Оказание культурных услуг как предмет договора
Автор: Севостьянов Максим Владимирович
Журнал: Legal Concept @legal-concept
Рубрика: Вопросы частноправового регулирования: история и современность
Статья в выпуске: 1 т.21, 2022 года.
Бесплатный доступ
Введение: общественные отношения, складывающиеся в сфере культуры, подлежат правовому регулированию в соответствии с динамикой социально-экономического развития. В силу своей правовой природы эти отношения регулируются при помощи публично- и частноправовых средств, одним из которых является договор. Несмотря на признание указанного соглашения одним из видов договоров возмездного оказания услуг, его предмет в недостаточной степени изучен средствами науки гражданского права, что создает определенные проблемы в изучаемой области. Выявление правового содержания предмета договора оказания культурных услуг является целью настоящей публикации. Методы: за основу исследования взяты системный метод, гражданско-правовые аспекты толкования, анализ и синтез, а также сравнительно-правовой методологический прием. Результаты: на основе лексического и правового анализа даются определения понятий «оказание культурных услуг» (рассматриваемых в качестве объекта гражданских прав) и «предмет договора оказания культурных услуг» (квалифицируемого как условие, без которого применение указанного средства правового регулирования становится невозможным). Выводы: обосновывается положение о том, что надлежащее осуществление культурной деятельности в сложившихся условиях гражданского оборота становится невозможным без применения индивидуально-правового регулятора складывающихся отношений - договора. Будучи одним из существенных условий такого соглашения, предмет выступает как объединение действий физических и юридических лиц, осуществляемых исполнителем услуг по заданию заказчика с целью получения полезного нематериального эффекта, достигаемого при помощи творческих способностей исполнителя. Выявляются квалифицирующие признаки предмета договора оказания культурных услуг.
Оказание культурных услуг, культурная деятельность, предмет договора, исполнитель, заказчик, гражданский оборот, квалифицирующие признаки
Короткий адрес: https://sciup.org/149140027
IDR: 149140027
Текст научной статьи Оказание культурных услуг как предмет договора
DOI:
Актуальность поднимаемой проблемы обусловлена целым рядом современных факторов. Первый из них связан с конституционной значимостью участия граждан в культурной деятельности, по сути, представляющего собой содержание «культурного правоотношения». При этом субъективное право человека проявляется в его участии в культурной жизни и свободе пользования культурными достижениями, а юридическая обязанность заключается в бережливом отношении к культурному наследию и к другим подобным объектам (ст. 44 Конституции РФ). Второй фактор продиктован необходимостью реализации национального проекта «Культура», позволяющего проявить «созидательную инициативу» граждан и организаций с учетом сложившихся «культурно-исторических традиций» [9].
В контексте развития гражданского оборота названные факторы могут быть реализованы посредством применения как публично-, так частноправовых средств, одним из которых является гражданско-правовой договор. В силу недостаточной изученности предмета как существенного условия договора может сложиться ситуация, которая не только повлечет за собой незаключение договора, но и будет ограничивать право его сторон на реализацию своих «культурных» прав и свобод. Фактически, такое положение может препятствовать осуществлению правомочий участников гражданского оборота в изучаемой области.
На основании изложенных аспектов целью проводимого исследования является выявление правовых свойств оказания услуг культуры в качестве предмета договора. Достигнуть эту цель можно посредством реше- ния двух задач, в частности: определить сущность понятия «оказание культурных услуг», а также установить «предмет договора оказания культурных услуг» и выявить его квалифицирующие признаки.
Методология исследования основывается на применении тех методов научного познания, которые основаны на законах логики и диалектики, способах анализа и синтеза, а также на приеме цивилистического толкования изучаемых терминов, дающего возможность сформулировать определение необходимых понятий в пределах тематики публикации [1, с. 80].
Определение сущности понятия «оказание культурных услуг»
Для решения первой задачи публикации необходимо выявить комплексное содержание термина «оказание культурных услуг». Решение этой задачи становится возможным посредством использования метода лексического и правового анализа термина с последующим синтезом полученных результатов, ранее применяемого автором в своих научных исследованиях [12].
В контексте сочетания «оказание культурных услуг» последовательно рассмотрим сущность его составных элементов: «оказание», «культура» и «услуга».
