Оценки последствий от присоединения России к ВТО
Автор: Локтин А.Ю., Чернова О.А.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 1-2 (10), 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрен обзор мнений зарубежных и отечественных ученых на роль ВТО в развитии международной торговли. Представлены прогнозы развития отдельных отраслей в условиях членства России в ВТО.
Всемирная торговая организация (вто), международная торговля, российская федерация, экспорт, иностранные инвестиции, апк, скотоводство
Короткий адрес: https://sciup.org/140106674
IDR: 140106674
Текст научной статьи Оценки последствий от присоединения России к ВТО
Проблемам ВТО посвящено большое число научных работ, в которых, как правило, представлены две точки зрения на роль Всемирной Торговой Организации в развитии международной торговли. Следует отметить, что подавляющее большинство зарубежных ученых рассматривают фактор влияния ВТО, как позитивный. В числе наиболее авторитетных ученых, специализирующихся на исследовании аспектов функционирования ВТО и считающих, что ее деятельность способствует развитию торговли - Кайли Багвелл и Роберт Стайгер [1, 2].
Наиболее известная работа ученых, придерживающихся противоположной точки зрения, – это работа Эндрю Роуза [3] в которой он подвергает сомнению один из основных аргументов в пользу этой организации – то, что ВТО способствует развитию торговли.
В своем исследовании Роуз оценил влияние на международную торговлю многосторонних торговых соглашений ВТО, с одной стороны, и Общей системы преференций GSP (Generalized System of Preferences), с другой. Для обоснования своей гипотезы он использовал стандартную гравитационную модель двусторонней торговли товарами и большую выборку наборов панельных данных, охватывающих более 50 лет и 175 стран. Основное гравитационное уравнение было расширено большим числом дополнительных фиктивных переменных, влияющих на торговлю, для того, чтобы учесть многочисленные внешние факторы настолько, насколько это было возможно. Эти факторы включают культуру (например, когда в двух странах используется общий язык), географию (когда ни одна из двух стран, одна или обе окружены сушей), историю (например, когда одна страна колонизировала другую), полный набор специфичных для года «фиксированных» эффектов, чтобы учесть такие факторы, как стоимость доллара, глобальные бизнес-циклы, степень глобализации, нефтяные шоки и т.д.
Ему удалось доказать, что влияние GSP имеет более сильный эффект, что оно способствовало фактически удвоению торговли стран-членов ВТО. Также он установил, что структура торговли стран-членов ВТО практически ничем не отличается от структуры торговли стран, не являющихся членами ВТО.
Присоединение к ВТО является весьма ответственным шагом в направлении движения к открытой экономике, однако, как показала практика, быстрый и устойчивый экономический рост происходит только в тех странах, которые проводили постепенную либерализацию импорта и создавали стимулы для экспортеров. То есть все страны, которые смогли добиться ощутимых выгод от присоединения к ВТО, постепенно открывали свои рынки, при этом каждая страна шла «своим» путем. Например, Маврикий использовал в целях стимулирования экспорта, зоны обработки экспорта для того, чтобы предоставить экспортерам и импортерам одинаковые стимулы. Южная Корея и Тайвань начинали с высоких импортных барьеров, но затем постепенно снижали уровень защиты. Более того, в связи с тем, что защита от импорта косвенно облагает налогом экспорт, Южная Корея и Тайвань разработали сложные программы (такие, как косвенный возврат пошлины), чтобы экспортеры получили стимулы, такие как в отраслях, защищенных от импорта. Однако, для того, чтобы такие программы могли быть реализованы, требуются компетентные и некоррумпированные правительственные органы [4].
После вступления Китая к ВТО в 2001 г., Россия до августа 2012 г. оставалось наиболее крупной экономикой, которая не являлось членом этой организации.
Вступление России в ВТО, как следует ожидать, окажет важное влияние на отрасли российской экономики за счет увеличения конкуренции на внутреннем рынке, повышения доступа на внешние рынки, участия страны в разработке правил международной торговле и использования системы разрешения споров. Вместе с тем, остаются вопросы, касающиеся того, в какой степени присоединение сможет повлиять на отдельные отрасли, на доходы населения, на уровень жизни в регионах страны.
