Очередная встреча таёжной овсянки Ocyris tristrami в Прибайкалье
Автор: Д.Б. Вержуцкий
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 2554 т.34, 2025 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140311416
IDR: 140311416
Текст статьи Очередная встреча таёжной овсянки Ocyris tristrami в Прибайкалье
Второе издание. Первая публикация в 201 6*
Являясь одним из наиболее подвижных компонентов биоты, птицы способны к быстрому изменению своего ареала при изменении условий их существования. Сигнальная индикаторная роль птиц в условиях глобальных трансформаций среды во всех регионах планеты заставляет обратить на них особое внимание, что позволяет на примере тех или иных нарушений орнитокомплексов прогнозировать грядущие изменения в экосистемах разного уровня. Определить, случайный ли характер имеет наблюдаемый залёт того или иного вида, или это следствие начавшихся сдвигов в функционировании биоценозов, может помочь лишь системный характер наблюдений, позволяющий дать объективную характеристику на основе сопоставления частоты всех случаев появления мигрантов, обязательной регистрации нахождения взрослых особей в период гнездования и т.д. Поэтому любая информация по несвойственным для данной территории видам должна быть отмечена и зафиксирована доступным способом, пусть даже в виде небольшой заметки.
Согласно сводке А.И.Иванова (1976), таёжная, или черногорлая овсянка Ocyris tristrami обитает в темнохвойных лесах Приамурья и Приморского края. Вне СССР гнездится в Корее и Северо-Восточном Китае. И.В.Измайлов (1967) в своей фундаментальной работе по птицам Витимского плоскогорья, в пределах которого он проводил орнитологические наблюдения с 1956 по 1963 год, таёжную овсянку не упоминает. По данным других многолетних наблюдений в Северном Прибайкалье (Ананин 2010) в обследованном регионе таёжная овсянка не встречается. Также ничего не сообщает о залётах этого вида в Южное Предбай-калье Ю.А.Богородский (1989). Имеется информация (Малеев, Попов 2010) о залёте этого вида в Катангский район Иркутской области.
В двухтомнике В.К.Рябицева «Птицы Сибири» (2014) раздел по таёжной овсянке написан С.В.Пыжьяновым. Этот автор, приводя подробные сведения по экологии вида, упоминает, что ареал этой овсянки на запад простирается до бассейна Амура в его верхней части. Им же указывается, что для таёжной овсянки «характерны периодические инва- зии ... далеко за пределы основного района. Самая западная точка – верховья Нижней Тунгуски, где их однажды нашли в большом числе и где они, видимо, гнездились». На приводимой картосхеме ареала вида вопросительный знак поставлен близ южной оконечности Байкала.
Для Бурятии А.П.Шкатулова (1979) приводит сведения о 3 встречах таёжной овсянки в окрестностях Улан-Удэ: 6 мая 1974, 15 и 21 мая 1975.
В.В.Попов (2009) встретил одиночную таёжную овсянку 22 мая 1982 на лугу в долине реки Могой (Баунтовская котловина). Более никаких сведений о регистрации этого вида в регионе обнаружить не удалось.
Наша встреча с таёжной овсянкой состоялась 19 мая 2015 примерно в 1 км юго-восточнее посёлка Усть-Балей (Иркутский район Иркутской области). Координаты точки встречи: 52°37′37″ с.ш., 104°00′28″ в.д. Это место представляет собой песчаные холмы с участками прямоствольного сосняка и редким подлеском из соснового же подроста и разных кустарников. При остановке автомашины в 25-30 м был обнаружен сидящий на кусте спиреи Spirea sp. самец овсянки, при первом рассмотрении в 12-кратный бинокль сначала идентифицированный как овсянка-ремез, но с явными отличиями в окраске (чёрное горло). При попытке подойти ближе птица улетела и скрылась из поля зрения. Всего удалось понаблюдать за овсянкой менее одной минуты. При сравнении с рисунками из имеющегося под рукой полевого определителя В.К.Рябицева (2014) птица была определена как таёжная овсянка. Других сходных видов в нашей авифауне не существует.
Поскольку встречи таёжной овсянки в Байкальской Сибири носят крайне нерегулярный характер, то пока трудно делать заключение о том, что они означают – начало продвижения ареала вида на запад или просто случайные залёты, обусловленные периодическими инвазиями, характерными для вида, как это предполагает С.В.Пыжьянов (2014).