Определение интероцептивного ощущения сытости

Автор: Смирнов В.В., Полугрудов А.С., Попов С.В.

Журнал: Известия Коми научного центра УрО РАН @izvestia-komisc

Рубрика: Биологические науки

Статья в выпуске: 4 (36), 2018 года.

Бесплатный доступ

Исследованы надежность и валидность измерения сытости у здоровых людей (n = 35), часть из которых (n = 19) прошла ознакомление с условиями проведения тестирования (обучение). Установлено, что ощущения полноты желудка и сытости повторяются в более высокой степени, чем таковые голода и желания есть. Обученные участники давали более точную оценку желанию есть и сытости, чем необученные. Выявлено, что у обученных ощущение полноты желудка и сытости коррелируют с количеством съеденного, тогда как у необученных участников только ощущение полноты желудка. Таким образом, в условиях обучения субъективные данные об ощущении полноты желудка и чувстве сытости могут быть надежно измерены.

Еще

Потребление пищи, ощущение сытости, повторяемость результатов, валидность измерения, обучение

Короткий адрес: https://sciup.org/149128808

IDR: 149128808   |   DOI: 10.19110/1994-5655-2018-4-36-41

Текст научной статьи Определение интероцептивного ощущения сытости

Аппетит принято рассматривать как две последовательно сменяющиеся стадии насыщения и сытости [1]. Насыщение ведет к прекращению приема пищи и определяет количество съеденного, а сытость подавляет голод и влияет на последующий прием пищи. Оба показателя взаимосвязаны и вместе характеризуют валидность измерения аппетита [2].

Цель настоящего исследования – определение надежности и валидности измерения интероцептивного ощущения сытости у здоровых людей в зависимости от их подготовки (обучения).

Материал и методы

Исследование проводилось с октября по ноябрь 2017 г. На основании анкетирования из 99 респондентов-жителей г. Сыктывкара 43 чел. были включены в группу добровольцев. 56 чел. исключены, как сообщившие хотя бы об одном критерии исключения, к которым относятся: курение, употребление алкоголя чаще пяти раз в неделю, про- фессиональное занятие спортом, индекс массы тела ниже 18 или выше 30 кг/м2, сменный или ночной режим труда, текущая беременность или кормление грудью, наличие хронических заболеваний и прием лекарств, прохождение хирургических операций в течение последних двух лет, непереносимость отдельных продуктов питания, вегетарианство, а также соблюдение диеты и изменение массы тела более чем на 3 кг за последние три месяца. Кроме того, были исключены люди, которые имеют ограничительный тип пищевого поведения согласно Голландскому опроснику пищевого поведения (более 2,9 и 3,4 баллов у мужчин и женщин, соответственно) [5]. Восемь человек не смогли принять участие в исследовании по личным причинам. Таким образом, группу исследуемых составили 35 чел.

Все участники прошли двукратное тестирование с интервалом в 1–2 недели в отдельном помещении с соблюдением требований ГОСТ ISO 8589-2014 [6] по уровню освещенности, шума и вентиляции. Перед тестированием люди ознакомились с протоколом исследования и подписали информированное согласие, которое было одобрено комитетом по биоэтике при Институте физиологии Коми НЦ УрО РАН.

Протокол исследования (рис. 1) составлен в согласии с рекомендациями, разработанными для определения сытости и насыщения [1]. В дни тестирования участники ели обычный завтрак, количество и время которого контролировали с помощью дневника питания. Через 3–4 часа после завтрака они приходили в институт, где получали тестовый обед. Предварительно людей опрашивали, подходят ли им указанные продукты. Состав продуктов

(62–67% энергетической ценности обеда), обеспечивая потребление 531–570 ккал из белков, жиров и углеводов, соответственно (табл. 1). Как было установлено ранее, люди перестают есть основное блюдо (пиццу) в том числе из-за снижения аппетита, вызванного уменьшением вкуса (сенсорное насыщение). Поэтому после приема пиццы участники имели возможность употребить продукт с другим вкусом (йогурт).

V

Потребление пищи (ккал)

Рис.1. Протокол исследования (объяснение в тексте).

Fig.1. Study protocol (explanation in the text).