Эмпирических работ, посвященных влиянию ВТО на экономику Российской Федерации (в целом или на отдельные отрасли) с использованием современного эконометрического инструментария пока, довольно мало.
Международные финансовые организации, такие как Международный Валютный Фонд (МВФ) и Всемирный Банк (ВБ) проявляют определенный интерес к проведению подобных исследований. Ниже дана характеристика двум работам (первая из них – в более развернутом виде) – один из авторов первой работы занимается этой проблемой в ВБ, вторая подготовлена в МВФ.
Наиболее общий анализ последствий от присоединения России к ВТО дан в работе Резерфорда и Тарра [5]. По его мнению, присоединение России к ВТО принесет России значительные выгоды, авторы их оценивают как примерно 7% стоимости потребления в среднесрочный период и существенно больше в течение долгосрочного периода. Основными источниками этих выгод должны стать:
-
- прямые иностранные инвестиции (ПИИ), уровень которых возрастет за счет либерализации сферы услуг для иностранных инвесторов, они дадут выгоду в размере 5,3% стоимости потребления;
-
- повышение производительности труда вследствие притока импортных технологий после снижения российских тарифных барьеров. Снижение тарифов даст выгоду – 1,3% стоимости потребления;
-
- улучшение режима в отношении российских экспортеров при рассмотрении случаев антидемпинга.
Улучшение инвестиционного климата в долгосрочной перспективе объективно увеличит размер основного капитала в стране, что учеными рассматривается как залог долгосрочного экономического роста.
Защищенные обрабатывающие отрасли с небольшим экспортом (пищевая и легкая промышленность, машиностроение, производство строительных материалов) будут сокращаться. Так, объем производства отраслей пищевой промышленности сократится на 13%, экспорт снизится на 7%, а импорт возрастет на 38%, наибольший отток квалифицированных кадров будет происходить именно в пищевой промышленности – 15%. Отрасли сельского и лесного хозяйства (в модели они были выделены в одну группу) снизят суммарный объем производства на 2%, экспорта – на 4%, импорт в новых условиях повысится на 11%. Ситуация, складывающаяся в двух отраслях, будет способствовать сокращению рабочей силы (квалифицированной – на 3% и неквалифицированной – на 2%).
Самый большой рост, как ожидается, произойдет в основных экспортных секторах. Отрасли с низким экспортом и с высокой защитой от импорта будут сокращаться. Больше всего в темпах роста производства и экспорта выиграет цветная металлургия – 29 и 42%, соответственно.
Отрасли, в которых будет происходить наибольший прирост занятости - цветная и черная металлургия, химическая промышленность, сфера услуг (в первую очередь - связь, финансовые услуги, грузовые автоперевозки, торговля).
Уровень заработной платы квалифицированных работников в экономике страны повысится на 5,5%, неквалифицированной рабочей силы – вырастет на 3,8%.
В науке и отраслях ее обслуживающих наметится спад: объем производства снизится на 11%, экспорт сократится на 2%, импорт по этому направлению вырастет на 149%, при этом 13% квалифицированных работников покинут сектор.
Подавляющее большинство домохозяйств получит выгоду от присоединения к ВТО, а малообеспеченные домохозяйства, по меньшей мере, получат ту же выгоду, что и средние домохозяйства [5].
Результаты этой работы используются в работе отдельных департаментов управления экономикой, а также в курсах лекций российских вузов, в частности - в Российской экономической школе.
В работе сотрудников МВФ Ярослава и Богдана Лиссоволиков [6] рассматривается торговля России со странами-членами ВТО на основе гравитационной модели. С помощью этой модели был получен результат о том, что российский экспорт в страны-члены ВТО снижается, в связи с неучастием России в процедурах ВТО (работа была выполнена до присоединения России к ВТО). В перспективе после присоединения внешняя торговля России будет сдвигаться в сторону стран-членов ВТО.
