Опросник Gerd-Q - новый инструмент диагностики гастроэзофагеальной рефлюксной болезни для врача общей практики

Автор: Морозов С.В.

Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws

Рубрика: Терапия

Статья в выпуске: 3 (52) т.10, 2014 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140219607

IDR: 140219607

Текст статьи Опросник Gerd-Q - новый инструмент диагностики гастроэзофагеальной рефлюксной болезни для врача общей практики

Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ) -состояние, характеризующееся развитием значимо беспокоящих пациента симптомов вследствие рефлюкса (заброса) желудочного содержимого в пищевод. Наиболее частым и характерным симптомом ГЭРБ является изжога - чувство жжения за грудиной восходящего характера. Именно наличие этого симптома и его частота являются определяющими критериями, позволяющими предполагать диагноз ГЭРБ [12]. Так, изжога, беспокоящая пациента 2 раза в неделю и чаще (Монреальский критерий), является эквивалентом ГЭРБ с вероятностью более 90% [14, 21].

На сегодня ГЭРБ является одним из наиболее распространенных заболеваний органов пищеварения в большинстве стран мира [8]. Данные популяционных исследований свидетельствуют о неуклонной тенденции к росту частоты встречаемости её проявлений среди населения [20]. В двух крупных эпидемиологических российских исследованиях, охватывающих крупные города страны, путем заполнения опросников у более, чем 20 000 респондентов частая изжога была отмечена у 8,9-17,8% населения, что свидетельствует о высокой распространенности ГЭРБ в России [3, 7].

Наличие изжоги и других, менее типичных симптомов заболевания (боль за грудиной, затруднение глотания и др.) оказывает существенное влияние на качество жизни больных, а также сопряжено с экономическими затратами, связанными с утратой трудоспособности, стоимостью диагностики и лечения [12, 14]. ГЭРБ - это не только изжога; это заболевание характеризуется наличием спектра тяжелых осложнений - пептических стриктур пищевода, кровотечений из эрозий и язв, формированием пищевода Барретта и рака (аденокарциномы) пищевода, что обусловливает необходимость своевременной диагностики и качественного лечения [8, 14].

Важнейшее значение жалобы на изжогу в сочетании с ее частотой для верификации диагноза ГЭРБ объясняется результатами клинических исследований, демонстрирующих, что частота изжоги прямо пропорциональна уровню закисления пищевода. Только у 10-15% пациентов, испытывающих изжогу, симптомы возникают без признаков патологического (кислого) гастроэзофагеального рефлюкса по данным суточной рН-метрии. Таким образом, подавляющее большинство лиц с изжогой - это больные ГЭРБ, многие из которых не получают адекватного лечения, отчасти из-за не установленного вовремя диагноза.

Безусловно, опираясь только на изжогу и ее частоту при наличии недостаточного клинического опыта можно совершить ошибку в установлении диагноза ГЭРБ. Этому способствуют частое сочетание изжоги с симптомами функциональной диспепсии и синдрома раздраженного кишечника, слабая корреляция симптомов ГЭРБ с эндоскопическими изменениями и разная оценка выраженности клинических симптомов в зависимости от особенностей личности пациента. Эти обстоятельства привели к необходимости создания объективной и точной диагностической методики, а именно краткой и информативной анкеты-опросника, которая уже при первом обращении пациента, давала бы возможность диагностировать ГЭРБ. К таким относится GerdQ - новый международный стандартизованный опросник, прошедший апробацию на российской популяции [4, 17], состоящий всего из 6 вопросов, самостоятельно заполняется пациентом, удобен для интерпретации. GerdQ (рис) включает 3 группы вопросов - по 2 вопроса в каждой:

Группа А - вопросы о наличии симптомов, свидетельствующих в пользу диагноза «ГЭРБ»: изжога и регургитация (характеристики ГЭРБ по Монреальскому определению).

Группа В - вопросы о симптомах, частое появление которых ставит диагноз «ГЭРБ» под сомнение: тошнота и эпигастральная боль.

Группа С - вопросы о влиянии заболевания на качество жизни (косвенно свидетельствуют в пользу ГЭРБ): нарушение сна и прием дополнительных медикаментов в связи с имеющимися симптомами ГЭРБ.

Поскольку наиболее памятными являются события последней недели, в анкету включены вопросы, касающиеся последних 7 дней. В качестве клинического критерия GerdQ была выбрана частота симптомов, а не тяжесть, что являлось более понятным пациенту для описания. Градация частоты разделена на 4 пункта: отсутствие симптомов, возникновение их 1 день в неделю, 2-3 дня и 4-7 дней в неделю.

Ключевым пунктом является точка 2-3 дня, поскольку именно такая частота, согласно Монреальскому определению, соответствует наличию ГЭРБ и неэффективности проводимой терапии, если она уже проводится.

