Оценка заболеваемости язвенной болезнью населения Республики Карелия
Автор: Никифорова Надежда Александровна, Карапетян Татьяна Алексеевна, Доршакова Наталья Владимировна
Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu
Рубрика: Медицинские науки
Статья в выпуске: 8 (145) т.2, 2014 года.
Бесплатный доступ
Проблема язвенной болезни (ЯБ) является одной из наиболее актуальных в гастроэнтерологии. Несмотря на современные достижения терапии, это заболевание не поддается окончательному излечению. В статье приведены результаты эпидемиологических исследований ЯБ желудка и двенадцатиперстной кишки в Республике Карелия (РК) в период с 2000 по 2012 год. Показано, что республика является неблагоприятным регионом по заболеваемости язвенной болезнью, уровень которой превышает средние показатели по России. Первичная заболеваемость ЯБ населения в Карелии остается высокой, а это означает, что ежегодно в регионе выявляется большое количество новых случаев ЯБ желудка и двенадцатиперстной кишки, а отсутствие снижения показателей общей заболеваемости свидетельствует о часто рецидивирующем течении патологии.
Язвенная болезнь, карелия, заболеваемост
Короткий адрес: https://sciup.org/14750762
IDR: 14750762
Текст научной статьи Оценка заболеваемости язвенной болезнью населения Республики Карелия
В настоящее время исследователями все большее внимание уделяется изучению влияния неблагоприятных факторов окружающей среды на организм человека и их роли в возникновении и развитии различных заболеваний, включая язвенную болезнь. Это приобретает особое значение для северных территорий, где условия жизни населения отличаются высокой суровостью, что повышает требования к организму [15; 98].
Север является своеобразной климатогеографической зоной, где человек испытывает неблагоприятное воздействие совокупности факторов, среди которых – природные и антропогенные. Это может привести к развитию нарушений функционирования основных физиологических систем организма и формированию патологии [16; 3]. Вот почему изучение особенностей развития заболеваний на Севере представляет особый научный и практический интерес.
Большие территории Севера различаются весьма существенно, поэтому располагающиеся в европейской части России северные регионы
получили название Европейский Север. К нему относятся площади таких субъектов Российской Федерации, как Мурманская, Архангельская и Вологодская области, Республика Карелия, Республика Коми и Ненецкий автономный округ. Здесь на 1,6 млн км 2 проживает около 5 млн человек, что свидетельствует о большей степени освоенности по сравнению с другими северными регионами [9; 141].
РК расположена на Северо-Западе РФ и является одним из регионов Европейского Севера России. В ее состав входят 18 административно-территориальных единиц, в том числе 2 городских округа, 16 муниципальных районов, 22 городских и 87 сельских поселений. В Карелии, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия, численность постоянного населения на 01.01.2013 составила 636,9 тыс. человек. Своей северной частью Карелия располагается в районе Крайнего Севера, южная же ее часть приравнивается к данным районам. РК имеет ряд клима- тоэкологических особенностей (характер геомагнитных возмущений, резкие температурные колебания среды, сезонные изменения светлого и темного времени суток и др.), способствующих напряжению регуляторных механизмов и, следовательно, развитию заболеваний человека [3; 38].
Известно, что в суровых климатических условиях многие заболевания характеризуются ранним началом, неспецифичностью симптоматики, большей распространенностью нарушения функционального состояния организма. Имеет место ранняя хронизация воспалительных заболеваний инфекционной этиологии [5; 26], в том числе и по причине микробной антигенемии на фоне дисбаланса клеточного и гуморального иммунитета, довольно быстрое развитие их осложнений по сравнению с другими климатическими зонами [4; 95]. Изучение течения ряда хронических заболеваний (дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем) у человека на Севере позволило предположить, что основным патогенетическим механизмом возникновения и развития заболеваний в этих условиях является синдром полярного напряжения [8; 6]. Комплекс дискомфортных геофизических и климатических факторов по сути является хроническим экологически обусловленным стрессом, оказывающим негативное влияние на человека в высоких широтах, что и приводит организм в особое физиологическое состояние специфического напряжения [4; 95]. В синдромокомплексе полярного напряжения выделяют следующие основные составные части, делающие общую картину более четкой и, что крайне важно, дающие возможность предполагать развитие тех или иных заболеваний с большой вероятностью: синдром гиперфункции внешнего дыхания, иммунной недостаточности, липидной пероксидации, полиэндокринопатии, полярный метаболический синдром, синдром десинхроноза, метеозависимости, психоэмоционального напряжения, эндемичные макро- и ми-кроэлементозы и др.
