Окказиональное словообразование в поэзии Е.А. Евтушенко

Автор: Стрельчук В.Г.

Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal

Рубрика: Филология

Статья в выпуске: 1-2 (1), 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается окказиональное словообразование в поэзии Евгения Александровича Евтушенко. Проанализированы стихотворные тексты поэта и выявлены способы образования окказиональных слов и их разряды. Определены назначение и функция окказионализмов в стихотворениях поэта Е.А. Евтушенко.

Окказиональное словообразование, поэзия, евтушенко, окказионализм, потенциализм, потенциальные слова

Короткий адрес: https://sciup.org/170183978

IDR: 170183978

Текст научной статьи Окказиональное словообразование в поэзии Е.А. Евтушенко

Окказионализм (от лат. occasionalis – случайный) – индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем и использующийся исключительно в условиях данного контекста как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры. Окказионализмы обычно не получают широкого распространения и не входят в словарный состав языка [1, c. 25].

Среди окказиональных слов выделяется два разряда: потенциальные слова и собственно окказиональные слова. «Потенциальные слова создаются по действующим словообразовательным моделям, хотя и несколько модифицированным» [2, c. 385]. Окказиональные слова образуются «с нарушением тех или иных законов действия словообразовательного типа» [3, c.239].

«Изучение функционирования новообразований <...> способствует выявлению способов воздействия производных единиц на читателя и позволяет более глубоко понять особенности современных словообразовательных процессов» [4, с. 114].

Для творчества поэта Евгения Александровича Евтушенко характерны новообразования, созданные по продуктивным моделям (т.е. потенциальные слова), что и придает его стилю своеобразие.

Вначале проанализируем потенциальные слова, которые относятся к имени существительному и мотивированы различными частями речи. Особое место в образовании окказиональных существительных занимает суффиксальный способ. Начнем рассмотрение с суффикса -ость. Считается, что суффикс -ость – самый продуктив- ный суффикс, регулярно образующий в русском языке нашего времени существительные со значением отвлеченного признака, мотивированные именами прилагательными. Почти от каждого прилагательного можно образовать такое существительное. В качестве мотивирующих выступают суффиксальные прилагательные с различными морфами суффикса -н-: А после ты любишь, а может быть нет, / а после не любишь, а может быть, любишь, / и листья и лунность меняешь на людность, / на липкий от водки и “Тетры” паркет («Я старше тебя на твои тридцать три»).

Кроме этого, отмечена группа существительных, образованных с помощью частотного суффикса -тельств . Существительные, мотивированные глаголами с этим суффиксом, обозначают действие по значению глагола: Как безудержны мы в лести, в лобызательстве! / Мы безудержны / И в мести, / и в лизательстве («Безудержность»).

Существительные, мотивированные прилагательными с этим суффиксом, имеют значение «предмет, явление, характеризующееся признаком, названным мотивирующим словом»: Допотопство - / иначе сказать не могу- / допотопство («Допо-топство»).

Встречаются существительные, образованные с помощью элемента полу- по высокопродуктивным моделям: Нет, не уходит все, что проходит. / Все остается, некуда нам деться – / Первый наш опыт и полушепот, / И полуюность наша, будто полудетство («Неужели»). Имеется в виду «половина от того, что есть».

Свободно образуются «по заказу» речевой ситуации существительные с так называемыми суффиксами субъективной оценки - уменьшительно-ласкательными, увеличительными. Например: И я, словно сивуч, хватаясь хоть за маленькую наде-ждинку выжить™ («А на Командорах»).

К потенциальным словам относятся слова с суффиксом -ни(е). Они всегда обозначают действие как процесс и мотивируются глаголами: соврать - соврание. Например: Я вспоминаю вечерение / ещё сегодняшнего дня, / и медленное воцарение / Дыханья около меня («В вагоне шаркают и шамкают»).

Также потенциальные слова образуются префиксальным способом. Например, существительные с префиксом не- обозначают отсутствие того или противоположность тому, что названо мотивирующим словом: Ни в воскресенье, ни в субботу / Покою дать мне не хотят. / За собственную несвободу / Моею несвободой летят («Стихи по заказу»).

Этот тип является высокопродуктивным. В отличие от канонических слов ( неурожай, неудача ) эти слова отличаются необычностью, новизной и свежестью.

Стоит обратить внимание и на префиксально-суффиксальные существительные. В поэзии Е.А. Евтушенко основную массу слов, образованных префиксальносуффиксальным способом, составляют дериваты, мотивированные существительными. Ярким тому подтверждением являются слова с префиксом без- и суффиксом -ств-, префиксом без- и суффиксом -н-. Данная категория слов обозначает явление, состояние, характеризующееся отсутствием того, что названо мотивирующим словом: От нас, самопредателей, / Разинь, отсечены мильоны безроссийных / Оставленных в республиках россий («Павлодар»). Краткость – сестра бесталантства, / Когда она от пустоты («Надо бы поскупее^»).

Можно сказать, что « безроссийный -такой, где отсутствует Россия», « беста-лантство - отсутствие таланта».