Слово «оказание» является производным от слова «оказать», лексическое толкование которого зависит от его сочетания с определенным существительным и в буквальном смысле означает «действие по значению данного существительного» [7, с. 446].
В своем лексическом содержании слово «культура» проявляется во многих значениях: 1) «совокупность производственных и ду- ховно-общественных достижений человека»; 2) «выращивание, разведение различного рода растений, животных»; 3) определенный уровень навыков человека [7, с. 314]. Следует обратить внимание и на производный от слова «культура» термин – «культурный», под которым понимается достижение соответствующего результата человеческой жизнедеятельности, базирующегося на действиях, связанных с преобразованием каких-либо материально-духовных объектов [7, с. 314].
В базовом источнике правового регулирования «культурных отношений» – Основах законодательства Российской Федерации о культуре [8], несмотря на то что термин «культура» и его производные упоминается почти четыреста раз, законодателем все же не дается в буквальном смысле определение искомого понятия. Однако его сущность можно выявить посредством анализа других официальных терминов: «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага» и т. п. В результате такого анализа «культура» представляет собой «систему тех человеческих благ, которые базируются на ценностях, связанных с морально-этическими идеями, образцами поведения, национальными традициями, художественными ремеслами и промыслами, имеющими значение вещами, территориями и другими подобными объектами» [8].
На многоаспектный характер термина «культура» обращают внимание и ученые, видящие в нем совокупность «ценностей, верований, художественных достижений, просвещенности, уклада жизни...» и др. [10, с. 12–13].
В словесном значении «услуга» выражается как «действие», приносящее «пользу, помощь» иному лицу [7, с. 837].
В базовом источнике о культуре термин «услуга» используется более семидесяти раз, но несмотря на это обстоятельство законодателем фактически не дается определение этого понятия [8]. В то же время анализ термина «культурные блага», объединяющего в себе «условия» и «услуги», позволяет сделать вывод о том, что изучаемая услуга представляет собой реализацию «культурных потребностей» людей, удовлетворение которых осуществляется при помощи действий физических и юридических лиц посредством создания культурных ценностей в их различных интерпретациях [8].
Исследователи культурных услуг отмечают, что эти услуги «удовлетворяют потребности человека» за счет реализации его творческого потенциала посредством «создания культурных ценностей» [3, с. 11]. Кроме того, в настоящее время изучаемые услуги зачастую оказываются при помощи «информационнокоммуникационных технологий», не только дающих возможность электронного доступа к базам библиотек, но и позволяющих совершать «виртуальные экскурсии» по различным культурным объектам [3, c. 13–14]. Действующие в настоящее время эпидемиологические ограничения только подтверждают сделанный вывод.
Исследователи объектов гражданских прав рассматривают услугу в контексте ее взаимодействия с другими объектами. Так, услуга органически связана с таким объектом, как «вещи», и, по сути, проявляется в совершении вышеуказанных действий в отношении названного объекта гражданских прав [5, с. 89]. При этом характер таких действий представляет собой определенную «правовую операцию», в результате которой не создается, а если и создается, то поглощается материальный эффект услуги [11, с. 12].
Проведенный анализ дает возможность определить понятие « оказание культурных услуг» как «процесс совершения исполнителем действий (или деятельности), приносящих пользу заказчику (или указанным им лицам), ориентированных на получение полезного нематериального эффекта, опирающихся на творческие способности исполнителя и по этой причине неотделимых от него, которые могут быть совершены как фактически, так и при помощи информационно-коммуникационных технологий».
Предмет договора оказания культурных услуг и его квалифицирующие признаки
В контексте решения второй задачи публикации следует заметить, что Гражданский кодекс РФ не дает определения понятия «предмет договора» в целом и по отношению к оказанию культурных услуг в частности.
Классики русской цивилистики рассматривали предмет договора как «право на чужое действие», которое должно быть согласовано сторонами [6, с. 420]. Современные исследователи договорного права связывают предмет договора с объектом гражданских прав, в отношении которого сторонам договора необходимо совершить соответствующее действие [4, с. 36]. Например, по мнению В.В. Витрянско-го, предмет договора являет собой действие (бездействие), которое должна совершить обязанная сторона (или, соответственно, воздержаться от их совершения) [2, с. 108].