Большинство патологических процессов в приполярных регионах развивается в результате прогрессирующей регенераторно-пластической недостаточности, при формировании которой организм становится открытым для проникновения микроорганизмов, ксенобиотиков и прочих патогенных факторов, что в условиях сложившихся регуляторных механизмов может оказаться непреодолимым.
В неблагоприятном климате северных регионов отмечается снижение порога вредного воздействия антропогенно-экологических факторов на организм человека и уменьшение его функциональных возможностей для восстановления нарушений гомеостаза, вызванных этими факторами. Повышенный уровень геофизически обусловленного негативного психоэмоционального напряжения у населения на Севере на фоне существующего социального стресса ухудшает качество жизни и становится фактором риска прогрессирования патологических расстройств со стороны различных систем организма – нервной, дыхательной, эндокринной, сердечно-сосудистой и, безусловно, пищеварительной [14; 35].
В Российской Федерации болезни желудочнокишечного тракта в целом занимают 8-е место среди всех причин временной нетрудоспособности, 7-е – в структуре причин первичного выхода на инвалидность и 5-е – среди причин смертности населения [7; 50].
Проблема ЯБ продолжает оставаться одной из актуальных в гастроэнтерологии, несмотря на результаты проведенных многочисленных исследований, посвященных данному заболеванию [1], [2], [6; 12]. На сегодняшний день этой патологией страдает около 7–10 % взрослого населения в мире [12; 122].
Важным этиологическим фактором в развитии язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки (ДПК) является хеликобактериоз. Известно, что в России инфицированность взрослого населения H. pylori (НР) чрезвычайно высока и колеблется в зависимости от региона проживания от 70 до 92 % [10]. Инфицированность НР населения северных регионов планеты также является весьма высокой. Это подтверждают исследования В. В. Цуканова, в которых инфекция НР диагностировалась с высокой частотой в районах Восточной Сибири: у 83,7 % монголоидов и 69,2 % европеоидов на юге и у 92,2 % монголоидов и 100 % европеоидов на севере [17; 109]. Кроме того, антитела к НР обнаруживались у инуитов Канады и Гренландии, эскимосов Аляски с частотой от 61 до 95 % [19; 668]. Но хеликобактериоз – не единственный этиологический фактор в развитии ЯБ: при наличии у многих людей обсемененности HP слизистой оболочки желудка вероятность возникновения язвы желудка возможна лишь у 10–15 % из них [2].
ЯБ желудка и ДПК относится к индикаторной патологии жителей северных территорий [13], [18]. При сравнении эпидемиологических данных по регионам Европейского Севера самым неблагоприятным регионом с наиболее высокой заболеваемостью ЯБ является РК.
Нами была проанализирована общая и первичная заболеваемость населения разных возрастных групп ЯБ желудка и ДПК в РК и ее районах за период с 2000 по 2012 год. При оценке общей заболеваемости ЯБ желудка и ДПК всего населения Карелии на 1000 человек за период с 2000 по 2012 год можно отметить стабильно высокие показатели без выраженной тенденции к снижению, превышающие таковые по России и Северо-Западному федеральному округу (СЗФО) в 1,5–2 раза (табл. 1). Уровень общей заболеваемости ЯБ всего населения России в период с 2000 по 2012 год находился в пределах 9,6–12,1 ‰, а по Северо-Западному федеральному окру-
Таблица 1
Динамика общей заболеваемости язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки разных возрастных групп населения в Республике Карелия, Северо-Западном федеральном округе и Российской Федерации (‰)
В республике наиболее высокий уровень общей заболеваемости на 1000 человек всего населения был отмечен в Прионежском (от 22,5 до 28,2 ‰), Калевальском (от 19,8 до 25,9 ‰) и Кондопожском (от 24,0 до 32,9 ‰) районах, причем только в последнем появилась тенденция к ее снижению начиная с 2006 года. Следует отметить высокие показатели и рост уровня общей заболеваемости взрослого населения (старше 18 лет) с 2000 по 2012 год на данных территориях: в пределах 15,1–34,0; 9,8–40,3; 14,9–31,0 ‰ в Прионежском, Кондопожском и Калевальском районах соответственно. Самой низкой общая заболеваемость всего населения ЯБ в 2000–2012 годах была в Кемском районе, кроме того, показатели заболеваемости в данном районе снизились с 7,3 до 3,0 ‰. В целом в 14 из 16 районах Карелии общая заболеваемость всего населения превышала среднероссийскую.
