Оптико-механическая промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: по материалам Уральского оптико-механического завода

Автор: Слудных Анатолий Владимирович

Журнал: Экономическая история @jurnal-econom-hist

Рубрика: К 75-летию победы

Статья в выпуске: 1 (48), 2020 года.

Бесплатный доступ

Введение. В статье на примере Уральского завода № 217 исследуется вопрос роли оптико-механической промышленности СССР в обеспечении обороноспособности страны и победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Результаты и обсуждение. С началом военных действий началась эвакуация большей части оптико-механических заводов и научно-исследовательских институтов в тыл. После эвакуации завода № 217 в 1941 г. в Свердловск организация производства оптического стекла начиналась с капитальной реконструкции выделенных помещений, монтажа основного оборудования. Параллельно с установкой и пусконаладочными работами заводчанам приходилось адаптировать помещения под нужды производства. Выпускаемая продукция находилась на уровне мировой технической мысли того времени и отличалась новизной, оригинальностью конструкций, хорошими эксплуатационными данными. Заключение. Своевременные мероприятия по эвакуации научных центров и отраслевой промышленности в условиях военного времени положительно сказались на беспрерывном обеспечении армии и флота оптическими приборами в необходимой номенклатуре. Достижения тружеников оптико-механической про-мышленности являлись синтезом научной мысли и напряженного труда, благодаря чему был внесен огромный вклад в общее дело по разгрому противника.

Еще

Великая отечественная война, советский тыл, промышленность, оптика, урал, эвакуация

Короткий адрес: https://sciup.org/147218479

IDR: 147218479

Текст научной статьи Оптико-механическая промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: по материалам Уральского оптико-механического завода

В Год памяти и славы внимание общественности и историков привлекают события, связанные с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. В этом аспекте важной научно-исследовательской задачей является изучение вклада оптико-механической промышленности, в частности Уральского оптико-механического завода, одного из старейших предприятий отрасли, в обеспечение обороноспособности страны и разгрома гитлеровской армии.

Обзор литературы

Историография истории промышленности и рабочих СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. многогранна: опубликованы как фундаментальные труды, разрабатывающие проблему в масштабах страны, так и разнообразные региональные исследования. Менее изученными остаются вопросы функционирования оптико-механической промышленности и отдельных заводов отрасли в военные годы1 [1; 3; 4; 6; 8].

Результаты и обсуждение

В предвоенный период главным центром развития оптической науки в СССР являлся Государственный оптический институт (ГОИ), созданный в 1918 г. по инициативе известного русского физика Дмитрия Сергеевича Рождественского (до 1932 г. – директор ГОИ). Затем пост директора занимал И. И. Орловский, научного руководителя – Сергей Иванович Вавилов; с 1951 г. институт носит имя С. И. Вавилова2.

Государственный оптический институт занимался исследованиями, которые охватывали большую часть направлений оптики того времени: фундаментальные исследования – спектроскопическое, оптотехническое, вычислительное, фотографическое, фотометрическое; прикладные направления представляла физическая оптика с лабораториями физиологической оптики и цветовой оптики.

Основным достижением работы ГОИ можно назвать разработку отечественной технологии варки и обработки оптического стекла, которая легла в основу создания промышленности оптического стекла СССР. При изготовлении оптических приборов использовалось специальное стекло, которое отличалось высокой прозрачностью, чистотой, бесцветностью, однородностью и строго нормированной преломляющей способностью, дисперсией. На основе оптического стекла в предвоенные и военные годы было разработано и создано техническое оснащение Красной армии.

Если в начале 1920-х гг. оптико-механическая промышленность в России практически отсутствовала, то уже в середине 1920–1930-х гг. сотрудничество ГОИ с промышленными оптическими предприятиями приносило свои плоды. В относительно непродолжительное время совместные разработки ГОИ и промышленности приняли системный характер [2, с. 50–51, 57].

