Однодворцы Центрального Черноземья XVIII-XIX веков в отечественной и зарубежной историографии

Автор: Попов М.А.

Журнал: Культурное наследие России @kultnasledie

Рубрика: Искусство, образование, наука

Статья в выпуске: 1, 2023 года.

Бесплатный доступ

Однодворцы неоднократно становились предметом научного интереса историков различных стран, в том числе и России. При этом авторы из различных стран изучают различные стороны однодворческого вопроса, расставляют различные акценты и используют различный набор источников.

Однодворцы, историография, черноземье, крестьяне, российская империя, законы, реформы

Короткий адрес: https://sciup.org/170200489

IDR: 170200489   |   DOI: 10.34685/HI.2023.40.1.008

Текст научной статьи Однодворцы Центрального Черноземья XVIII-XIX веков в отечественной и зарубежной историографии

Однодворческий вопрос всегда стоял несколько в стороне от научных интересов большинства исследователей, изучавших социально-экономическую историю России в XIX—XXI веках. Сословие однодворцев было не столь велико относительно государственных и помещичьих крестьян, обладало своими особенностями, а потому не подходило для описания масштабных картин социально-экономического развития Российской империи.

В то же время, именно уникальность однодворцев, занявших промежуточное положение между государственными крестьянами и мелкопоместными дворянами, привлекала внимание тех учёных, которые обращались к этому вопросу.

Первые работы, изучающие данную социальную группу, появились уже в середине XIX века и несли более прикладной характер, связанный с переселенческим движением в Российской империи (Я. Соловьёв1, Г. Герма-нов2). В дальнейшем такие исследователи, как В. М. Важинский3, М. Д. Рабинович4, М. Т. Бе-лявский5 обращались к происхождению однодворцев, их положению в социальной структуре общества Российской империи, характерным особенностям сословия.

Чтобы не повторяться в этой статье, мы рассмотрим обобщающие работы других авторов, изучавших однодворческое сословие, и ознакомимся с трудами некоторых исследователей, которые не были рассмотрены в обобщающих работах.

Первая работа, в которой изучались написанные к тому моменту труды про однодворцев, была опубликована Н. К. Ткачевой в 1975 году. Статья под названием «Однодворцы XVIII века в отечественной историографии»6 вышла в печать в журнале «История и историки: историографический ежегодник» Института истории СССР Академии наук.

В работе прослеживается эволюция интереса к однодворческому сословию от середины XIX века до 1970-х годов. Автор проводит подробный анализ затрагивающих тем или иным образом сословие однодворцев трудов, преимущественно, в контексте социально-экономической истории России.

Эпоха, в которую была написана статья, накладывает свои особенности: из 18 страниц текста 2 посвящены тому, что писал о крестьян- ском вопросе создатель СССР Владимир Ленин, из 82 подстрочных ссылок 13 (15% всех ссылок) ссылаются на полное собрание сочинений политика. По сути однодворческого вопроса у Ленина высказываний не было, поэтому данная вставка воспринимается и является по факту лишней и бесполезной, представляя, однако, артефакт своей эпохи.

Тем не менее, несмотря на недостатки в виде давления марксистской идеологии на содержание аналитической части работы, труд Н.К. Ткачевой был первым и наиболее полным собранием историографии однодворческого вопроса и остаётся одной из наиболее полных работ на эту тему по сей день.

Следующую попытку объединения историографии однодворческого вопроса в рамках одной статьи уже в XXI веке предпринял Михаил Константинович Чуркин, д. и. н., профессор кафедры отечественной истории Омского государственного педагогического университета.

В работе «Российские однодворцы в отечественной историографии второй половины XIX — начала XXI вв.: социально-экономический статус, сословная идентичность, миграционная мобильность»7 М.К. Чуркин характеризует как работы, уже представленные у Н.К. Ткачевой, так и те работы, которые изучают переселения русских крестьян (к числу которых относили и однодворцев) в Сибирь, вводя в научный дискурс аспекты особенностей локальной культуры однодворцев в контексте ассимиляционных процессов русского населения в Западной Сибири, дополняя общую историографию вопроса новым измерением. В работах приведённых М.К. Чуркиным авторов (А. А. Крих8, И.В. Чер- нова9, М. К. Чуркин1011) изучаются аспекты переселения однодворцев губерний Центрального Черноземья (в первую очередь, Курской и Воронежской) в Сибирь в первой половине XIX века. Среди рассматриваемых авторами аспектов можно выделить вопросы адаптации переселенцев на местах поселения, вероятность их закрепления по новому месту проживания, а также факторы сохранения особой однодворческой культуры. На основании изученных источников авторы делают вывод, что в отдельных случаях условия нового места проживания не подходили переселенцам и провоцировали их возвращение к прежнему месту проживания. Кроме того, особенности однодворческой культуры в среде переселенцев также сохранялись редко по той причине, что переселенцев-однодворцев включали в состав иных сословий — государственных крестьян и казаков.

