Определение микробной чувствительности к экстрактам из личинок большой восковой моли (Galleria mellonella L.) и их продуктов жизнедеятельности

Автор: Анастасия Сергеевна Осокина, Иван Викторович Масленников

Журнал: Вестник Красноярского государственного аграрного университета @vestnik-kgau

Рубрика: Ветеринария и зоотехния

Статья в выпуске: 7, 2021 года.

Бесплатный доступ

Цель исследования – изучение синергетических свойств антибиотиков и продуктов G. mellonella. Объектами исследования были растворы, сделанные из личинок большой восковой моли и их продуктов жизнедеятельности в разной концентрации. Диско-диффузионным методом на питательную среду (мясопептонный агар) высеивали условно-патогенную микрофлору – Escherichia coli. Исследование проводилось in vitro, микроорганизмы культивировались в термостате при +28–37 ºС, изучение роста колоний микроорганизмов оценивали через 24 ч. Диски с антибиотиками (цефазолин, эритромицин, пенициллин, левомицитин, доксициклин и др.) добавляли в зараженную среду с E. coli. В каждой чашке Петри было по 4 диска с разными антибиотиками. Добавляли на диск разные растворы: водный экстракт из личинок G. mellonella, легкую и тяжелую фракции, выделенные из продуктов жизнедеятельности этих личинок в объеме 0,01 мл. Результаты показали, что площадь ингибирования 15 % раствора легкой фракции продуктов жизнедеятельности больше в среднем в 2–2,5 раза со всеми антибиотиками (при P ≤ 0,001), за исключением эритромицина. В данном эксперименте отмечена высокая степень синергии по площади ингибирования с 15 % растворами легкой и тяжелой фракции продуктов жизнедеятельности. Используемая культура микроорганизмов показала высокую степень резистентности к эритромицину, пенициллину, линкомицину. В связи с этим дальнейшее изучение этих антибиотиков было нецелесообразно, они были исключены из эксперимента. Доказано, что продукты жизнедеятельности личинок G. mellonella ослабляют антибиотикорезистентность E. coli и усиливают действие ряда антибиотиков (левомицитин, энрофлоксацин, гентамицин, доксициклин). Водный экстракт личинок большой восковой моли не проявлил бактериальной активности в отношении E. coli.

Еще

Большая восковая моль (Galleria mellonella L.), продукты жизнедеятельности личинок G. mellonella, экстрагирование, антибиотикорезистентность, противомикробная активность, условно-патогенные микроорганизмы.

Короткий адрес: https://sciup.org/140254562

IDR: 140254562   |   DOI: 10.36718/1819-4036-2021-7-100-107

Текст научной статьи Определение микробной чувствительности к экстрактам из личинок большой восковой моли (Galleria mellonella L.) и их продуктов жизнедеятельности

Введение. Наращивание темпов роста сельского хозяйства приводит к увеличению объемов применения антибактериальных средств в животноводстве, следствием чего является формирование и распространение антибиотикоустойчивых штаммов бактерий и микромицетов. Использование широкого спектра антибактериальных и ветеринарных лекарственных средств в животноводстве увеличивает риск контаминации пищевой продукции [1, 2]. Европейская сеть по эпиднадзору за устойчивостью к антимикробным препаратам («EARS-Net») ежегодно регистрирует до 400 000 случаев развития по-лирезистентных инфекций [3, 4]. Бактериальный ответ на «атаку» антибиотика - это яркий пример бактериальной адаптации и вершина эволюции. Поэтому понимание биохимических и генетических основ резистентности имеет первостепенное значение для разработки стратегий по ограничению ее возникновения и распространения, а также создание новаторских терапевтических подходов в отношении организмов, устойчивых ко многим лекарственным препаратам [5]. Одно из перспективных решений данной проблемы - поиск синергетических взаимодействий антибиотик плюс агент, обладающий ингибирующим действием в отношении патогенной микрофлоры. В качестве данного агента могут быть использованы разработанные пре- параты на основе ингибированных в-лактамаз. Данный механизм защиты является одним из основных для таких важных возбудителей, как S. aureus, Н. influenzae, M. catarrhalis, В. fragilis, K. pneumomae [6].

