Ограниченная роль вспомогательных промыслов в системе жизнеобеспечения старообрядцев-семейских в начале 1920-х гг. (по материалам переписи 1923 г. в Окино-Ключевской волости БМАССР)
Автор: Козлова С.А.
Статья в выпуске: 4, 2025 года.
Бесплатный доступ
В статье на основе данных сельскохозяйственной переписи 1923 г. проводится детальный анализ места и роли вспомогательных промыслов в системе жизне-обеспечения старообрядцев-семейских Окино-Ключевской волости БМАССР. К вспомогательным промыслам в первую очередь относятся кузнечное дело, со-держание мельниц, гончарное, кожевенное и сапожное производства. В исследу-емом регионе в дореволюционное время популярными были отходничество на золотой промысел, на строительство железных дорог, занятость в лесной про-мышленности, рыболовство, охота, сбор кедрового ореха, таловой коры и других дикоросов. Пользовался популярностью извозный промысел. Эти виды деятель-ности рассматриваются под общим термином «вспомогательные промыслы». В отличие от многих регионов Сибири, где отходничество и промыслы были мас-совым явлением, в данной локальной группе они играли маргинальную роль: около 2% населения было в них занято. Исследование наглядно демонстрирует, что хозяйственный уклад волости сохранял ярко выраженный аграрный характер. При этом внутри общины фиксируется значительная доля использования наемно-го труда, что свидетельствует о внутренней стратификации и перераспределении рабочих рук. Главный вывод работы заключается в том, что слабое развитие не-земледельческих занятий было обусловлено не внутригрупповой консервативно-стью семейских, а комплексом объективных внешних причин. К ним относятся исключительно благоприятные агроклиматические условия для продуктивного земледелия, отсутствие поблизости ресурсной базы для развития прибыльных лесных промыслов, а также глубокая стагнация золотодобывающей промышлен-ности — ключевого направления для отходничества в дореволюционный период — после потрясений Гражданской войны. Таким образом, статья вносит суще-ственный вклад в изучение разнообразия локальных моделей хозяйственной адаптации старообрядческих сообществ к социально-экономической реальности раннесоветского периода.
Старообрядцы-семейские, хозяйственная деятельность, вспомогательные про-мыслы, жизнеобеспечение, отходничество, золотодобывающая промышленность, лесозаготовка, земледелие, скотоводство
Короткий адрес: https://sciup.org/148332629
IDR: 148332629 | УДК: 272.72(092)(571.54) | DOI: 10.18101/2305-753X-2025-4-42-48
Текст научной статьи Ограниченная роль вспомогательных промыслов в системе жизнеобеспечения старообрядцев-семейских в начале 1920-х гг. (по материалам переписи 1923 г. в Окино-Ключевской волости БМАССР)
Козлова С. А. Ограниченная роль вспомогательных промыслов в системе жизнеобеспечения старообрядцев-семейских в начале 1920-х гг. (по материалам переписи 1923 г. в Окино-Ключевской волости БМАССР) // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2025. Вып. 4. С. 42-48.
В историографии сложился образ старообрядцев-семейских не только как хлебопашцев, освоивших пространства Западного Забайкалья, но и как активных промысловиков и отходников, особенно тех, кто проживал в долинах рек Чикой и Хилок. Однако данные по Окино-Ключевской волости БМАССР демонстрируют иную картину, что требует объяснения.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью хозяйственной адаптации старообрядцев в раннесоветский период на фоне радикальных социально-экономических и политических трансформаций. Изучение вопроса занятости вспомогательными промыслами старообрядцев Окино-Ключевской волости позволит понять повседневность начала 1920-х гг.
Объектом изучения являются вспомогательные промыслы в системе жизнеобеспечения старообрядческих общин в первые годы новой экономической политики. Предметом нашего исследования является занятость семейских дополнительными видами хозяйственной деятельности.
Под вспомогательными промыслами в настоящем исследовании понимается совокупность видов деятельности, не связанных с аграрным производством отдельно взятой старообрядческой семьи. К совокупности вспомогательных промыслов относятся: 1) местные кустарные промыслы и ремесла; 2) отходничество; 3) наем на сельскохозяйственные работы в другие хозяйства внутри общины.
