional clusters over time

Изменение интегральных показателей развития спорта в разрезе региональных кластеров России

Changes in sports development indicators across Russian regional clusters

Региональные кластеры Regional cluster

Интегральный показатель развития сегмента профессионального спорта Composite index of professional sports development

Интегральный показатель развития сегмента массового спорта Composite index of mass sports development

Интегральный показатель общего развития спорта в регионе Composite regional sports development index

2013

2023

∆, %

2013

2023

∆, %

2013

2023

∆, %

Кластер I

(25 субъектов РФ)

Cluster I

(25 federal subjects)

0,220

0,185

–15,9

0,210

0,342

+62,9

0,212

0,243

+14,6

Кластер II

(37 субъектов РФ)

Cluster II

(37 federal subjects)

0,224

0,208

–7,1

0,192

0,275

+43,2

0,204

0,236

+15,7

Кластер III

(12 субъектов РФ)

Cluster III

(12 federal subjects)

0,320

0,183

–42,8

0,204

0,270

+32,4

0,254

0,214

–15,7

Все регионы

(74 субъектов РФ)

All regions

(74 federal subjects)

0,239

0,196

–18,0

0,200

0,297

+48,5

0,215

0,235

+9,3

Источник: рассчитано авторами.

Статья научная