В качестве агента, усиливающего действие антибиотика, могут быть использованы антимикробные пептиды, которые по силе действия сопоставимы с антибиотиками [7, 8]. Резистентность формируется за счет комплекса следующих механизмов: 1) способности накапливать в матриксе внеклеточные ферменты, разрушающие антибиотики; 2) уменьшения площади открытой поверхности клеток при агрегационной природе биопленок; 3) сниженного метаболизма микроорганизмов в биопленке; 4) активного обмена генетической информацией при рекомбинациях, контролирующих передачу генов резистентности к антимикробным препаратам [8-10].

В настоящее время известно, что экстракт из личинок большой восковой моли (Galleria mellonella L.) проявляет высокую активность в отношении многих микроорганизмов: Mycobacterium tuberculosis, Corinebacterium difteria, Clostridium tetani, Yersinia pestis и др. [11]. Проведены исследования биологически активных пептидных компонентов гемолимфы личинок G. mellonella в условиях их предварительной спе- цифической и неспецифической иммунизации, экстрагирования этиловым спиртом, выделения и изучения методами высокоэффективной жидкостной хроматографии и МАЛДИ-анализа. Изучение антибактериального действия спиртовых экстрактов показало наличие бактериостатического действия по отношению к E. сoli и Bacillus cereus [12]. Доказано, что микробиом личинок G. mellonella, не подвергавшихся воздействию антибиотиков, несет ряд генов устойчивости к тетрациклину, что указывает на потенциал разнообразного пула генов, устойчивых к антибиотикам ряда тетрациклина [13]. Часть пептидных компонентов гемолимфы личинок восковой моли эффективно экстрагируется 34 %-м этиловым спиртом, что обусловливает ингибирующее действие данных экстрактов на рост грам(-)бактерий [14].

Исходя из анализа литературных данных, раствор из личинок G. mellonella может быть потенциально ингибирующим агентом, усиливающим действие антибиотика. В перспективе полученные эффекты помогут решить проблему антибиотикорезистентности с возможностью использования в медицине, биотехнологии и ветеринарии.

Цель исследования: изучить синергетическое взаимодействие антибиотиков и различных растворов из личинок большой восковой моли ( Galleria mellonella L.) и ее продуктов жизнедеятельности.

Задачи исследования: выявить антибиоти-корезистентность условно-патогенного микроорганизма E. coli с добавлением агента в виде водного раствора из личинок G. mellonella, усиливающего действие антибиотика; выявить ан-тибиотикорезистентность условно-патогенного микроорганизма E. coli с добавлением агента в виде водного раствора из продуктов жизнедеятельности личинок G. mellonella, усиливающего действие антибиотика.

Методы и объекты исследования. Для проведения исследования применялись «Методические рекомендации по лабораторному содержанию и разведению большой восковой огневки Galleria mellonella L.» [16]. Эксперименты проводились в соответствии со следующими работами: «Лабораторный практикум по микробиологии» [17], «Микробиология с техникой микробиологических исследований» [18]. Исследования влияния растворов G. mellonella на антибактериальную активность 11 антибиотиков (энрофлоксацин , стрептомицин, цефазолин, эритромицин, пенициллин, неомицин, левоми-цитин, доксициклин, гентомицин, ликомицин, тилозин) проводились в отношении Escherichia coli. Культура E. coli культивировалась в термостате при +28–37 ºС на мясопептоном агаре. Изучение роста колоний микроорганизмов E. coli оценивали на первые сутки в трехкратной повторности с применением диско-диффузионного метода. В стерильных условиях диски с антибиотиками добавляли в зараженную среду чашек Петри . В каждой чашке Петри располагали по 4 диска с разными антибиотиками. На каждый диск автоматической микропипеткой раскапывали изучаемые растворы определенной концентрации, одинакового объема (табл. 1).