Особенности правового статуса однодворцев в период юридического оформления сословия изучает Г. М. Давидян в статье «Правовое оформление крестьянского сословия в первой половине XVIII в.»12. Автор описывает принципы землевладения в однодворческой общине и выясняет, каким образом государство контролировало землевладение в среде однодворцев при помощи законодательных актов. Указав, что земельный надел передавался наследникам однодворца по жребию, автор задаёт и оставляет без ответа вопрос о том, что было с наследниками, которые надел не получили. По Г. М. Дави- дяну, законотворческая политика Российской империи в отношении крестьян (в том числе однодворцев) в рассматриваемый период была направлена на окончательное закрепощение и юридическое оформление данного состояния подданных императора.

  • А.    Н. Долгих в работе «О судьбе однодворцев в России в конце XVIII — первой четверти XIX вв.»13 изучает эволюцию законодательства Российской империи в отношении однодворцев, продолжая работу, начатую Г. М. Давидяном.

Свой вклад в изучение однодворцев сделал Д. А. Ляпин, изучив заселение южного пограничья России в статье «Специфика распределения пограничных земель на юге России во второй половине XVII В. (на примере Елецкого и Землянского уездов)» в соавторстве с К. Ю. Гайтеровой 14 и других работах15. В этих трудах изучается заселение южного пограничья Русского царства и формирование служилого сословия на данной территории. На основании работ делается вывод, что именно служилые люди стали предками однодворцев Центрального Черноземья.

Об эволюции однодворческого сословия в контексте официальных документов сообщается в статье «Преодоление социальной специфики населения южнорусского фронтира в конце XVIII — первой половине XIX вв. (по материалам Тамбовской губернии)»16 В. В. Канищева. Отслеживая социальный состав Тамбовской губернии на материалах ревизий податного населения Российской империи, автор делает вывод, что к середине XIX века регион перестал иметь специфику «фронтира», что подтверждается ростов сословия государственных крестьян и исчезновением более мелких сословных групп крестьянства.

К. Б. Кудланов в работе «Влияние комплектования и пополнения украинской ландмили-ции на демографическое положение однодворцев Курского края с 1713 по 1770 гг.»17 изучает вопрос влияния набора однодворцев на службу на общую численность принадлежавших к сословию служилых людей. В статье делается вывод, что набор однодворцев Белгородской губернии в ландмилицию был наиболее значительным фактором, влияющим на демографию всего Курского края.

В статье «Формирование и развитие однодворческого сословия на территории Курского края»18 А. А. Колупаева изучается генезис и эволюция однодворческого сословия на территории Курской губернии, описываются некоторые характерные для однодворцев черты. Автор прослеживает историю сословия от заселения Черноземья во время строительства Засечных черт до конца XIX века, когда практически исчезли какие-либо сословные особенности однодворцев. А. А. Колупаев делает вывод, что окончательно какие-либо особенности сословия были уничтожены только в рамках масштабных преобразований общества в первой половине ХХ века.

  • В.    В. Нечаев в статье «Непризнанное сословие (однодворцы Центрального Черноземья в XVIII — начале XIX вв.)» анализирует происхождение однодворцев и их положение в социальной структуре общества Российской им-перии19. С помощью исторических источников, в том числе юридических документов, Нечаев

последовательно доказывает тот факт, что однодворцы, не будучи отдельным сословием юридически, были им фактически. Также автор предлагает собственную классификацию признаков, на основе которых можно считать однодворцев отдельным сословием.

Также в 2022 году была опубликована работа К. Б. Кудланова «Расселение однодворцев от их городских очагов на территории Центрального Черноземья в XVII–XIX вв.»20. Автор продолжает изучать особенности сословия однодворцев, и в рассматриваемой статье обращает внимание читателей на то, каким образом однодворцы расселялись вокруг городов-крепостей Белгородской черты, а также, какие факторы заставляли их отправляться на жительство в сельскую местность.

Если исследователи второй половины ХХ века обращались к однодворческому вопросу в контексте изучения масштабных социально-экономических процессов общества Российской империи, то современные авторы рассматривают однодворцев как самостоятельную сословную группу сельского населения Российской империи. Изучение факторов, определивших сословную изолированность, особые черты представителей сословия, а также политика государства в отношении однодворцев являются областью интересов современных учёных.