Свободно образуются сложные существительные с первым компонентом само-, обозначающее действие, направленное на того, кто его производит или испытывает. Например: Быть поэтом не самораскрытие, / а самовскрытие, / и поэт – / это самохирург («Нет событий важнее людей»).

Слова самораскрытие , самовскрытие характеризуются наличием того действия, которое названо опорной основой существительного и конкретизировано в первой основе (основе местоименного прилагательного сам ). Слово самохирург обозначает одушевленный предмет, имеется в виду понятие «сам себе хирург».

Можно отметить у Е.А. Евтушенко прилагательные с суффиксами субъективной оценки. Таковыми являются прилагательные с суффиксом -оньк- (орфографически обычно -еньк- ). Они выражают некоторое усиление признака с оттенком ласкательности. В роли мотивирующих выступают качественные прилагательные. Этот тип особенно продуктивен в разговорной и художественной речи, что подтверждается примерами: …и, в частности / от злобненькой несчастности / всех тех, чья тайна, / что - они ничто («Страх гласности»).

Данная группа совмещает объективное обозначение степени обнаружения признака с его индивидуальной оценкой поэтом.

Далее рассмотрим отглагольное словообразование. В системе глагольной префиксации высокопродуктивны словообразовательные типы со многими префиксами. Одним из них является префикс от- со значением завершения действия: «перестать что-нибудь делать». Этот префикс соединяется с глаголами разнообразной семантики: Я когда-то всем вам пригодился, / Ну а если даже отгожусь, / То с клеймом лжеца и проходимца / От себя и вас не откажусь («Никогда я в жизни не состарюсь»). Слово отгодиться обозначает «перестать быть годным».

Продуктивным также является префикс на-. Однако здесь значения глаголов можно дифференцировать. Прежде всего сюда следует отнести глаголы со значением «направить на поверхность чего-нибудь действие, названное мотивирующим глаголом; поместить на чем-нибудь»: …ведь если так полы наслежены, / кому-то надо же их мыть («Золушка»).

В данном примере окказиональным словом является краткое страдательное причастие, образованное от глагола совершенного вида наследить в значении «испачкать, поместить следы на чем-либо».

Следующее значение префикса на- «совершить (довести до результата) действие, названное мотивирующим глаголом»: Покуда падчерица пачкается, / чумаза, / словно нетопырь, / наманикюренные пальчики / девицы сушат врастопыр («Золушка»).

В данном контексте употреблено полное страдательное причастие, образованное от потенциального глагола наманикю-рить – «совершить, довести до результата действие по глаголу маникюрить – делать маникюр».

Другой способ, при котором используется приставка на-, – префисально-постфиксальный. Однако здесь префикс на- имеет значение «действие, названное мотивирующим глаголом, совершить в достаточной степени или в избытке; дойти до пресыщения в результате длительного или интенсивного совершения этого действия». Например: Запутаться – / это не менее страшно, / чем вовсе погаснуть, / а я ещё не насветился, / а я еще не досветил («Цицинателы»).

Далее обратимся к другой части речи – наречию. Как известно, к потенциальным словам относятся наречия с суффиксом -о постоянно возникающие в речи. В основном они образованы от прилагательных Наречия с суффиксом -о обозначают при знак, названный мотивирующим прилагательным. Наречия, мотивированные суффиксальными прилагательными со значе- нием отношения к предмету, явлению, обычно семантически мотивируются следующим образом: «так свойственно тому, что названо мотивирующей основой прилагательного». Например: Опасность хрустко бродит по морозу… («Две пары лыж»).

В результате проделанной работы по анализу авторских новообразований в поэзии Е.А.Евтушенко можно сделать следующие выводы.

Слова данной категории относятся к самостоятельным частям речи, а именно: к существительному, прилагательному, глаголу и его формам (особенно причастию), наречию. Индивидуальный авторский стиль поэта характеризуется использова- нием такого средства выразительности, как образованные по действующим словообразовательным моделям окказиональные (потенциальные) слова. Они придают его стихотворным текстам яркость, эмо- циональность, свежесть, стилистическую новизну, экспрессию, служат более точно- му, лаконичному наименованию различных явлений, действий, признаков и их оценке. Эти слова необходимы в художественной и публицистической речи для создания особого колорита в идиостиле поэтов и писателей.

Список литературы Окказиональное словообразование в поэзии Е.А. Евтушенко

  • Касаткин Л.Л. Современный русский язык. Словарь-справочник: пособие для учителей/Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант, под ред. П.А. Леканта. -3-е изд. -М.: Просвещение, 2010. -303 с.
  • Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник/под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. -М.: Флинта: Наука, 2003. -840 с.
  • Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие/Е.А. Земская. -5-е изд. -М.: Флинта: Наука, 2008. -328 с.
  • Тихонова Е.Н. Актуальные тенденции современного словообразования (на материале российских СМИ) /Е.Н. Тихонова//Вестник МГУП имени Ивана Федорова. -2015. -№ 4. -С. 112-114. -Режим доступа: http://vestnik.mgup.ru/issues/4_2015.pdf. -Загл. с экрана.
Статья научная