Определение индекса качества жизни населения Волгоградской области

Бесплатный доступ

В работе определена значимость проблемы измерения и оценки качества жизни населения. Изучены основные показатели для формирования индекса качества жизни. Выполнены анализ и оценка индекса качества жизни населения Волгоградского региона за последние четыре года, с 2008 по 2011 г. включительно.

Качество жизни, социальное развитие региона, оценка, методики расчета индекса качества жизни

Короткий адрес: https://sciup.org/149130950

IDR: 149130950

Текст научной статьи Определение индекса качества жизни населения Волгоградской области

В 2004 г. Президент России впервые определил качество жизни как целевой критерий социально-экономического развития России [6]. С этого времени проблема измерения и оценки качества жизни населения России перешла в плоскость решения практических задач.

Уже в июне 2004 г. Минфин России и Минэкономразвития России выпустили «Методические рекомендации по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования», в которых была представлена первая официальная номенклатура показателей качества жизни населения [7]. Но она не в полной мере отражала разные аспекты жизнедеятельности людей и не была обеспечена соответствующей методикой. Кроме того, не имеется данных о применении названной номенклатуры на практике.

В последнее время в России в целях определения перспектив и стратегии развития государства происходит осознание значимости проблемы качества жизни. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 12 декабря 2012 г. необходимость повышения качества жизни населения выделена как приоритетное направление государственной политики. Качественные жизненные условия, в которых проживает население, являются показателем уровня социального развития, необходимым условием для успешной самореализации индивидов, что, в свою очередь, приведет к дальнейшему совершенствованию различных сфер общественной жизни, оптимизации социальной структуры общества.

Внимание к проблемам качества жизни вполне обоснованно. Очевидно, что при первом приближении темп социального развития задается как минимум двумя группами факторов — природными и социальными. В том, что касается второй группы факторов, если привносить в рассмотрение политическую составляющую, социальное развитие в той или иной степени можно рассматривать в качестве результата работы политической системы. Уровень качества жизни населения показывает, насколько эффективно современное государство выполняет свою основную функцию — функцию властного распределения ресурсов для общества [11, с. 96].

На сегодняшний день принято разделять два базовых подхода к процедуре оценки качества жизни — субъективный и объективный. В первом случае имеет место оценка самими индивидами степени своей удовлетворенности жизнью. Следовательно, качество жизни здесь определяется как восприятие людьми своего положения в жизни; строится оно на основании культурных особенностей и системы ценнос- тей, принятой в данном обществе, устоявшихся жизненных стандартов социальной микро- и макросреды, ожиданий, целей индивида. По определению Всемирной организации здравоохранения, качество жизни — восприятие индивидом своего положения в культурном и ценностном контекстах его жизни и в связи с его целями, потребностями и интересами [12, с. 29].

Для рабочего определения качества жизни в рамках данного исследования целесообразно использовать следующее. Качество жизни — степень удовлетворения некоторого базового набора материальных и духовных потребностей индивида, характеризуемая, с одной стороны, определенным уровнем благосостояния, с другой — наличием необходимой инфраструктуры и прочих условий для удовлетворения этих потребностей [1].

Целью данного исследования является определение индекса качества жизни населения Волгоградской области.

Исходя из цели, поставлены задачи исследования:

  • —    определение основных показателей индекса качества жизни населения Волгоградской области;

  • —    анализ индексов за последние четыре года: с 2008 по 2011 г. включительно.

Выбор таких хронологических рамок обусловлен двумя обстоятельствами. Во-первых, необходимостью иметь достаточные временные ряды для динамических сравнений; четырехлетний период позволяет делать выводы о тенденциях развития качества жизни в современной посткризисной России и ее субъектах.

Методологической и теоретической базой исследования послужили методики оценки качества жизни в регионах России, разработанной Лабораторией математических методов политического анализа и прогнозирования факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, а также методологические разработки и рекомендации Федеральной службы негосударственной статистики Российской Федерации и Территориального органа Росстата по Волгоградской области, научные концепции и практические исследования ученых Волгоградской экономической школы [3 — 5].

Информационную базу исследования составили статистические данные, предоставленные Федеральной службой государственной статистики РФ, территориальным органом по Волгоградской области, Единой межведомственной информационно-статистической системой, Доклада «Социально-экономическое положение Волгоградской области в 2012 г.», а также материалы периодических изданий и ресурсы сети Интернет по теме исследования.

Обработка информации проводилась с использованием «Microsoft Excel».

Основными компонентами индекса качества жизни стали:

  • 1.    Качество жилищных условий населения ( H ). Это компонентный подиндекс, образующийся путем усреднения трех величин:

  • —    Наличие коммуникаций ( A ). В качестве операциональной переменной взят удельный вес общей жилой площади, оборудованной водопроводом.

  • —    Состояние жилищного фонда ( D ), измеряемое через удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади жилищного фонда. При этом показатель состояния жилищного фонда обратно пропорционален доле ветхого и аварийного жилья.

  • —    Обеспеченность населения жильем ( R ), мерой которой выступает общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя.

  • 2.    Величина и распределение доходов ( Г ) . Это также компонентный подиндекс, образуемый усреднением нескольких величин:

  • —    Размер индивидуальных доходов ( W ) , взятый как отношение среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму, установленному в регионе.