сформирован таким образом, чтобы выровнять исходный уровень сытости исследуемых, обеспечить привычное потребление энергии, макронутриентов и пищевых волокон, а также учесть влияние сенсорного насыщения. Для того чтобы выровнять исходный уровень сытости, исследуемые получали индивидуальную порцию печенья, рассчитанную исходя из базового уровня метаболизма каждого человека. Сливы и пицца составляли основной прием пищи ченные участники прошли два и четыре тестирования, соответственно.

Статистическая обработка данных проводилась с помощью программ Microsoft Excel 2010 и Statistica 10.0 (StatSoft, Inc., США), нормальность распределения – с помощью W -критерия Шапиро-Уилка. Данные представляли в виде среднего арифметического ± стандартное отклонение (σ). Для панельных данных (субъективных ощущений) рассчи-

Таблица 1

Макронутриентный состав и энергетическая ценность тестового обеда

Table 1

Macronutrient composition and energy value of a test lunch

Наименование

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая ценность, ккал

Печенье сдобное *

7,5

17,0

65,0

440

Сливы сорта Венгерка

0,7

0,3

11,0

46

Пицца Маргарита **

8,1

5,9

21,4

173

Йогурт с отрубями и злаками **

3,9

2,9

13,8

95

Йогурт с вишней **

3,9

2,9

14,8

101

Йогурт с черносливом **

3,9

2,9

13,2

93

Примечания: * – 6 % от суточной физиологической потребности в энергии с учетом массы и роста тела, возраста, пола и физической активности (множитель – 1,6) участника; ** – ad libitum .

Notes: * – 6 % of the daily physiological energy requirement, taking into account the weight and height of the body, age, sex and physical activity of the participant (multiplier – 1,6); ** – ad libitum .

тывали среднее значение оценок по всем временным точкам (0, 20, 40, 60, 80 и 260 мин).

Различие субъективных показателей у мужчин и женщин, обученных и необученных оценивали с помощью факторного дисперсионного анализа. Различия групп по половому признаку определяли с помощью критерия хи-квадрат, различия между двумя тестированиями – с помощью W -критерия Вил-коксона. Межиндивидуальную вариабельность результатов оценивали с помощью коэффициента вариации. Различия считали значимыми при p ≤ 0,05.

Повторяемость результатов оценивали с помощью предела повторяемости (d = 2 · σ), коэффициента интраиндивидуальной вариабельности и коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Коэффициент интраиндивидуальной вариабельности результатов рассчитывали по формуле, предложенной ранее [3]. Минимальный объем выборки для выявления 10 %-ного эффекта определяли с помощью номограммы Альтмана [7] при статистической мощности 0,8 и уровне значимости 0,05. Величину минимального эффекта при фактическом объеме выборки рассчитывали обратным способом. Валидность измерения сытости оценивали с помощью корреляционного анализа между средними значениями субъективных оценок до еды (0, 20 и 40 мин) и количеством съеденной пиццы и йогурта.

Результаты и обсуждение

Возраст, рост, масса тела и индекс массы тела участников представлены в табл. 2. Установлено, что мужчины и женщины отличались по росту и массе тела (p < 0,001).

Таблица 2

Общая характеристика участников тестирования*

Table 2

Characteristics of test participants*

Группа

Объем выборки **, чел.

Возраст, лет

Масса тела, кг

Рост, м

Индекс массы тела, кг/м2

Все

35

30,4±8,9

62,6±9,8

1,67±0,10

22,5±2,1

Мужчины

11

26,0±4,6

72,2±8,2

1,78±0,05

22,6±2,0

Женщины

24

32,4±9,7

58,1±7,0

1,61±0,05

22,4±2,2

Необученные

16 (6)

30,9±11,4

61,7±9,1

1,66±0,11

22,2±1,9

Обученные

19 (5)

29,9±6,4

63,3±10,6

1,67±0,09

22,7±2,3

Примечания: * – результаты представлены в виде среднего ± стандартное отклонение; ** – в скобках показано количество мужчин.

Notes: * – the results are presented as mean ± standard deviation; ** – number of men is shown in parentheses.

Группы обученных и необученных участников не отличались по антропометрическим показателям и половому признаку (p > 0,05).