Предпринята попытка оценить место дополнительных источников дохода в системе жизнеобеспечения. К ним относятся лесные промыслы (охота, сбор дикоросов, смолокурение и т. п.), различные кустарные промыслы и ремесла, пчеловодство и т. п. Отходничество на золотой промысел в 1918-1923 гг. не было возможным в таких масштабах, как это было в дореволюционное время, поскольку золотодобывающая промышленность пришла в упадок во время Гражданской войны [4, с. 32].
В нашем исследовании сведения для оценки состояния занятости в неземледельческих видах деятельности членов старообрядческих общин получены из сельскохозяйственной переписи 1923 г., где подробно представлена статистика. Так, в пояснительной записке к статистическим данным за 1923 г. отмечается, что «население при переписи ответы на вопросы давало весьма неохотно; особенно трудно было регистраторам получить от населения ответ о размере заработков»1. Всего в переписи исследованы 4 аймака — Троицкосавский, Баргузин-ский, Хоринский и Агинский и один уезд — Верхнеудинский.
В качестве репрезентативной модели послужила Окино-Ключевская волость Троицкосавского аймака Бурят-Монгольской Автономной Социалистической Советской Республики (БМАССР), где проживали старообрядцы. О том, что это село старообрядческое, свидетельствуют архивные материалы [3, с. 195, 215, 246]. Кроме Окино-Ключевской волости в состав Троицкосавского аймака в 1923 г. входили Больше-Кударинская и Тамирская волости, Джидинский, Закамен-ский, Сартал-Гигетуйский, Селенгинский и Чикойский хошуны.
По данным на 1923 г., Окино-Ключевская волость включала 15 населенных пунктов, из них наиболее крупные села — Окино-Ключевское, Старо-Бичурское, Билютайское, Ново-Десятниковское, Ново-Бичурское [2, с. 17]. Число всех хозяйств в них составляло 1 928, в том числе 1 739 старообрядческих хозяйств и 180 переселенческих, или новоселов. В 1923 г. во всех поселениях Окино-Ключевской волости проживало 5 182 мужчин и 5 250 женщин, всего 10 432 человека. Примечательно, что грамотными числилось 1 069 человек, то есть 10,2%1.
Семейские Забайкалья прежде всего являются земледельцами, их материальная культура основана на сельскохозяйственном производстве. Наем на сельскохозяйственные работы в другие частные хозяйства в данном случае рассматривается как вспомогательный промысел.
В дореволюционной России широко был распространен труд батраков, когда малоимущие или вовсе неимущие крестьяне нанимались на работы в более зажиточные хозяйства. В старообрядческой среде это также практиковалось. В годы нэпа продолжалось вплоть до 1930-х гг. Согласно переписи 1923 г., из 1 928 хозяйств Окино-Ключевской волости наемный труд применяли 213 хозяйств (11%): постоянно работавших имело одно хозяйство, сезонных рабочих (от одного до трех месяцев занятости) нанимали 9 хозяйств, поденных рабочих — 53 и сдельных работников — 199 хозяйств. Волость являлась лидером в Троицкосавском аймаке по числу хозяйств, использующих наемный труд2. Данный факт свидетельствует о том, что столько хозяйств оставалось в старообрядческой среде со средним достатком и зажиточных, где не хватало рабочей силы. Вместе с тем со средним достатком и зажиточных было больше, так как семьи в то время были большие, в одном хозяйстве могли проживать родители со взрослыми детьми, у которых были свои семьи и дети и, соответственно, наемный труд был не нужен, обходились своими силами.
Вспомогательными промыслами в сфере промышленности, транспорта и торговли из 1 928 хозяйств занимались лишь 177 дворов, или 9,2%, причем 29 из них предоставляли наемных работников для других хозяйств3. Таким образом, тот факт, что 11% хозяйств использовали наемный труд, при том что лишь 9,2% были заняты промыслами, говорит о том, что стратификация внутри общины и перераспределение трудовых ресурсов были более значимыми процессами, чем уход во внешние промыслы.
Интересно, что общее количество мужчин из Окино-Ключевской волости, занятых промыслами, в 1923 г. составило 172 человека, из них 152 в рабочем (трудоспособном) возрасте. Общее количество женщин, нанимавшихся на промыслы, — 17, из них 15 — в трудоспособном возрасте. Всего было 189 человек, или 1,8 % всего населения волости.
