Онейрическое пространство в романе Кадзуо Исигуро "Погребенный великан"

Бесплатный доступ

Подробно исследуется художественное пространство романа Кадзуо Исигуро «Погребенный великан». В частности, выявляются те приемы, которые сообщают данному аспекту хронотопа онейрический характер. Особое внимание уделяется анализу отдельных локусов художественного пространства романа, их топонимическим и семиотическим характеристикам. Среди средств, актуализирующих онейрическое пространство в тексте, выделяются как особенности нарративного уровня - повествование от лица персонажей, представление происходящих событий через призму их сознания, так и особенности художественного выражения и визуализации художественного мира романа: инкорпорация мифологических элементов, метафоризация и генерализация пространства, акценты на его горизонтальной и вертикальной организации, а также дискретность. В результате проведенного комплексного анализа было выявлено, что онейрическая природа определяет топологические характеристики романа. Кроме того, онейрическое пространство выполняет функцию репрезентации работы мнемических механизмов, что определяет связь рассматриваемого аспекта поэтики с авторской интенцией, а также с темой памяти - основополагающей не только для рассматриваемого романа, но и для творчества писателя в целом. Выявлена аналогия хронотопа исследуемого романа с предшествующими произведениями Кадзуо Исигуро, что позволяет, помимо прочего, сделать вывод о том, что актуализация онейрического пространства представляет собой важную черту художественного метода автора.

Еще

Онейрическое пространство, хронотоп, метафора, мифопоэтика, пространство памяти, мифологема

Короткий адрес: https://sciup.org/147229715

IDR: 147229715   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2020-4-100-106

Список литературы Онейрическое пространство в романе Кадзуо Исигуро "Погребенный великан"

  • Владимирова Н. Г. Условность, созидающая мир. Поэтика условных форм в современном романе Великобритании. Великий Новгород: [б. и.], 2001. 270 с.
  • Доддс Э. Р. Греки и иррациональное / пер. с англ., коммент. и указ. С. В. Пахомова; послесл. Ф. X. Кессиди. СПб.: Алетейя, 2000. 507 с.
  • Исигуро К. Деревня после заката / пер. с. англ. Ю. Линник // Новый берег. № 37. 2012. URL: https: //magazines.gorky.media/bereg/2012/37/derevn ya-posle-zakata.html (дата обращения: 23.07.2020).
  • Мазин В. Онейрография: Призраки и Сновидения. Нежин: ООО «Видавництво "Аспект-Потграф"», 2008. 304 с.
  • Нестеренко Ю. С. Мифологические образы и мотивы в романе Кадзуо Исигуро «Погребенный великан» // Преподаватель XXI век. 2017. № 2. С.383-393.
  • Осипова Н. О. Мифологема пути в художественном пространстве «Петербургских повестей». 2008. URL: http://domgogolya.ru/science/-researches/1470/ (дата обращения: 01.02.2020).
  • Погребная Я. В. Поэтика романа Кадзуо Иси-гуро «Погребенный великан»: Европейский интертекст и японский подтекст // Научный электронный журнал «АРТИКУЛЫ». 2017. № 4. С.191-199.
  • Селитрина Т. Л. Фантазия мифа и правда истории в романе К. Исигуро «Погребенный великан» // Филология и культура. 2017. № 3(49). С.214-219.
  • Селитрина Т. Л., Халикова Д. Г. Художественный мир средневековья в романе К. Исигуро «Погребенный великан» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2017. Т. 9. Вып. 2. С. 97-107. doi 10.17072/ 2037-6681-2017-2-97-107
  • Темирболат А. Б. Поэтика литературы. Алма-ты: [б. и.], 2011. 168 c.
  • Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике. Т. 1. Теория и некоторые частные ее приложения. М.: Языки славянской культуры, 2004. 818 с.
  • Узбекова Г. Ф. Сон как литературный прием в концепции Р. Г. Назирова // Назировский архив. 2015. № 1(7). С. 172-178.
  • Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 639 с.
  • Царевская Е. В. Создание онейрографической реальности в современной кураторской практике: выпускная квалификационная работа. СПб., 2018. 96 с.
  • Borowska-Szerszen S. The giants beneath: Cultural memory and literature in Kazuo Ishiguro's The Buried Giant // Crossroads. A Journal of English Studies. 2016. № 4. Issue 15. P. 30-42.
  • Cambridge Dictionary. URL: https://dictionary.-cambridge.org/dictionary/english/reverie (дата обращения: 28.02.2020).
  • Chang E. A Language that Conceals: an interview with Kazuo Ishiguro, author of The Buried Giant // Electric Literature. 2015. URL: https://elec-tricliterature.com/a-language-that-conceals-an-inter-view-with-kazuo-ishiguro-author-of-the-buried-giant/ (дата обращения: 28. 02. 2020).
  • Crum M. Kazuo Ishiguro On Memory, Censorship And Why Proust Is Overrated // Huffpost. 2015. URL: https://www.huffpost.com/entry/kazuo-ishigu-ro-interview_n_6785824?guccounter=1&guce_refer-rer=aHR0cHM6Ly93d3cuZ29vZ2xlLmNvbS8& (дата обращения: 12.08.2019).
  • Hubbard B. The Celts, Picts, Scots and Romans. 2018. URL: https://books.google.ru/books/about/-Celts_Picts_Scoti_and_Romans.html (дата обращения: 01.02.2020).
  • Ishiguro K. The Buried Giant. London. 2015 [Электронная книга в формате PDF]. URL: https://www.ebooks.com/en-se/96090235/the-buried-giant/kazuo-ishiguro/ (дата обращения: 01.03.2019).
  • Krider D. O. Rooted in a Small Space: An Interview with Kazuo Ishiguro. The Kenyon Review New Series. 1998. Vol. 20, № 2. P. 146-154.
Еще
Статья научная