  • —    Равенство в распределении доходов ( G ) — величина, обратная индексу концентрации доходов Джини.

  • —    Отсутствие бедности ( P ). Величина, обратная доле населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума («за чертой бедности»).

  • 3.    Миграционная привлекательность региона ( M ). В основе данного показателя — стандартные коэффициенты миграционного прироста, представляющие собой разность между числом прибывших и убывших на 10 000 человек населения территории.

  • 4.    Уровень выживаемости детей в возрасте до одного года (обратный смертности в возрасте до одного года) ( С ). Это один из важнейших и общепризнанных в мире показателей качества жизни, учитывающий сразу две составляющие: качество медицинских услуг и здоровье родителей. Очевидна обратная связь между младенческой смертностью и качеством жизни региона.

  • 5.    Безопасность личности ( B ). Данный показатель обратно пропорционален такому традиционному индикатору, как уровень преступности — число зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения.

  • 6.    Развитость рынков услуг ( S ), измеренная посредством переменной «объем платных услуг на душу населения».

  • 7.    Продолжительность жизни ( L , средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении). Это общепринятый в мировой статистике показатель, вычисляемый на основе таблиц смертности. Вместе с тем применительно к российским реалиям важно понимать, что он по большому счету является функцией двух переменных: 1) качества медицинских услуг и 2) социокультурных особенностей территории.

  • 8.    Доступность рабочих мест ( J ) . Данный показатель является обратным по отношению к уровню безработицы, рассчитываемому как отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в %).

Ежегодный индекс качества жизни ( QL ) является линейной функцией восьми переменных:

QL -

H + I + M + C + B + S + L + J

A + D + R где H -    3 (подиндекс жилищных условий);

W + G + P

I - з (подиндекс распределения доходов).

Все компоненты индекса имеют равные веса, так как в противном случае необходимо было бы использовать экспертные оценки, что противоречит данной методологии. Все компоненты прямо связаны с показателем качества жизни региона, в то время как некоторые операциональные показатели (реально измеряемые величины) компонент индекса имеют отрицательную связь с качеством жизни.

Очевидно, что компоненты индекса качества жизни имеют неодинаковую размерность, то есть измерены в разных единицах. Для формирования общего индекса (1) необходимо привести их к некоторому сопоставимому виду. С этой целью в данном проекте использован метод линейного масштабирования. Его суть состоит в том, чтобы отобразить значения каждого показателя в интервале от 0 до 1, сохраняя все пропорции между отдельными значениями. Таким образом, сохраняются все структурные характеристики исходного показателя.

В представленном нами исследовании индекс качества жизни населения Волгоградской области в целом увеличивается от 2008 к 2011 году (см. рисунок).

Научная новизна: расчет индексов качества жизни населения Волгоградской области по методике, разработанной Лабораторией математических методов политического анализа и прогнозирования факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова, за последние четыре года: с 2008 по 2011 г. включительно.

Рисунок. Динамика индекса качества жизни населения Волгоградской области в 2008 — 2011 гг.

Примечание. Составлено по: [2; 8— 10].

Результаты данного исследования могут быть использованы Администрацией региона при принятии управленческих решений в целях повышения качества жизни населения Волгоградской области.

Список литературы Определение индекса качества жизни населения Волгоградской области

  • Ахременко, А. С. Качество жизни регионов России: политологический аспект, методология и методика измерения/А. С. Ахременко, С. А. Евтушенко//Вестник Московского университета. Серия 12, Политические науки. -2010. -1. -С. 67-83.
  • Доклад «Социально-экономическое положение Волгоградской области в 2012 году»/Федеральная служба государственной статистики территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.volgastat.ru:8081/public/release/Доклад.pdf (дата обращения: 12.07.2012). -Загл. с экрана.
  • Иншаков, О. В. Социально-экономические индикаторы развития Южных регионов России: тенденции и прогнозы/О. В. Иншаков, И. В. Митрофанова//Региональная экономика: теория и практика. -2007. -№ 14. -С. 14-23.
  • Курченков, В. В. Уровень и качество жизни на Юге России: тенденции и перспективы/В. В. Курченков, И. В. Митрофанова//Финансы и кредит. -2006. -27. -С. 57-65.
  • Курченков, В. В. Уровень жизни населения Южного федерального округа/В. В. Курченков, И. В. Митрофанова//Уровень жизни населения регионов России. -2007. -2. -С. 50-60.
  • Официальный сайт Президента РФ. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.kremlin.ru/text/appears/2005/09/93296.shtml (дата обращения: 12.09.2013). -Загл. с экрана.
  • Российская бизнес-газета. -2004. -22 июня.
  • Сайт Единой межведомственной информационно-статистической системы области. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://fedstat.ru (дата обращения: 12.09.2013). -Загл. с экрана.
  • Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: www.volgastat.ru (дата обращения: 12.08.2013). -Загл. с экрана.
  • Сайт Федеральной службы государственной статистики. -Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: www.gks.ru (дата обращения: 12.09.2013). -Загл. с экрана.
  • Easton, D. A. Framework for Political Analysis/D. А. Easton. -Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1965. -P. 96-98.
  • World Health Organization. Quality of life group. What is it Quality of life?/Wld. Hth. Forum. -1996. -V. 1. -P. 29-31.
Еще
Статья научная