В 1923 г. из 189 человек 52 отрывались от собственного хозяйства совсем, постоянно работая на каком-либо предприятии или в других хозяйствах. 104 человека были заняты в своем селении, а 31 — за его пределами. Наемных рабочих, занятых в сельскохозяйственных видах деятельности, — 27, наемных рабочих и служащих — 8. Количество промышленников, занимающихся самостоятельным производством без наемного труда, — 89 человек, а тех, кто нанимал к себе в помощь, всего один1.
Примечательно, что Окино-Ключевская волость среди остальных волостей и хошунов Троицкосавского аймака занимала первое место по количеству промышленных заведений, которых насчитывалось 272. К ним относились водяные мельницы, кузницы, сапожные мастерские и другие кустарные производства, а также пасеки.
Статистика показывает, что не более 2% населения волости было занято вспомогательными промыслами. В дореволюционный период население Окино-Ключевской волости, входившей в состав Верхнеудинского округа, также было значительно меньше вовлечено в неземледельческие промыслы [7]. В трудах комиссии Куломзина приводится цифра менее чем 10%, когда в соседних волостях этот показатель в среднем составлял 50 % [6, с. 111]. Основным родом деятельности оставалось сельское хозяйство. Окино-Ключевская волость среди хошунов и волостей Троицкосавского аймака обрабатывала наибольшее количество площадей под посевы — 18 304,03 десятины, или 26 % общего количества обрабатываемой земли в аймаке. Скотоводством жители занимались меньше, чем в других волостях и хошунах. В 1923 г. в Окино-Ключевской волости содержалось всего 15 765 голов скота крупного и мелкого, или 6,9 % общего поголовья скота в аймаке3.
Преимущественная занятость населения Окино-Ключевской волости сельскохозяйственной деятельностью — обработкой земли и выращиванием хлебов — со времени основания старообрядческих поселений объяснима с точки зрения наличия оптимальных агроклиматических ресурсов. Во-первых, территория представлена слабо расчлененным рельефом по широкой долине реки Хилок, поэтому не было дефицита в удобных для распашки участков, занятых преимущественно сосновыми лесами и степными массивами. Во-вторых, длительность вегетационного периода составляет 156 дней. В-третьих, на территории преобладают темноцветные слабоподзолистые суглинки, местами переходящие в степях в супеси, а по склонам невысоких сопок — каштановые почвы. Распростра- нены боровые пески с содержанием суглинков, богатые фосфорной кислотой, в увлажненные годы на этих почвах получают довольно хорошие урожаи [5, c. 337]. Кроме того, в пределах волости не было таких ресурсов, которые могли бы разнообразить совокупность промыслов, как, например, в соседних волостях Бичурского аймака, где наличие кедровников способствовало развитию лесной промышленности, сбора кедрового ореха и охоты. Поэтому у жителей Окино-Ключевской волости не было необходимости отправляться на отхожие промыслы, развивать какие-либо дополнительные ремесла.
Таким образом, совокупность вспомогательных промыслов не имела большого значения в жизнеобеспечивающей системе старообрядцев Окино-Ключевской волости в 1920-х гг.
Выделены три группы факторов, оказавших влияние на такое положение дополнительной занятости в хозяйственном укладе семейских.
-
1. Природно-географические факторы. Благоприятные для развития земледелия почвы, агроклиматические ресурсы способствовали основному занятию — земледелию. Отсутствие поблизости лесных массивов, в том числе кедровников, а также полезных ископаемых сказывалось на занятости населения.
-
2. Экономические факторы. Успешное развитие сельского хозяйства позволяло обходиться без сторонних заработков. Занятие хлебопашеством и огородничеством обеспечивало базовый продовольственный фундамент каждой семьи. В переходный период для семейских эти виды деятельности стали основными. Хотя следует помнить о том, что отходничество и другие дополнительные виды занятости обеспечивали приток денег в села, создавали денежные обороты.
-
3. Внешние факторы. Стагнация золотодобычи и строительства после Гражданской войны в Забайкалье перекрыла главные каналы отходничества, что лишало возможность семейских Окино-Ключевского района уходить на заработки.