Необходимость увеличения объемов производства оптических приборов привела к созданию в 1929 г. государственного треста оптико-механического производства (ТОМП) Ленинградского областного совета народного хозяйства (ЛОСНХ); в 1930 г. он был преобразован во Всесоюзное объ- единение оптико-механической промышленности ВСНХ СССР (Высшего Совета Народного Хозяйства), с 1933 г. – во Всесоюзный трест оптико-механической промышленности Главного управления точного машиностроения СССР.

В состав объединения были включены: Ленинградские государственные заводы, в числе которых государственный оптический, метеорологических приборов «Мет-прибор», опытный, оптико-механический «ЛОМЗ», оптического стекла «ЛЕНЗОС», ремонтные мастерские и магазин, школа-завод (позже учебный комбинат ВООМП (Всероссийского объединения оптико-механической промышленности) с техникумом точной механики и оптики, а также школой ФЗУ (фабрично-заводского ученичества)); Изюмский завод оптического стекла «ИЗОС им. Ф. Э. Дзержинского»; Московская фабрика геодезических приборов «Геодезия» (позже стала заводом); Московский завод «Геофизика», Павшинский оптико-механический завод № 19; Ташкентские ремонтные мастерские3.

В 1934–1935 гг. началось строительство новых заводов, например, Загорского оптико-механического. В начале 1936 г. был переведен на выпуск оптико-механических приборов завод «Прогресс» в Ленинграде, ранее выпускавший взрыватели.

В предвоенные годы заводы оптикомеханической промышленности страны получили статус секретности и были переведены в ведение Народного комиссариата вооружения СССР. С мая 1940 г. им стали присваиваться номерные наименования: Ленинградский государственный оптикомеханический завод им. ОГПУ (Объединенного государственного политического управления) – № 349; Лыткаринский завод оптического стекла – № 354; ленинградский «Прогресс» – № 357; московские «Геофизика» – № 217 и «Геодезия» – № 356; Красногорский механический завод им. В. И. Ленина – № 69 (позже № 393);

Загорский ОМЗ – № 355; Лыткаринский завод оптического стекла – № 233 (позже находился в ведении электропромышленности); Изюмский ОМЗ – № 353; КОМЗ (Красногорский оптико-механический завод) – № 237; ремонтный завод в рабочем поселке Семеновка (Приморский край) – № 267; Московский союзный завод – № 297; Сарсинский завод оптического стекла в пос. Сарс Молотовской области (Пермская область) – № 542; Муромский ремонтно-механический завод (МРМЗ) в г. Муроме (Владимирская область) – № 585 (новый завод – дублер Московской «Геодезии»); завод специального приборостроения «Арсенал» в Киеве (с 1945 г.) – № 784 [7].

На заводах в предвоенный и военный период проводились работы по внедрению новых технологий: обработка деталей на автоматах, получение рациональных заготовок посредством штамповки и литья под давлением и т. д. Активно велась работа по созданию новейших приборов для самолетов и танков, модернизации приборов в соответствии с результатами войсковых испытаний. Для наиболее значимых приборов (бинокль, панорама, танковые телескопические прицелы, танковые смотровые приборы, прицелы для стрельбы из неподвижного оружия и авиационные бомбардировочные прицелы, аэрофотосъемочные аппараты, внутрибазовые дальномеры артиллерии и др.) была пересмотрена техническая документация.

Накануне Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. страна располагала значительной мощностью по производству оптико-механической продукции, однако компактное размещение этих оптических заводов ограничивалось территориальными границами Ленинграда, Москвы и Харьковской областью.

С началом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. началась эвакуация большей части оптико-механических заводов и научно-исследовательских институтов в тыл. Осуществление демонтажа оптикомеханических предприятий осложнялось отсутствием технических средств погрузки (осуществлялась вручную) и вагонов, а также ежедневной бомбежкой железнодорожных погрузочных площадок.