Общая заболеваемость ЯБ взрослого населения (18 лет и старше) в среднем по Карелии в период с 2000 по 2012 год колебалась от 20,8 до 25,1 ‰, а наиболее высокий ее уровень был отмечен в 2003 году. В России и СЗФО общая заболеваемости ЯБ взрослого населения в 2000– 2012 годах была существенно ниже и находилась в пределах 12,1–14,7 ‰, а в СЗФО – 10,9–14,7 ‰.
Чаще ЯБ выявляется в возрастном периоде 25–40 лет, однако в последние десятилетия отмечается омоложение заболевания [20; 273].
Уровень общей заболеваемости ЯБ желудка и ДПК в РК на 1000 человек детского населения (от 0 до 14 лет) и подростков (от 15 до 17 лет) в период с 2000 по 2012 год снижался у детей начиная с 2003 года с 3,3 до 1,1 ‰, а у подростков начиная с 2005 года – с 10,6 до 7,2 ‰. Несмотря на это заболеваемость ЯБ в РК как детей, так и подростков в изучаемый временной период превышала среднюю по РФ и СЗФО в 1,5– 2 раза. Самые высокие показатели общей заболеваемости детей и подростков с 2000 по 2012 год регистрировались в г. Петрозаводске (1,6–7,9 ‰ среди детского населения и 8,4–18,0 ‰ среди подростков), однако в динамике наблюдалась тенденция к их снижению. Можно отметить ухудшение ситуации в таких территориях республики, как г. Костомукша и Сегежский район, где в 2011 и 2012 годах общая заболеваемость ЯБ у подростков возросла и составила соответственно 14,3 и 10,3 ‰ и 12,1 и 18,7 ‰. Уровень общей заболеваемости ЯБ в среднем по РФ и СЗФО на 1000 человек в период с 2000 по 2012 год у детей был примерно одинаковый: в России – 0,6–0,8 ‰, на Северо-Западе – 0,6–0,9 ‰, а у подростков – 4,2–4,5 ‰ и 5,2–5,5 ‰ соответственно.
При оценке первичной заболеваемости ЯБ желудка и ДПК всего населения в РК на 1000 человек за период с 2000 по 2012 год можно отметить стабильно высокие показатели (от 1,4 до 2,3 ‰), которые в 1,5–2 раза выше средних показателей по РФ и СЗФО (табл. 2). Кроме того, обращает на себя внимание тенденция к росту первичной заболеваемости ЯБ в среднем по Карелии с 2008 года. Увеличение первичной заболеваемости всего населения ЯБ в период с 2000 по 2012 год происходило на таких территориях республики, как г. Костомукша (от 0,7 до 5,1 ‰), Олонецкий (от 1,7 до 3,2 ‰) и Суоярвский (от 1,5 до 3,5 ‰) районы. Уровень первичной заболеваемости взрослого населения (старше 18 лет) в Суоярвском, Олонецком районе и г. Костомукше в 2000–2012 годах также вырос и составил 1,7–4,3; 2,0–3,9; 0,6–5,9 ‰ соответственно. В целом в 14 из 16 районах Карелии первичная заболеваемость всего населения превышала среднероссийскую.