Таблица 1

Схема эксперимента по изучению синергетического взаимодействия антибиотиков и растворов из G. Mellonella

Группа

Раствор

Концентрация, %

Объем

Контроль

Стерильный

физиологический раствор

0,01 мл

1-я опытная

Водный экстракт личинок G. mellonella (ВЭЛ)

10

25

2-я опытная

Легкая фракция продуктов жизнедеятельности личинок G. mellonella (ЛФ ПЖ)

10

15

20

25

3-я опытная

Тяжелая фракция продуктов жизнедеятельности личинок G. mellonella (ТФ ПЖ)

10

15

20

25

Водный экстракт личинок G.mellonella готовили в два этапа. Первый этап – нативных личинок экстрагировали 40 % этанолом на период 21 сут. Второй этап – полученный экстракт высушивали на открытом воздухе до образования сухого вещества, к которому добавляли дистиллированную воду, доводя до нужной концентрации. Фракции продуктов жизнедеятельности личинок G. mellonella получали поэтапным экстрагированием 40 % этанолом. Полученный осадок – тяжелая фракция, надосадочная жидкость – легкая фракция. Для определения синергии ан- тибиотиков и изучаемых растворов проводили инкубацию E. coli в термостате при +37 ºС и через 24 ч. Учитывали площадь зоны ингибирования роста условно-патогенной микрофлоры [19].

Результаты исследования и их обсуждение. Было проведено определение активности антибиотиков в композиции с различными формами личинок G. mellonella и ее продуктами жизнедеятельности. Уровень антибиотикорези-стентности определяли по площади зоны ингибирования культуры E. coli , результаты представлены на рисунке 1 .

Физиологический раствор (контроль)

Водный экстракт личинок

G. mellonella (1-я опытная группа)

Легкая фракция продуктов жизнедеятельности личинок G. mellonella (2-я опытная группа)

Тяжелая фракция продуктов жизнедеятельности личинок G. mellonella (3-я опытная группа)

Рис. 1. Зоны ингибирования роста E. coli с использованием дисков с антибиотиками, пропитанные разными растворами G. mellonella

Среднее значение зоны ингибирования опытных групп по энфлоксацину составило 16,01 мм2, что больше, чем в контроле, на 19,1 %. Наиболее достоверные выдающиеся результаты получены с 25 % ВЭЛ и 15 % ЛФ

ПЖ. Также высокую эффективность антибити-корезистентности показали 15 % раствор ТФ ПЖ G.mellonella (на 34,2 % больше, чем в контроле), однако данные не достоверны (табл. 2).

Таблица 2

Площадь ингибирования роста E.coli в композиции с формами личинок G.mellonella , мм2

Среднее значение зоны ингибирования опытных групп по цефазолину - 7,72 мм2, что больше, чем в контроле, на 49,3 %. Максимальное достоверное значение площади ингибирования роста E. coli составил у 15 % ЛФ ПЖ -14,59 мм2. Раствор 15 % ЛФ Пж также показал высокие достоверные результаты - на 111 % больше, чем в контроле.

Результаты опыта по ингибированию площади по стрептомицину показали, что средние значения опытных групп на 14,7 % выше, чем в контроле. Достоверные результаты получены в сочетании с 10; 15; 20 и 25 % растворами ЛФ ПЖ. Аналогичные результаты получены с неомицином. Средние значения площади зоны ингибирования на 62,2 % выше контрольных значений. Площадь ингибирования у неомицина совместно с водным экстрактом G. mellonella и ПЖ в среднем на 62,2 % выше, чем в контроле. Из всех опытных групп максимальную площадь ингибирования роста E. coli достоверно выявлено 25 % ТФ ПЖ и 15 % ЛФ ПЖ.