Синтезируя полученные в настоящем исследовании результаты можно дать следующее определение: « предмет договора оказания культурных услуг – это совокупность согласованных действий, которые необходимо совершить исполнителю услуг по заданию заказчика для достижения полезного нематериального (неовеществленного) эффекта, обусловленного реализацией творческих и иных способностей исполнителя».
Предмет изучаемого договора имеет свои квалифицирующие правовые свойства, которые отражают динамику социально-экономических отношений в целом и культурной деятельности в частности и классифицируются по различным основаниям: 1) по совокупности действий сторон – простые и сложные; 2) по направленности на вещественный характер результата действий – действия, не имеющие такого характера, или действия, поглощающие материальный эффект услуги; 3) по направленности действий – действия, совершаемые только в пользу заказчика услуг, и (или) действия, приносящие пользу третьему лицу, указанному заказчиком; 4) по сфере совершения действий – публичные и (или) частные действия; 5) по характеру удовлетворения потребностей исполнителя услуг – возмездные и (или) безвозмездные действия; 6) по целевой направленности пользы, получаемой от совершения действий – действия, имеющие предпринимательский, потребительский или социальный характер; 6) иные свойства действий, проявляющиеся в процессе динамики общественных отношений.
Выводы
-
1. В настоящее время осуществление культурной деятельности становится невозможным без использования основополагаю-
- щего частноправового средства правового регулирования – договора. Предмет этого договора, будучи его обязательным условием, еще недостаточно изучен средствами науки гражданского права.
-
2. Предмет договора представляет собой систему взаимообусловленных действий, совершаемых заказчиком и исполнителем культурных услуг с целью получения соответствующего полезного нематериального эффекта, основанного на творческих и иных подобных качествах услугодателя.
Список литературы Оказание культурных услуг как предмет договора
- Балтутите, И. В. Судебные акты в качестве источника гражданского права: потенциал правовой природы и перспективы официального признания / И. В. Балтутите, А. О. Иншакова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2016. - № 7 (74). - С. 78-83.
- Витрянский, В. В. Общие положения о договоре / В. В. Витрянский // Кодификация российского частного права, 2019 / под ред. Д. А. Медведева. - М. : Статут, 2019. - С. 97-151.
- Горушкина, С. Н. Услуги учреждения культуры как инструмент реализации государственной культурной политики : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Горушкина Светлана Николаевна. - М., 2011. - 34 с.
- Корецкий, А. Д.Теория договорного регулирования гражданско-правовых отношений : автореф. дис. .д-ра юрид. наук / Корецкий Аркадий Данилович. - Ростов н/Д, 2007. - 59 с.
- Матыцин, Д. Е. Содержание договора об оказании платных медицинских услуг: теоретико-прикладной анализ / Д. Е. Матыцин, Т. А. Плаксу-нова // Legal Concept = Правовая парадигма. -2020.- Т. 19, № 4. - С. 89-99. - DOI: https://doi.org/ 10.15688/lc.jvolsu.2020.4.12
- Мейер, Д. И. Русское гражданское право : (в 2 ч.) /Д. И. Мейер. - Изд. 3-е, испр.- М. : Статут, 2003. - 831 с.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов.- М. : Рус. яз., 1989. - 924 с.
- Основы законодательства Российской Федерации о культуре : утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1 // Российская газета. - 1992. - 17 нояб. (№ 248).
- Путин, В. В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 / В. В. Путин // Российская газета. - 2020. - 16 янв. (№ 7).
- Сазонникова, Е. В. Наука конституционного права России и концепт «культура»: вопросы теории и практики : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Сазонникова Елена Викторовна. - М., 2012. - 46 с.
- Степанов, Д. И. Услуги как объект гражданских прав : дис. ... канд. юрид. наук / Степанов Дмитрий Иванович. - М., 2004. - 315 с.
- Sevostyanov, M. V. Civil law concert activities regulation in the Russian Federation in the era of the economy digitalization / M. V. Sevostyanov, S. A. Sharonov // Competitive Russia: Foresight Model of Economic and Legal Development in the Digital Age : Proceedings of the International Scientific Conference in Memory of Oleg Inshakov (1952-2018) / eds. Agnessa O. Inshakova, Elena I. Inshakova. -Springer, 2020. - P. 435-441. - DOI: https://doi.org/ 10.1007/978-3-030-45913-0_51.