Одновременно-раздельная эксплуатация с применением электроуправляемого клапана на Ватьеганском месторождении ООО «Лукойл - Западная Сибирь»
Автор: Тесовский В.Е.
Журнал: Научный форум. Сибирь @forumsibir
Рубрика: Природопользование природопользование
Статья в выпуске: 4 т.2, 2016 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140220386
IDR: 140220386
Текст статьи Одновременно-раздельная эксплуатация с применением электроуправляемого клапана на Ватьеганском месторождении ООО «Лукойл - Западная Сибирь»
На сегодняшний день существует большое количество компоновок, решающих большинство проблем с эксплуатацией столь сложного оборудования. Напомним современные задачи, стоящие перед ОРД и ОРЗ:
-
- повысить нефтеотдачу и дебит скважины за счет дополнительного вовлечения разработку низкопроницаемых прослоев;
-
- увеличить степень охвата и интенсивность освоения многопластового месторождения;
-
- сократить капитальные вложения на бурение скважин;
-
- увеличить рентабельный срок разработки месторождения;
-
- снизить эксплуатационные затраты;
-
- обеспечить раздельный учет извлеченных запасов;
-
- обеспечить увеличение ННО (наработки на отказ) оборудования, сравнимый с казуальными системами добычи нефти механизированным способом.
Одной из интереснейших компоновок, отвечающих всем вышеизложенным требованиям, являются компоновки одновременно-раздельной добычи с применением управляемых электро-клапаном, интегрированных с ТМС.
В 2016 году на Ватьеганском месторождении были внедрены две подобных компоновки на скважинах 8345 куста 549 и 9802 куста 118б.
Схема компоновки представлена на рис. 1:

Рис. 1. Система одновременно-раздельной добычи с применением управляемого электро-клапана.
-
1. В схеме значительно меньшее количество узлов, что уменьшает вероятность выхода из строя какой-либо части компоновки.
-
2. Замер дебита по одному из продуктивных пластов производится путем закрытия электроклапана, выход из строя которого, по сравнению со сложными системами глубинных расходомеров, маловероятен по причине применения в нем простых механических систем, а именно магнитной части, при подачи напряжения на которую производится механическое закрытие конусного клапана.
-
3. Замер обводненности по одному из объектов производится не глубинным влагомером, а отбором пробы жидкости на устье, что исключает погрешность работы влагомера и влияние газового фактора на его работу.
-
4. Есть возможность исследования нижнего объекта путем снятия КВД при закрытии электроклапана, чем на текущий момент не может похвастаться ни одна из схем ОРД.
-
5. Есть возможность штуцирования нижнего объекта путем частичного закрытия электроклапана, с контролем давления под ним.
На Ватьеганском месторождении существует проблема отложений карбонатов на рабочих органах ГНО, борьба с которым производится путем закачки ингибитора в затрубное пространство. В применении классической схемы ОРЭ с подпорной секцией насоса мы не имеем возможности обрабатывать нижний ЭЦН, что приводит к его засорению и заклиниванию. В данной же схеме все секции УЭЦН находятся выше электро-клапана, что приводит неизбежному попаданию ингибитора на рабочие органы всех ЭЦН.
У данной схемы имеются и недостатки, и главным является ее стоимость на внедрение, которая составляет примерно 7 млн. рублей, что на 2 млн. рублей выше, чем стоимость стандартной схемы. Таким образом, в широком формате внедрение данных компоновок не целесообразно, хоть они имеют значительное количество преимуществ.
По обеим скважинам было произведено приобщение вышележащих по отношению к эксплуатируемым продуктивных пластов. Данные эксплуатации до и после внедрения в табл. 1.
Применение данной технологии перед более ранними видами ОРЭ имеет ряд положительных особенностей и преимуществ:
Список литературы Одновременно-раздельная эксплуатация с применением электроуправляемого клапана на Ватьеганском месторождении ООО «Лукойл - Западная Сибирь»
- Желтов Ю.Н. Разработка нефтяных месторождений. -М.: Недра, 1988.
- Ивановский В.Н. ОРЭ и «интеллектуализация скважин», 2014.
- ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь». Проектные данные разработки Ватьеганского месторождения, 2014.