Показано, что исследуемые потребляли одинаковое количество пищи, выраженное в количестве потребленной энергии (ккал), в первый и во второй дни тестирования. За сутки мужчины и женщины получали с пищей в среднем 2755 и 1730 ккал, соответственно. На долю завтрака, обеда и ужина приходилось 18, 42 и 40 % от суточной энергетической потребности участников, соответственно. Количество съеденного на завтрак, обед и ужин было одинаковым в дни тестирования (p > 0,05).

С помощью факторного дисперсионного анализа сравнили влияние пола и обучения на потребление пищи ad libitum (пиццы и йогурта) во второй день тестирования. Обнаружено, что мужчины съедали в 1,6 раза больше пиццы и йогурта, чем женщины (12,8 vs . 8,1 ккал/кг массы тела в сутки, F 1.27 = 10,2, р = 0,004). Влияние обучения на потребление пищи зависело от пола. Показано, что обучение снижает количество съеденного в 1,6 раза у мужчин (15,5 vs . 9,6), но не женщин (7,7 vs . 8,4 ккал/кг массы тела в сутки, F 1.27 = 3,6, р = 0,04). По-видимому, неодинаковое влияние обучения на потребление пищи мужчинами и женщинами обусловлено различием в адаптации к условиям проведения эксперимента.

Повторяемость данных при определении количества съеденного ad libitum оценивалась по трем показателям: пределу повторяемости (d), коэффициенту интраиндивидуальной вариабельности (CV инт ) и коэффициенту корреляции тест-ретест (r). Выявлено, что повторяемость данных зависит от пола и обучения. Женщины имели более высокую повторяемость данных, чем мужчины (табл. 3). Согласно данным Gregersen с соавт. [8], которые определяли потребление пищи ad libitum у мужчин, повторяе-

Таблица 3

Повторяемость данных, расчетные значения объема выборки и величины эффекта при определении потребления пиццы и йогурта

Repeatability data, calculated values of the sample size and the effect value in determining the intake of pizza and yogurt

Table 3

Группа

Объем выборки, чел.

Потребление пиццы и йогурта, ккал *

Показатели повторяемости **

Минимальный объем выборки, чел.

Минимальная величина эффекта, ккал

Тест

Ретест

Средние различия

d, ккал

CV инт , %

r ***

Все

35

598±298

604±361

6

415

24

0,81

73

98

Мужчины

11

812±357

907±460

95

622

26

0,75

80

263

Женщины

24

500±210

465±192

-35

253

19

0,83

42

72

Необученные

16

652±347

670±450

18

574

30

0,76

116

201

Обученные

19

554±251

549±265

-5

223

14

0,90

25

71

Примечания: * – результаты представлены в виде среднего ± стандартное отклонение; ** – используемые сокращения: d – предел повторяемости, СV инт – интраиндивидуальный коэффициент вариации, r – коэффициент корреляции тест-ретест; *** – все коэффициенты корреляции значимы (p < 0,001).

Notes: * – the results are presented as mean ± standard deviation; ** – abbreviations used: d – the coefficient of repeatability, СV int – intra-individual coefficient of variation, r – correlation coefficient test-retest; *** – all correlation coefficients are significant (p < 0,001).

мость данных выше по сравнению с полученными нами (CV инт = 14,5 vs . 26 %), что, по-видимому, связано с большим объемом выборки (n = 23 vs . 11). Тем не менее, после многократного тестирования (обучения) повторяемость данных в нашем эксперименте увеличилась как у мужчин, так и женщин (данные не показаны). Из табл. 3 видно, что показатели повторяемости выше у обученных людей. На основании полученных данных рассчитано, что обученные позволяют выявить разницу в потреблении пищи в 71 ккал при парном сравнении. Рассчитанное значение минимального объема выборки совпадает с расчетами (n = 26), полученными Gre-gerson с соавт. [8]. Таким образом, показано, что достаточная повторяемость результатов измерения потребления пищи ad libitum достигается после обу-обучения.

Показано, что обучение увеличивает повторяемость ряда субъективных оценок (табл. 4). Обу-

Таблица 4

Влияние обучения на повторяемость субъективных оценок сытости 1

Effect of training on the repeatability of subjective estimates of satiety 1

Table 4

Примечания: 1 – расчеты произведены для усредненных оценок; 2 – используемые сокращения: d – предел повторяемости, СV инт – интраиндивидуальный коэффициент вариации, r – коэффициент корреляции тест-ретест; 3 – значимость коэффициента корреляции: *p < 0,05, **p < 0,01, ***p < 0,001.