Оборудование оптико-механических заводов приходилось компактно размещать в самых различных зданиях областных центров Урала и Сибири. Так, в Свердловске разместились заводы № 217 и 356; в Новосибирске – № 69 и 350; в Омске – № 357; в Томске – № 353 и 355.

Основным предприятием, выполняющим заказ по производству военной продукции оптического профиля, в середине 1930-х гг. был завод «Геофизика» (№ 217) – ныне Уральский оптико-механический завод. Предприятие ведет историю от фирмы, открытой в Москве в 1837 г. Теодором (Федором) Швабе, занимавшейся изготовлением и продажей высокоточных оптических приборов. Уже в середине XIX в. фирма «Ф. Швабе» выделялась масштабом промышленного производства, так и широким ассортиментом и высоким качеством изделий.

К началу Великой Отечественной войны на заводе № 217 работали 4 807 чел., было налажено производство бомбардировочных авиаприцелов, артиллерийских буссолей и топогеодезических приборов. По решению Государственного комитета обороны от 7 октября 1941 г. завод был эвакуирован в Свердловск. Эвакуация основной части завода началась 15 октября 1941 г., последний эшелон выехал из Москвы 5 ноября и прибыл в Свердловск 18 ноября 1941 г. Всего десять эшелонов, насчитывающих 630 вагонов, в кратчайший срок были эвакуированы на Урал. Вслед за предприятием в Свердловск на постоянное жительство переехали 10 000 рабочих с семьями4.

Для размещения производства заводу в Свердловске были выделены пять площа- док. В их числе – здание университета на ул. 8 Марта; здание на ул. Малышева, 46, где ныне находится Свердловский областной историко-краеведческий музей; а также недостроенное здание на ул. Малышева, 35, тогда предназначавшееся для художественного училища; здание на ул. Куйбышева, 26; один из цехов разместился в большом подвале на ул. Мамина-Сибиряка.

После эвакуации завода в 1941 г. организация производства оптического стекла начиналась с капитальной реконструкции выделенных помещений, монтажа основного оборудования: стекловаренных печей, печей обжига и т. п. Рабочие разгружали оборудование вручную, перетаскивая станки на железных листах и буквально на руках поднимая их на этажи. За несколько часов оборудование перевозили, устанавливали, и сразу же начиналась работа. Параллельно с установкой и пусконаладочными работами заводчанам приходилось адаптировать помещения под нужды производства: расширять дверные проемы, ставить новые перегородки.

По воспоминанию директора завода № 217 Виктора Осиповича Сафронова, «… приспособление помещений под производство: пробивка новых дверных проемов, разборка и установка новых перегородок, усиление перекрытий – все делалось одновременно с установкой и пуском оборудования силами работников завода, причем в октябре-ноябре 1941 г. стояли в Свердловске 40-градусные морозы»5.

Заводу должно было перейти и здание Горного института для переоборудования под производственные помещения. Благодаря принципиальному решению директора В. И. Сафронова уникальная архитектура института была оставлена в целости и сохранности. Всю войну завод проработал в неприспособленных помещениях, досрочно выполняя план и произведя для фронта десятки тысяч оптических приборов: авиационных бомбардировочных прицелов, артиллерий- ских буссолей, теодолитов и топопривязчи-ков.

В силу дефицита площадей завод был вынужден разместить станки и рабочие места на лестничных площадках и в коридорах пединститута и училища. Ремонтные цеха, экспедиция готовой продукции и материальные склады размещались в неотапливаемых временных помещениях. Тяжелыми были и жилищные условия – на каждого приходилось немногим больше двух квадратных метров: «…семьи друг от друга отгораживались ширмами или просто занавесками»6. Недоедание, недосыпание не останавливало рабочих, они трудились, не считаясь со временем.