Анализ результатов анкеты проводится по сумме баллов: каждый из 6 пунктов сформированной шкалы оценивается от 0 до 3 баллов, максимально возможная сумма баллов по шкале GerdQ составляет 18. Диагноз «ГЭРБ» устанавливается при общей сумме балов ≥ 8. Чувствительность применения GerdQ для диагностики ГЭРБ составляет 65%, а специфичность - 71%, что сопоставимо с данными, полученными при диагностике заболевания гастроэнтерологом - 67% и 70%, соответственно [4, 17].

Оценка вероятности эрозивного эзофагита у анкетируемого пациента проводится следующим образом: при сумме баллов от 8 до 10 эрозии будут обнаружены в 48,5% случаев, от 11 до 18 баллов - в 60,7% [4, 17].

Анализируя факт появления опросника и общение с практикующими врачами, можно обнаружить ряд фактов недопонимания, базирующихся на заблуждении о ненужности таких опросников ввиду отсутствия их применения ранее, в более знакомых алгоритмах [13]. Из объективных причин можно лишь признать невозможность учета гендерных [6] и возрастных [9] отличий у больных ГЭРБ, потенциального влияния рациона и режима питания [15], которыми клиницист как раз и должен владеть. При этом следует отметить, что опросник нужен для первичного скрининга классической ГЭРБ с изжогой и кислотной регургитацией, в то время как рефрактерные и внепище-водные формы ГЭРБ должны оцениваться комплексно, включая методики суточного мониторирования рН [19].

Антисекреторные средства – препараты выбора для фармакологической терапии ГЭРБ [2, 8, 10]. Выделяют 2 класса кислотоснижающих препаратов: блокаторы Н 2 -рецепторов гистамина и ингибиторы протонной помпы (ИПП). Различием в действии этих двух групп препаратов является воздействие их на разные уровни выработки кислоты. Блокаторы Н2-рецепторов гистамина (БН 2 РГ) – циметидин, ранитидин и фамотидин – частично влияют на выработку соляной кислоты, угнетая лишь стимулирующие влияния гистамина, в то время как ИПП влияют на конечный этап ее секреции, что и обуславливает их большую эффективность. Скорость наступления эффекта после приема однократной дозы препаратов этой группы составляет 1-3 часа, продолжительность антисекреторно-го действия для БН2РГ относительно небольшой, в среднем по классу составляя 8-10 часов, кроме того, для всех представителей этой группы лекарственных средств характерно последовательное снижение эффективности при длительном приеме за счет синдрома «усталости рецепторов». В настоящее время разрабатывается большое количество лекарственных средств для лечения ГЭРБ, включая новые стереоизомеры ИПП, комбинированные препараты (ИПП + БН 2 РГ), ИПП с замедленным и ускоренным высвобождением, калий-конкурентные блокаторы кислотопродукции, препараты усиливающие тонус нижнего пищеводного сфинктера [1, 5].

Заключение. Частая изжога является симптомом, который может быть легко самостоятельно распознан пациентами, и с высокой долей вероятности соответствует диагнозу ГЭРБ. Опросник GerdQ может использоваться в качестве более точного инструмента для диагностики ГЭРБ. Его применение может не только определять влияние болезни на качество жизни пациентов, но и отражать эффективность проводимой терапии. После проведения исследований на российской популяции, показавших большую чувствительность и специфичность, опросник GerdQ может быть рекомендован для использования врачами первичного звена с целью диагностики ГЭРБ и наблюдения за динамикой заболевания без применения инструментальных методов обследования.

Список литературы Опросник Gerd-Q - новый инструмент диагностики гастроэзофагеальной рефлюксной болезни для врача общей практики