Результаты ингибирования роста кишечной палочки левомицетином в композиции с изучаемыми формами в среднем на 60,3 % выше, чем в контроле, что так же, как в предыдущих экспериментах, указывает на эффективность подавления роста условно-патогенной микрофлоры. Максимальные значения площади ингибирования - в композиции с 10 и 15 % ЛФ ПЖ.

Доксициклин совместно с формами G. mellonella в среднем продемонстрировал лучшее подавление условно-патогенной микрофлоры (на 96,6 %) по сравнению с контролем. Из всех рассматриваемых форм максимальная площадь ингибирования отмечается с 15 % ЛФ ПЖ и ТФ ПЖ.

Исследуемые формы G. mellonella в композиции с гентамицином показали следующие результаты. Среднее значение зоны ингибирования опытных групп на 59,1 % выше, чем в контроле. Максимальная площадь зоны ингибирования наблюдались в сочетаниях с 10 и 15 % ЛФ ПЖ (P < 0,001). По ряду антибиотиков (лин-комицин, эритромицин, бензилпенициллин, ти-лозин) в контроле выявлена антибиотикорези-стентность штамма E. сoli . В связи с этим в дальнейших исследованиях данные антибиотики будут исключены.

Наибольшая эффективность в отношении E. coli отмечена в композициях 15 % ЛФ и ТФ с эн-рофлоксацином, цефазолином, неомицином, левомицетином, доксициклином, гентомицином. Разница по опытным группам достоверна. Средняя эффективность композиции антибиотиков с формами G. mellonella наблюдается со стрептомицином (P < 0,001).

Изучение влияния синергетических свойств антибиотиков и продуктов G. mellonella показало, что площадь ингибирования 15 % раствора ЛФ ПЖ достоверно больше в среднем в 2-2,5 раза со всеми антибиотиками (при P < 0,001), за исключением эритромицина. Далее выявлена достоверная синергия 15 % раствора ТФ ПЖ и 25 % раствора ЛФ ПЖ, особенно в сочетании с антибиотиками левомицитин, энрофлоксацин, гентомицин, доклицитин (при P < 0,001). Минимальная площадь ингибирования, близкая к контрольным значениям, - водный экстракт личинок, 20 % растворы ЛФ и ТФ ПЖ. В отдельных случаях 10 % раствор ЛФ ПЖ показал большую площадь ингибирования в сочетании с энро-флоксацином, левомицитином, неомицином.

В данном эксперименте отмечена высокая степень синергии по площади ингибирования с 15 % растворами ЛФ ПЖ и ТФ ПЖ. Используемая культура микроорганизмов показала высокую степень резистентности к эритромицину, пенициллину, линкомицину. В связи с этим дальнейшее изучение этих антибиотиков было не целесообразно, и они были исключчены из эксперимента.

Выводы

  • 1.    Водный экстракт личинок большой восковой моли не проявлял бактериальной активности в отношении E. coli.

  • 2.    Продукты жизнедеятельности личинок G. mellonella ослабляют антибиотикорезистент-ность E. coli и усиливают действие ряда антибиотиков (левомицитин, энрофлоксацин, гентомицин, доклицитин), что важно при решении проблемы их устойчивости в животноводстве и других сферах деятельности человека. Целесообразно продолжить исследования в данном направлении.

Список литературы Определение микробной чувствительности к экстрактам из личинок большой восковой моли (Galleria mellonella L.) и их продуктов жизнедеятельности