Безусловно, анализ с привлечением современных методов исследования, таких как, например, эконометрические методы необходим, вместе с тем, результаты, полученные в процессе моделирования, в ряде случаев нуждаются в сдержанных комментариях, а иногда, может быть даже, - в критическом анализе.
Так, модель общего равновесия, которая была разработана усилиями ученых из трех стран (Дании, Германии и Украины), предсказывала Украине после присоединения к ВТО дополнительный рост ВВП в течение среднесрочного периода в размере 2,6% [7]. Однако уже в первый год ВВП Украины упал на 15%, а объем промышленного производства – на 40%. Безусловно, большую роль в этом падении сыграл финансовый кризис, вместе с тем, это лишний раз подчеркивает необходимость учета многих стохастических факторов, если не в модели то, возможно, в комментариях экспертов, работающих с ней.
До присоединения России к ВТО в работах отечественных ученых доминировал скептицизм по отношению к участию нашей страны в работе этой организации, вместе с тем в настоящее время стали преобладать более умеренные настроения.
Исследованием аспектов функционирования ВТО, проблем влияния ВТО на экономику России достаточно длительное время занимается И.И. Дюмулен [8].
Анализ последствий от присоединения к ВТО для аграрных секторов стран СНГ содержится в работе Э.Н. Крылатых и О.Г. Строковой [9].
Попытка оценить влияние фактора ВТО на торговлю сельскохозяйственной продукцией России предпринята в работе С.В. Киселева и Р. Ромашкина [10], в частности на торговлю продукцией скотоводства и развитие подотрасли – в работах М.Л. Яшиной [11, 12, 13]
Проблемы моделирования развития агропродовольственных рынков на основе модели AGLINK-COSIMO исследованы в работе «Долгосрочные прогнозы развития АПК России» [14].
Результаты, полученные с помощью модели AGLINK-COSIMO, используются в различных работах, посвященных влиянию фактора ВТО, в частности, в исследовании [15] для оценки последствий от присоединения к ВТО для российского рынка мяса птицы. Базовый сценарий, принятый в работе ученых ВИАПИ [16], предполагает восьмилетний (2012-2020 гг.) имплементационный (переходной) период вступления России в ВТО. В рамках данного сценария до 2020 г. действует квота на ввоз мяса птицы в объеме 350 тыс. тонн. При этом импортная пошлина внутри квоты составляет 25%, сверх данной квоты – 80% (начиная с 2020 г. квота на импорт будет отменена и начнет действовать единая тарифная ставка на импортное мясо птицы - 37,5%). Ежегодная господдержка на 1 тонну произведенного в Российской Федерации мяса птицы была принята равной 3303 руб. (до 2017 г.), с 2018 г. – 1468 руб. В базовый сценарий заложены более низкие темпы роста ВВП как мирового, так и российского. Так, если в период 2000-2010 гг. в среднегодовые темпы роста ВВП Российской Федерации составляли 13% (в сопоставимых ценах 2005 г.), то в базовом сценарии они приняты на уровне 3%.
Основные результаты этой работы заключаются в следующем. Низкие темпы роста ВВП отразятся на аграрном секторе страны, в частности на птицеводстве. Если в период 2000-2010 гг. среднегодовые темпы роста отечественного производства мяса птицы были на уровне 14%, то в 20112020 гг. они снизятся до 2%. Тем не менее, производство мяса птицы в 2020 г. по сравнению с 2011 г. возрастет на 22% и составит 3822 тыс. тонн. Импорт будет снижаться и к 2020 г. составит незначительную долю на отечественном рынке мяса птицы [16].
Особую угрозу представляют, по мнению М.Л. Яшиной [13], прогнозы развития скотоводства в условиях ВТО, в силу специфики развития подотрасли. Дальнейшее развитие скотоводства автор видит в его структурной перестройке, соответствующей условиям спроса на внутреннем и внешнем рынках молока и говядины, переориентации развития подотрасли на формирование специализированных зон по производству продукции скотоводства преимущественно в тех регионах, где они дешевле и более качественны. В противном случае реализация требований Доктрины продовольственной безопасности и достижение целей государственной политики в области обеспечения здорового питания населения Российской Федерации представляются едва ли достижимыми.