Notes: 1 – calculations are made for the averaged estimates; 2 – abbreviations used: d – the coefficient of repeatability, CV int – intra-individual coefficient of variation, r – correlation coefficient test-retest; 3 – significance of correlation coefficient: *p < 0,05, **p < 0,01, ***p < 0,001.

Примечания: результаты представлены в виде среднего ± стандартное отклонение; сплошной и пунктирной линиями показаны изменения в первый и во второй дни тестирования, соответственно; на гистограмме показаны усредненные значения оценок; различия значимы между тестом и ретестом (*р < 0,05, **p < 0,01, ***p < 0,001).

Fig.2. Change in the feeling of hunger (a), the feeling of fullness of the stomach (б), the desire to eat (в), the feeling of satiety (г) and the feeling of thirst (д) in people during the first (test) and second (retest) testings. Notes: the results are presented as mean ± standard deviation; the solid and dashed lines show the changes on the first and second testing days, respectively; the histogram shows the averaged values; the differences are significant between the test and the retest (*p < 0,05, **p < 0,01, ***p < 0,001).

Таблица 5

Влияние обучения на взаимосвязь субъективных ощущений с последующим приемом пищи ad libitum 1

Table 5

Effect of training on the relationship of subjective feelings with subsequent ad libitum test food intake 1

Примечания: 1 – коэффициенты ранговой корреляции Спирмена и их значимость (*p < 0,05); 2 – показано увеличение или уменьшение значения коэффициента корреляции при сравнении необученных (тест) и обученных (ретест) участников.

Notes: 1 – Spearman's rank correlation coefficients and their significance (*p < 0,05); 2 – increase or decrease in correlation coefficient value when comparing untrained (test) and trained (retest) participants.

Исследование было проведено в рамках подготовки сенсорной панели экспертов-испытателей для выполнения работ по теме: «Механизмы регуляции аппетита неутилизируемыми полисахаридами пищи» (№ ГР АААА-А17-117012310 147-8 (2017–2020 гг.)).

Список литературы Определение интероцептивного ощущения сытости

  • Blundell J., de Graaf C., Hulshof T., Jebb S. et al. Appetite control: methodological aspects of the evaluation of foods // Obesity Reviews. 2010. Vol. 11. P. 251-270
  • Stubbs R.J., Hughes D.A., Johnstone A.M., Rowley E. et al. The use of visual analogue scales to assess motivation to eat in human subjects: a review of their reliability and validity with an evaluation of new hand-held computerized systems for temporal tracking of appetite ratings // British Journal of Nutrition. 2000. Vol. 84. P. 405
  • Flint A., Raben A., Blundell J.E., Astrup A. Reproducibility, power and validity of visual analogue scales in assessment of appetite sensations in single test meal studies // International Journal of Obesity. 2000. Vol. 24. P. 38-48
  • Solah V.A., Meng X., Wood S., Gahler R.J. et al. Effect of training on the reliability of satiety evaluation and use of trained panellists to determine the satiety effect of dietary fibre: a randomised controlled trial // PLoS ONE. 2015. Vol. 10. P. e0126202
  • Van Strien T., Frijters J.E.R., Bergers G.P.A., & Defares P.B. The Dutch Eating Behavior Questionnaire (DEBQ) for assessment of restrained, emotional, and external eating behavior // International Journal of Eating Disorders. 1986. Vol. 5. P. 295-315
  • ГОСТ ISO 8589-2014. Органолептический анализ. Общее руководство по проектированию лабораторных помещений. М.: Стандарт-информ, 2015. 16 с
  • Altman D.G. Statistics and ethics in medical research: III How large a sample? // British Medical Journal. 1980. Vol. 281. P. 1336- 1338
  • Gregersen N.T., Flint A., Bitz C., Blundell J.E. et al. Reproducibility and power of ad libitum energy intake assessed by repeated single meals// American Journal of Clinical Nutrition. 2008. Vol. 87. P. 1277-1281
Еще
Статья научная