Ареал однодворцев включал и территории современной Украины. При этом, стоит отметить, на территории этого государства проживали две различные группы однодворцев с различным генезисом: однодворцы Левобережья, родственные однодворцам Черноземья, и однодворцы Правобережья, происходившие из мелкопоместной шляхты Речи Посполитой, переведённые в сословие однодворцев после включения части территории Польши в состав Российской империи.

Имеется корпус работ украинских авторов об однодворцах Правобережья (С. Дуб, С. Ис- кра и О. Верещагина-Белявская, Н. О. Щербак и В. О. Грукач), происхождение и история существования данной сословной группы существенно отличается от однодворцев Черноземья.

В объёмной работе «Становление Украинской ландмилиции (1713–1729)» Г. Г. Шпита-лёва описывается история возведения и заселения Белгородской засечной черты и других укреплений пограничья Русского царства, впоследствии заселённых служилыми людьми, потомки которых были причислены к однодворцам. Автор приводит ряд документов, иллюстрирующих отношение государства к однодворцам в разные исторические эпохи. Кроме того, анализируется множество источников, описывающих службу однодворцев, её особенности и недостатки. Через официальные документы прослеживается отношение однодворцев к службе, а также отношение начальства к служащим Украинского ландми-лицийского корпуса. В заключении делается вывод о том, что создание особого сословия однодворцев было следствием объективных потребностей в Русском царстве, но служащие Украинского ландмилицйского корпуса был государству полезны лишь с точки зрения военной службы, не имея возможности эффективно осуществлять колонизацию территорий бывшего Дикого поля.

В работе М. М. Шевердина «Механізм за-провадження подушної системи оподаткуван-ня на території Лівобережної України в другій половині XVIII ст.» изучается вопрос юридического оформления налогообложения жителей современной Украины, территории которой последовательно интегрировались в состав России с 1654 года. Автор указывает, что в середине XVIII века была проведена унификация налогообложения украинских и российских дворян, в ходе которой бывшие казаки Запорожского войска были переведены в сословие однодворцев и обложены подушной податью.

В статье О. В. Горяги «Формування та діяль-ність української ландміліції» изучается вопрос формирования и деятельности Украинского ландмилицийского корпуса. Рассматривается историография вопроса, прослеживается юридическое обоснование формирования корпусов военной стражи, а также, что представляет интерес для нас, описывается участие однодворцев в этих процессах.

  • С.    С. Нужный в работе «Правове положення колишніх державних селян українських губерній Російської імперії у пореформену добу» изучает эволюцию положения государственных крестьян в законах Российской империи и других юридических актах, включая в состав сословия государственных крестьян и однодворцев. В завершении автор делает вывод, что в результате реформ шла унификация различных категорий государственных крестьян в плане юридического статуса и прав владения на землю.

Авторы рассмотренных работ уделяют внимание юридическим и практическим аспектам жизни сословия однодворцев, входивших, преимущественно, в состав Украинского корпуса ландмилиции. Исследователи много ссылаются на отечественную источниковую базу и работы других авторов, изучавших схожие проблемы в досоветский, советский и постсоветский периоды.

Англоязычную иностранную историографию, посвящённую однодворцам, можно разделить на две группы: к первой относятся труды, написанные иностранными исследователями, носителями языка; во вторую же стоит включить работы, написанные отечественными авторами и переведённые ими на английский язык для ознакомления с ними учёных иных стран. Особый интерес представляет первая группа: работы, написанные иностранными авторами.

Томас Эспер в работе «The odnodvortsy and the Russian nobility» изучает вопрос генезиса и эволюции однодворческого сословия. Текст разбит на четыре части: в первой анализируется вопрос происхождения однодворцев, вторая посвящена юридическим аспектам формирования сословия и включению в него новых категорий населения Российской империи, в третьей описываются возможности однодворцев по переходу в сословие дворян, а четвёртая описывает решение однодворческого вопроса в правление Александра I. Особенность этой работы в том, что при её написании использовались источники и работы дореволюционного периода, из советских же исследователей упоминается только М. М. Дружинин с работой 1946 года «Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева»21

(хотя к тому времени уже были написаны и опубликованы исследования В. А. Александрова22, М. Д. Рабиновича23 и Ф. И. Лаппо24).

В работе Дениса Дж. Б. Шоу «Landholding and Commune Origins among the Odnodvortsy» предпринята попытка описать происхождение и эволюцию однодворцев как социальной группы и исследовать некоторые отличительные черты в их моделях землевладения, и в развитии среди них общинной формы землевладения.