Таблица 2
Динамика первичной заболеваемости язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки разных возрастных групп населения в Республике Карелия, Северо-Западном федеральном округе и Российской Федерации (‰)
Год |
Первичная заболеваемость всего населения |
Первичная заболеваемость взрослого населения |
Первичная заболеваемость детей (0–14 лет) |
Первичная заболеваемость подростков (15–17 лет) |
||||||||
РК |
СЗ ФО |
РФ |
РК |
СЗ ФО |
РФ |
РК |
СЗ ФО |
РФ |
РК |
СЗ ФО |
РФ |
|
2000 |
1,9 |
1,1 |
1,1 |
2,5 |
1,2 |
1,2 |
0.5 |
0,2 |
0,2 |
2,0 |
1,3 |
0,9 |
2001 |
1,8 |
1,1 |
1,1 |
2,2 |
1,2 |
1,3 |
0,4 |
0,2 |
0,2 |
2,1 |
1,5 |
1,1 |
2002 |
1,9 |
1,1 |
1,1 |
2,2 |
1,2 |
1,2 |
0,5 |
0,2 |
0,2 |
2,3 |
1,4 |
1,0 |
2003 |
1,8 |
1,1 |
1,1 |
2,1 |
1,1 |
1,2 |
0,5 |
0,2 |
0,2 |
2,3 |
1,6 |
1,1 |
2004 |
1,7 |
1,0 |
1,0 |
1,9 |
1,2 |
1,2 |
0,4 |
0,2 |
0,2 |
2,2 |
1,4 |
1,1 |
2005 |
1,4 |
1,1 |
1,1 |
1,6 |
1,2 |
1,2 |
0,5 |
0,3 |
0,2 |
1,9 |
1,3 |
1,0 |
2006 |
1,6 |
1,1 |
1,1 |
1,8 |
1,2 |
1,3 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
1,7 |
1,5 |
1,1 |
2007 |
1,5 |
1,1 |
1,1 |
1,7 |
1,2 |
1,2 |
0,5 |
0,2 |
0,2 |
2,0 |
1,4 |
1,1 |
2008 |
1,5 |
1,1 |
1,1 |
1,7 |
1,2 |
1,2 |
0,4 |
0,2 |
0,2 |
1,5 |
1,5 |
1,1 |
2009 |
1,7 |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
1,1 |
1,2 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
1,8 |
1,3 |
1,1 |
2010 |
1,8 |
1,0 |
1,0 |
2,1 |
1,1 |
1,1 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
1,6 |
1,4 |
1,1 |
2011 |
2,3 |
0,9 |
1,0 |
2,7 |
1,1 |
1,0 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
1,6 |
1,5 |
1,1 |
2012 |
2,0 |
0,9 |
0,9 |
2,2 |
0,9 |
1,0 |
0,4 |
0,2 |
0,1 |
2,7 |
1,3 |
1,0 |
Первичная заболеваемость ЯБ взрослого населения (18 лет и старше) по Карелии в период с 2000 по 2012 год составляла от 1,6 до 2,7 ‰ (с тенденцией к росту с 2008 года), что также выше средних показателей по РФ и СЗФО, где в это время уровень первичной заболеваемости не превышал 1,2 ‰. В ряде территорий республики первичная заболеваемость взрослого населения увеличилась в 2012 году по отношению к 2011 году очень значительно (Суоярвский, Сегежский, Пудожский, Пряжинский, Прионежский, Олонецкий и Медвежьегорский районы); так, в Суоярвском районе уровень первичной заболеваемости взрослого населения вырос более чем в 2 раза, достигнув 4,3 ‰.
Показатели первичной заболеваемости ЯБ желудка и ДПК в РК на 1000 человек детского населения (от 0 до 14 лет) в период с 2000 по 2012 год колебались в пределах 0,2–0,5 ‰ при одинаковых средних значениях таковых в РФ и СЗФО в 0,2 ‰. В этой возрастной группе наиболее высокий уровень первичной заболеваемости среди районов Карелии был в г. Петрозаводске, однако в динамике происходило улучшение ситуации и снижение заболеваемости с 2005 года с 0,9 до 0,3–0,5 ‰.
Максимальный и не имеющий тенденции к снижению уровень первичной заболеваемости у подростков (от 15 до 17 лет) в изучаемый пе- риод также был в г. Петрозаводске (в пределах 1,1–3,1 ‰), при этом самая высокая заболеваемость была зафиксирована в 2012 году. Необходимо отметить, что в целом по Карелии первичная заболеваемость ЯБ у подростков в 2000–2012 годах составляла от 1,5 до 2,7 ‰, что превышало таковую по РФ и СЗФО в 1,5– 2,5 раза. В период с 2000 по 2012 год в РФ и СЗФО наметилась тенденция к снижению первичной заболеваемости во всех возрастных группах населения.
Заболевания ЖКТ – индикаторная патология жителей Севера: как общая, так и первичная заболеваемость населения в РК в течение 13 последних лет превышала среднероссийский уровень в 1,4–2,1 раза, а в структуре смертности населения болезни органов пищеварения стабильно занимают 5-е место с удельным весом 4,6–7,0 % без тенденции к снижению.
В РК отмечается увеличение первичной заболеваемости взрослого населения и всего населения в целом ЯБ желудка и ДПК, а это означает, что ежегодно выявляется большое количество новых случаев заболевания и в динамике число этих случаев возрастает. Стабильно высокие показатели общей заболеваемости и отсутствие их снижения свидетельствуют о часто рецидивирующем течении патологии.
* Исследование поддерживается РГНФ, проект № 13–06–00414.