Уже в начале 1942 г. завод № 217 добился роста выпуска продукции на 43,3 % и повышения производительности труда на 89,0 %. Коллектив завода в феврале 1942 г. завоевал первенство в соревновании заводов Свердловска и получил переходящее Красное знамя горкома ВКП (б) и горисполкома. За успешно проведенную эвакуацию из Москвы на Урал, за монтаж и восстановление завода в короткий срок на новом месте, за успешное выполнение государственных заданий 18 работников завода за доблестный труд в 1942 г. были награждены орденами и медалями7.

Только за 1941 г. было проведено 25 опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ: по 13 темам приборы были запущены в производство, по 10 – разработаны чертежи. Специалистам научно-конструкторского бюро удавалось за считаные дни выполнить такую работу, на которую в мирное время затрачивались месяцы. Нередко приборы направляли из опытного цеха прямо на фронт, однако продукция находилась на уровне мировой технической мысли того времени и отличалась новизной, оригинальностью конструкций, хорошими эксплуатационными данными. За время войны выпуск оборонной про- дукции был увеличен на 75 %, разработано 17 новых видов вооружения8.

За годы войны на заводе № 217 было налажено производство перископической артиллерийской буссоли (ПАБ), приборов ИК «Омега» и «Гамма», танковой призмы, бомбардировочного прицела – ОПБ-1Р, турельных прицелов стрелкового вооружения. Завод выпускал также непрофильные изделия: минные взрыватели (МУВ), узел затвора к реактивной системе «Катюша», приемник ленты к пулемету «Максим» и др.

Настоящим прорывом для своего времени стал авиационный прицел для бомбометания с горизонтального полета: по точности попадания в цель он существенно превосходил все отечественные и зарубежные образцы того времени, кроме того, был способен автоматически учитывать высоту и скорость полета, а также маневры бомбардировщика, вызываемые метеорологическими условиями или действиями противника. Это существенно упрощало работу бомбардира при подготовке и во время полета. В 1946 г. эта работа была отмечена Государственной премией.

Конструкторы и рабочие с энтузиазмом подхватывали каждую инициативу руководства и в кратчайшие сроки готовили оборудование для новых изделий, перенастраивали станки, били все рекорды производительности. На предприятии вновь стали формироваться фронтовые бригады, первой из которых стала бригада Константина Савельева из механического цеха. Бригадир выполнял за смену до семи дневных норм, и этот пример подхватили другие работники.

Весь завод с энтузиазмом боролся за совершенствование методов труда. Чтобы в полной мере обеспечить потребности фронта, рабочие в цехах изобретали новые приспособления и технологии, упрощая операции, сокращая производственные процессы и тем самым увеличивая производительность предприятия. Так, три комсомольца инструментального цеха – Лев Батурин, Владимир Лаврентьев и Семен Поз, изготовив специальную оправку и гребенки для внешней и внутренней нарезки 50-заходной резьбы, сократили сроки обработки детали с 4 ч до 15 мин. Фрезеровщик Николай Сарап-кин ввел в работу комбинированное сверло из твердого сплава, объединив две производственных операции в одну и тем самым сократив время обработки детали в 26 раз. Другой заводчанин, комсомолец Михаил Герасимов, работающий на окончательной сборке приборов, изобрел новый метод последовательных операций, благодаря чему процесс сборки упростился и стало возможно за 6 ч выполнять 12 норм.

В течение долгих лет Великой Отечественной войны члены фронтовых бригад трудились, выполняя дневную норму на 400, 600 %, а «тысячников», т. е. тех, кто за день превышал норму в десять и более раз, выполняя план на 1 000 %, на заводе насчитывалось более 250 чел.9