Брайан Дэвис в статье «Service, Landholding, and Dependent Labour in Kozlov District, 1675» изучает положение предков однодворцев — служилых людей Козловского уезда, описывает их численность, социальный состав, положение и политику в отношении них со стороны органов власти.

Однодворческий вопрос крайне редко становится объектом пристального внимания зарубежных исследователей. Как правило, однодворцы упоминаются в контексте изучения как общей структуры общества Российской империи, так и крестьянства, а также при изучении колонизационных устремлений Российской империи. Отличительной чертой большинства работ до 1990 года является широкое использование опубликованных до 1917 года источников и исторических работ, и, напротив, почти полное игнорирование работ советских исследователей. В работах же, написанных после 1990 года, уже присутствуют упоминания работ отечественных исследователей, в том числе написанных исключительно на русском языке.

Большинство отечественных исследователей занимаются изучением юридических устремлений правителей Российской империи в отношении однодворцев, миграционными устремлениями однодворцев, изучают роль однодворцев в колонизационных процессах на окраинах Русского царства и Российской империи. Украинские исследователи рассма- тривают однодворцев в контексте общей политики русских императоров в отношении крестьян, а также с позиций роли однодворцев в этногенезе населения юго-восточных областей Украины. Зарубежные авторы редко обращаются к однодворческой проблематике, предпочитая фокусироваться либо на генезисе сословия и взаимоотношениями однодворцев с другими сословиями, либо рассматривая однодворческий вопрос в контексте общего крестьянского вопроса в Российской империи.

Для исследователей остаётся широкое пространство изучения культурных особенностей различных групп однодворцев, отслеживания влияния генезиса сословия на его судьбу в постреформенной Российской империи и Советском Союзе, а также представляет интерес вопрос, сохранились ли у современных потомков однодворцев какие-то специфические сословные черты характера и быта.

Список литературы Однодворцы Центрального Черноземья XVIII-XIX веков в отечественной и зарубежной историографии

  • Горяга О. В. Формування та дiяльнiсть украшсько1 ландмшщп //Науковий вкник Мiж-народного гумаштарного ушверситету. Серiя: Юриспруденщя. 2014. №. 7. С. 14-18.
  • Дуб С. Мирацшна полiтика царсько-го уряду щодо "неблагонадшних верств" Пра-вобережно1 Украши у Х1Х столки //Науков1 записки. Зб1рник праць молодих вчених та ас-трант1в. 2009.
  • 1скра С., Верещагша-Бшявська О. Осв^ня дiяльнiсть Римо-католицько1 Церкви на Подши в умовах опору росшському царизму у Х1Х-на початку ХХ ст //Науковi записки [Вшницького державного педагопчного ушверситету iменi Михайла Коцюбинського]. Серiя: Iсторiя. 2018. №. 26. С. 139-146.
  • Нужний С.С. Правове положення колиш-шх державних селян украшських губернш Ро-сшсько! iмперli у пореформену добу //Прав-ничий часопис Донецького ушверситету. 2013. №. 2. С. 229-235.
  • Шевердш М. М. Мехашзм запровадження подушно1 системи оподаткування на територи Лiвобережноi Украши в другш половиш ХУШ ст. //Юридичний науковий електронний жур-нал-електронне наукове фахове.
  • Шпитальов Г. Становлення Украшсь-ко1 ланд-мшщп (1713-1729)//Науков1 записки. Зб1рник праць молодих вчених та асшрант1в. 2011.
  • Щербак Н.О., Грукач В.О. Процес позбав-лення шляхетських прав у Кшвському генерал-губернаторствi у другш половинi Х1Х ст. 2013.
  • Baron N. Peopling the Russian Periphery: Borderland Colonization in Eurasian History. BASEES/ Routledge series on Russian and East European Studies, 38 by Nicholas B. Breyfogle, Abby Schrader, Willard Sunderland //Slavonic and East European Review. 2010. Т. 88. №. 3. С. 549—552.
  • Crisp O. The state peasants under Nicholas I //The Slavonic and East European Review. 1959. Т. 37. №. 89. С. 387—412.
  • Davies B. Service, Landholding, and Dependent Labour in Kozlov District, 1675 // New Perspectives on Muscovite History. Palgrave Macmillan, London, 1993. C. 129—155.
  • Esper T. The odnodvortsy and the Russian nobility //The Slavonic and East European Review. 1967. T. 45. №. 104. C. 124—134.
  • Shaw D. J. B. Landholding and Commune Origins among the Odnodvortsy //Land Commune and Peasant Community in Russia. Palgrave Macmillan, London, 1990. C. 106—120.
Еще
Статья научная