Список литературы Оценка заболеваемости язвенной болезнью населения Республики Карелия
- Валенкевич Л. Н., Яхонтова О. И. Болезни органов пищеварения: Руководство по гастроэнтерологии для врачей. СПб.: ДЕАН, 2006. 656 с.
- Васильев Ю. В. Патогенетические аспекты терапии язвенной болезни//Русский медицинский журнал. 2011. Т. 19. № 28. С. 1761-1765.
- Доршакова Н. В., Карапетян Т. А., Жестяников А. Л. Некоторые особенности микроэлементного статуса у проживающих в Карелии больных нейроциркуляторной дистонией//Экологический вестник научных центров Черноморского экономического сотрудничества. 2004. № 3. С. 38.
- Доршакова Н. В., Карапетян Т. А., Жестяников А. Л., Никитина К. А. Реализация роли экологических факторов в процессе развития патологии и старения человека, живущего на севере//Сборник научных трудов II Российского симпозиума «Световой режим, старение и рак». Петрозаводск, 17-19.10.2013. Петрозаводск, 2013. С. 95-101.
- Дуданова О. П. Генотипическая характеристика HBV-инфекции в Карелии//Медицинский академический журнал. 2005. № 2. Приложение № 6. С. 26-31.
- Жернакова Н. И., Медведев Д. С. Клинико-эпидемиологические особенности течения язвенной болезни в различных возрастных группах//Научные ведомости. Сер. Медицина. Фармация. 2010. Т. 10. № 81. С. 12-16.
- Жигалова Н. И., Саркисов К. А. Медицинская экспертиза при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки//Заместитель главного врача. 2007. Т. 8. № 15. С. 50-57.
- Казначеев В. П. Современные проблемы синтетической экологии: «Синдром полярного напряжения»//Бюллетень СО РАМН. Сибирское отделение. 1997. № 1. С. 6-10.
- Карапетян Т. А., Доршакова Н. В., Никифорова Н. А. О необходимости изучения формирования патологии на северных территориях//Сборник научных трудов II Российского симпозиума «Световой режим, старение и рак». Петрозаводск, 17-19.10.2013. Петрозаводск, 2013. С. 141-148.
- Комаров Ф. И., Рапопорт С. И. Хронобиология и хрономедицина. М.: Триада-Х, 2000. 488 с.
- Лазебник Л. Б. Эпидемиология язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки//Терапевтический архив. 2007. Т. 79. № 2. С. 12-15.
- Николаев Ю. А., Пальцев А. И., Кузнецова Т. В. Особенности клинического течения заболеваний органов пищеварения у пришлого населения на севере//Бюллетень СО РАМН. 2006. Т. 3. № 121. С. 122-125.
- Оганезова И. А. Клинические и психофизиологические аспекты течения язвенной болезни в экстремальных условиях среды: Автореф. дисс.. д-ра мед. наук. Архангельск, 2005. 23 с.
- Рутгайзер Я. М., Михайлов А. Г. Возможности оценки качества жизни больных в гастроэнтерологической практике//Клиническая медицина. 1999. Т. 77. № 3. С. 35-38.
- Савченко А. А., Манчук В. Т. Метаболический механизм развития иммунной недостаточности при адаптации в условиях крайнего Севера//Бюллетень СО РАМН. 2003. Т. 2. № 108. С. 98-101.
- Хаснулин В. И., Хаснулин П. В. Современные представления о механизмах формирования северного стресса у человека в высоких широтах//Экология человека. -2012. -№ 1. -С. 3-11.
- Цуканов В. В. Helicobacter pylori и язвенная болезнь у монголоидов высоких широт: северная загадка?//Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии и колопроктологии. 2001. № 2. Приложение № 13. Т. XI. С. 109.
- Цыганкова Ю. А. Язвенная болезнь у жителей Тюменской области: распространенность, принципы лечения и профилактики: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. Тюмень, 2012. 23 с.
- Bernstein C. N., McKeown I., Embol J. M. Seroprevalence of Helicobacter pylori incidence of gastric cancer, and peptic ulcer-associated hospitalizations in a Canadian indian population//Dig. Dis. Sciences. 1999. Vol. 44. № 4. P 668-674.
- Shepetikhina N. N., Osmanov E. M., Denikin A. Yu. The Ottomans Э. М., A. Denikin on evaluation of THE disability of patients with peptic ulcer//Vestnik Tambovskogo Universiteta. 2012. Vol. 17. № 1. P. 273-276.