  • Андреев Д.Н., Кучерявый Ю.А. Перспективы лечения гастро-эзофагеальной рефлюксной болезни//Consilium Medicum. Гастроэнтерология. -2013. -№ 2. -С. 9-14.
  • Дичева Д.Т., Биткова Е.Н., Андреев Д.Н., Гуртовенко И.Ю. Терапевтическая роль ингибиторов протонной помпы в лечении пищеводных и внепищеводных проявлений гастроэзофагеаль-ной рефлюксной болезни//Журнал международной медицины. -2014. -№ 1. -С. 7-11.
  • Исаков В.А., Морозов С.В., Ставраки Е.С., Комаров Р.С. Ана-лиз Распространённости Изжоги: нАциональное эпиДемиологи-ческое исследоваНие взрослого городского нАселения (АРИ-АДНА)//Эксп. клин. гастроэнтерол. -2008. -№1. -С. 20-30.
  • Кайбышева В.О., Кучерявый Ю.А., Трухманов А.С., Сторонова О.А., Коньков М.Ю., Маев И.В., Ивашкин В.Т. Результаты мно-гоцентрового наблюдательного исследования по применению международного опросника GerdQ для диагностики гастроэзо-фагеальной рефлюксной болезни//РЖГГК. -2013. -№ 5. -С. 15-24.
  • Кучерявый Ю.А., Андреев Д.Н. Перспективы лечения больных с кислотозависимыми заболеваниями//Клин. перспективы гастроэнтерол., гепатол. -2014. -№ 2. -С. 15-24.
  • Кучерявый Ю.А., Калягин И.Е., Морозов С.В. Гастроэзофаге-альная рефлюксная болезнь у женщин: есть ли особенности?//Проблемы женского здоровья. -2012. -Том 7, № 1. -С. 61-64.
  • Лазебник Л.Б., Машарова А.А., Бордин Д.С. и соавт. Многоцен-тровое исследование «Эпидемиология гастроэзофагеальной ре-флюксной болезни в России (МЭГРЕ): первые итоги//Эксп. клин. гастроэнтерол. -2009. -№ 6. -С.4-12.
  • Маев И.В., Андреев Д.Н., Дичева Д.Т. Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь: от патогенеза к терапевтическим аспектам//Consilium Medicum. -2013. -Том 15, № 8. -С. 30-34.
  • Маев И.В., Гончаренко А.Ю., Кучерявый Ю.А. Эффективность монотерапии омепразолом и рабепразолом у больных эрозивным рефлюкс-эзофагитом в пожилом возрасте//Клин. перспективы гастроэнтерол., гепатол. -2007. -№ 2. -С. 31-36.
  • Маев И.В., Дичева Д.Т., Андреев Д.Н. Подходы к индивидуализации лечения гастроэзофагеальной рефлюксной болезни//Эффективная фармакотерапия. Гастроэнтерология. -2012. -№ 4. -С. 18-22.
  • Маев И.В., Дичева Д.Т., Андреев Д.Н., Биткова Е.Н. Место альгинатов в современных алгоритмах терапии гастроэзофагеальной рефлюксной болезни//Consilium medicum. Гастроэнтерология. -2012. -№ 2. -С. 12-17.
  • Маев И.В., Кучерявый Ю.А. Достижения в диагностике и лече-нии гастроэзофагеальной рефлюксной болезни//Фарматека. -2007. -№ 2. -С. 49-52.
  • Маев И.В., Кучерявый Ю.А., Оганесян Т.С. Алгоритмы лечения гастроэзофагеальной рефлюксной болезни//Фарматека. -2009. -№ 11. -С. 58-62.
  • Морозов С.В., Кучерявый Ю.А. Лечение больных неэрозивной формой гастроэзофагеальной рефлюксной болезни. Современный взгляд на проблему//Лечащий врач. -2013. -№ 7. -С. 32.
  • Морозов С.В., Кучерявый Ю.А., Кукушкина М.Д. Роль дефици-та пищевых волокон в развитии проявлений и течении гастро-эзофагеальной рефлюксной болезни//РЖГГК. -2013. -№1. -С. 6-12.
  • Самсонов А.А., Андреев Д.Н., Юренев Г.Л., Лежнева Ю.А. Современные ингибиторы протонной помпы в терапии гастро-эзофагеальной рефлюксной болезни//Врач. -2014. -№ 5. -С. 24-28.
  • Kaibysheva V., Ivashkin V., Trukhmanov A., Maev I., Kucheryaviy Y. Validation of GerdQ questionnaire for diagnosis of gastro-esophageal reflux disease (GERD) in Russia//J. of Gastroenterol. and Hepatol. -2013. -Т. 28, № S3. -P. 81.
  • Khan M., Santana J., Donnellan C. et al. Medical treatments in the short term management of reflux oesophagitis//Cochrane Database Syst. Rev. -2007. -№ 2: CD003244.
  • Morosov S., Isakov V., Gibadullina L., Epanchitseva A., Kucheryavyy Y. Diagnostic thresholds of proximal ph monitoring for ent manifestations of gerd//Neurogastroenterol.y and Motility. -2012. -Т. 24, S 2. -С. 164.
  • Shaheen N.J. Highlights From the New ACG Guidelines for the Diagnosis and Management of GERD//Gastroenterol. Hepatol. (N Y). -2013. -Vol. 9, № 6. -P. 377-379.
  • Vakil N., van Zanten S. V., Kahrilas P. et al. The Montreal defini-tion and classification of gastroesophageal reflux disease: a global evidence-based consensus//Am. J. Gastroenterol. -2006. -Vol. 101, №8. -P. 1900-1943.
Еще
Статья