  • Prigitano A., Romanò L., Auxilia F. et al. // Journal of Infection and Public Health. 2018. Vol. 11(1). P. 30–34. DOI: 10.1016/ j.jiph.2017.02.010. 2. Минаева Л.П., Шапелева С.А. Антибиотики в сельском хозяйстве как фактор форми-рования антимикробной резистентности и источник контаминации пищевой продукции // Успехи медицинской микологии. 2019. Т. 20. С. 441–444.
  • Косинец А.Н., Фролова А.В., Булавкин В.П. и др. Антибиотикорезистеность. Новые возможности антибактериального воздей-ствия // Вестник ВГМУ. 2014. Т. 13, № 2. С. 70–77.
  • Бабяк А.С., Полина А.В. // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 6. URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=178 71 (дата обращения: 12.03.2021).
  • Jose M. Munita, Cesar A. Arias Mechanisms of Antibiotic Resistance // Microbiol Spectr. 2016 Apr; 4(2): 10.1128/microbiolspec.VMBF-0016-2015.
  • Комбинации пенициллинов с ингибиторами бета-лактамаз. URL: https://studwood.ru/177 8687/meditsina/kombinatsii_penitsillinov_ingibitorami_beta_laktamaz (дата обращения: 12.03.2021).
  • Лазарева О.И., Сивкова Т.Н., Прохоро-ва Т.С. Влияние соматического экстракта из личинок анизакид на бактерии // Пермский аграрный вестник. Зоотехния и ветери-нария. 2018. № 2 (22). С. 140–147.
  • Ларионова Л.С., Крылова Л.С., Древко Я.Б. и др. Биотрансформация M. domestica при различных способах введения in vivo // Ветеринария, зоотехния и биотехнология. 2018. № 8. С. 21–29.
  • Попова А.К., Кожевников М.А. Применение бактериофагов как альтернативный метод антибактериальной терапии на фоне кризиса антибиотикорезистентности // Аллея науки. 2019. № 10 (37). С.198–202.
  • Juan-IgnacioAlós Resistencia bacteriana a los antibióticos: una crisis global Antibiotic resistance: A global crisis // Microbiology Spectrum. 2016 Apr; 4 (2): 10.1128/microbiolspec.VMBF-0016-2015; DOI: 10.1016/j. eimc.2014.10.004.
  • Винник Ю.С., Серова Е.В., Андреев Р.И. и др. Особенности формирования микроб-ных биопленок на различных субстратах. Возможность изучения биопленок на желч-ных конкрементах // Научное обозрение. Медицинские науки. 2014. № 1. С. 62.
  • Spiridonow N.A., Kashparova E.V., Basku-nov B.P. On chemical composition of a biologically active preparation from Galleria mellonella // Comparative of Biochemistry and Physiology. 1992. P. 102–109.
  • Katarzyna Ignasiak, Anthony Maxwell Oxyte-tracycline reduces the diversity of tetracycline-resistance genes in the Galleria mellonella gut microbiome // Microbiology. 2018. Dec 29; 18(1):228. DOI: 10.1186/s12866-018-1377-3.
  • Костина Д.А., Федоткина О.С., Клено-ва Н.А. и др. Влияние биологически актив-ных пептидных компонентов гемолимфы личинок Galleria mellonella на рост и фер-ментативную активность Eischrichia coli // Проблемы прикладной экологии и биологии. 2013. № 15. Т. 3-1. С. 567–574.
  • Otvos L. Antibacterial peptides isolated from insects // Journal of Peptide Science. 2000. V. 6 (10). Р. 497–511.
  • Коновалова Т.В. Современные средства и методы обеспечения ветеринарного благо-получия по инфекционной и протозойной патологии животных, рыб и пчел // Мето-дические рекомендации по лабораторному содержанию и разведению большой воско-вой огневки Galleria mellonella L. М., 2011. С. 156–178.
  • Грицкевич Е.Р., Бученков И.Э. и др. Лабораторный практикум по микробио-логии. Минск, 2017. 268 с.
  • Лабинская А.С. Микробиология с техникой микробиологических исследований. М., 1978. 258 с.
  • МУК 4.2.1890-04.4.2. Методы контроля. Биологические и микробиологические фак-торы. Определение чувствительности микро-организмов к антибактериальным препа-ратам: метод. указания, 2004. М., 2004.
Еще
Статья научная