За годы войны завод произвел и поставил фронту десятки тысяч оптических приборов, увеличив по сравнению с 1940 г. выпуск боевой продукции на 75 % и 16 раз отличившись во Всесоюзном социалистическом соревновании. Правительство страны оценило подвиг заводчан. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 января 1942 г. директор завода В. О. Сафронов и токарь А. А. Сироткин были награждены орденом Ленина. Орденом Трудового Красного Знамени отмечены: главный технолог завода и в последующем его директор А. П. Андреев, слесарь-разметчик Иван Федорович Столяров, главный инженер завода Александр Николаевич Ширяев. Боевым орденом – орденом Красной Звезды были награждены главный конструктор завода Сергей Андреевич Урмаев и парторг ЦК ВКП (б) на заводе Николай Константинович Ушаков. Орденом «Знак Почета» были награждены начальники цеха Валентин Александрович Зубов, Василий Васильевич Кудрявцев, Виктор Гаври- лович Саксельцев, председатель заводского комитета профсоюзов Михаил Георгиевич Чугреев. Медалью «За трудовую доблесть» награждены диспетчер цеха Полина Николаевна Артемова, мастер Виктор Иванович Баженов, комсорг ЦК ВЛКСМ на заводе Николай Павлович Лебединский, сборщица Валентина Афанасьевна Немкович, слесарь Михаил Иванович Герасимов. Медалью «За трудовое отличие» награждены мастер Сергей Иванович Рычагов и оптик Константин Федорович Фокин. За напряженный труд и активное участие в обороне Родины 574 лучших работника предприятия были награждены орденами и медалями.

Заключение

Таким образом, своевременные мероприятия по эвакуации научных центров и отраслевой промышленности в условиях военного времени положительно сказались на беспрерывном обеспечении армии и флота оптическими приборами в необходимой номенклатуре. Позже нарком вооружения Д. Ф. Устинов отметит: «Оптико-механические заводы Наркомата вооружения бесперебойно обеспечивали нужды фронта военными приборами и, откликаясь на все запросы Красной Армии, наряду с модернизацией существующих образцов успешно разрабатывают новые типы и конструкции. За время войны разработано и поставлено на серийное производство 85 модернизированных оптических приборов» [5, с. 256].

Кроме того, оптико-механическая промышленность справилась и с особыми заданиями Вооруженных сил: были решены проблемы специальной маскировки гражданских и оборонных объектов, разработаны и применены на практике новейшие приборы ночного видения. Достижения тружеников оптико-механической промышленности, как и всей военной промышленности, являлись синтезом научной мысли и напряженного труда, благодаря чему был внесен огромный вклад в общее дело по разгрому противника.

Список литературы Оптико-механическая промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: по материалам Уральского оптико-механического завода

  • Галямичева Е. В. Оптические предприятия Ленинграда в годы Великой Отечественной войны // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2008. - Вып. 1. - Сер. 2. - С. 107-111.
  • Забиякин Ю. Е. Из истории Трудов Государственного оптического института им. С. И. Вавилова (1919-1993) // Труды ГОИ им. С. И. Вавилова. - 1993. - Вып. 217. - С. 9-57.
  • Назаренко В. Некоторые вопросы развития средств и способов радиолокации и радиоэлектронной борьбы во Второй мировой войне // Военно-исторический журнал. - 1982. - № 3. - С. 46-50.
  • Серазетдинов Б. У. Бесперебойно обеспечивали нужды фронта военными приборами: Становление и развитие оптико-механической промышленности в Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. - 2015. - № 3. - С. 36-42.
  • Устинов Д. Ф. Избранные речи и статьи. - М.: Политиздат, 1979. - 519 с.
  • Цымбал А. К. Испытание войной. Советская оптико-механическая промышленность 1941-1945 гг. Ч. 1 // Наука и техника. - 2019. - № 3. - С. 52-58.
  • Шестидесятые годы на физфаке ЛГУ. Сборник воспоминаний. Вып. 1 / сост. Э. Буторина, Е. Друкарев, А. Лавров [и др.]. - Гатчина, 2012. - 656 с.
  • Шубарина Л. В. Оборонно-промышленный комплекс на Урале: исторический опыт регионального развития (1945-1965 гг.) // Вестник Военного университета. - 2010. - № 2 (22). - С. 68-73.
Еще
Статья научная