Оптимизация молодежной занятости российского моногорода как стратегическое направление его устойчивого развития

Бесплатный доступ

В публикации произведен анализ проблем в области занятости молодежи в условиях современного российского монопрофильного города. Разработана авторская комплексная стратегическая модель регулирования молодежной безработицы в условиях моногорода, способствующая оптимизации занятости в российских регионах такого типа.

Молодежная безработица, занятость населения, рынок труда, комплексная модель, стратегия, моногород

Короткий адрес: https://sciup.org/140107717

IDR: 140107717

Текст научной статьи Оптимизация молодежной занятости российского моногорода как стратегическое направление его устойчивого развития

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что жизнеспособность российской экономики в значительной степени зависит от состояния и уровня развития территорий особого типа – монопрофильных городов. Вместе с тем, наблюдающиеся в последнее время негативные процессы в монопрофильных городах, негативным образом отражаются на развитии российской экономики и качестве жизни населения в целом. В условиях экономической нестабильности градообразующее предприятие из источника жизнедеятельности и развития моногорода превращается в источник угроз его существованию. В такой ситуации одной из важнейших проблем современного российского моногорода является занятость населения, в частности, в молодежной среде. Эти проблемы остаются одними из острейших предметов обсуждения положений в сфере труда и занятости в кругах деловой общественности. Поэтому, молодежная безработица требует адекватного изучения ее причин и последствий, а также разработке конструктивных решений, которые должны быть положены в стратегию устойчивого развития российского моногорода.

Как известно, молодежь в силу своих социально-демографических характеристик, является двигателем прогресса современного общества, одним из главных факторов обеспечения развития Российского государства. Вместе с этим, в современных экономических условиях российского моногорода российское молодое поколение как важнейшая социальнодемографическая группа общества оказалась в особо трудной ситуации, где ее занятость становится острой проблемой современной России. Анализ научно-популярной литературы [1], а также источников средств массовой информации [2] позволяет выделить следующие наиболее значимые проблемы молодежной безработицы в моногородах России:

  • -    проблемы нормативно-правового регулирования молодежной безработицы в России. На данный момент в нашей стране, в частности в условиях монопрофильного города, не созданы необходимые условия, обеспечивающие реализацию права молодых граждан на труд. В молодежной политике на уровне Федерации до сих пор не действует современная, гибкая нормативная база;

  • -    проблемы организационно-управленческого регулирования молодежной безработицы. Данная проблема проявляется в снижении качества подготовки кадров, фиксируемая экспертами на всех уровнях современной российской системы образования;

  • -    проблемы государственного регулирования спроса и предложения на молодежном рынке труда в России, что в свою очередь проявляется в несоответствии между наличными вакантными местами и реальными предпочтениями молодежи.

Перечисленный список проблем молодежной безработицы в российском моногороде не является исчерпывающим и с успехом может быть продолжен и далее. Тем не менее, указанные выше проблемы говорят о том, что необходимы стратегические решения со стороны государства по ее регулированию. Таким образом, учитывая российскую практику текущего состояния занятости молодежи в моногородах, предлагается комплексное решение данной проблемы – стратегическая модель на основе сегментирования рынка труда. Данное решение более наглядно иллюстрирует схема, представленная на рисунке 1.

Как видно из данной схемы, субъектами на рынке труда являются безработная молодежь, работодатели и государство, имеющие на рынке свои общие и особые интересы. Взаимодействие субъектов молодежного рынка труда порождает не только занятость, что является оптимальной ситуацией, но и безработицу, кадровый дефицит, которые существуют, несмотря на значительное предложение рабочей силы на рынке труда. Кроме того, можно отметить и другие результаты взаимодействия, которые обусловливают уход лиц с рынка труда (в экономически неактивное население), возврат в систему образования для получения нового образования или повышения квалификации и т.д. Результаты такого взаимодействия требуют комплексного государственного регулирования молодежной безработицы с учетом сегментации молодежного рынка труда. В результате взаимодействия субъектов молодежного рынка труда складываются определенные типы экономического поведения, такие как «дорыночный» («гарантированный доход ценой минимума трудовых затрат» или «минимум дохода при минимуме трудовых затрат») и «рыночный» («максимум дохода ценой

Рисунок 1. Стратегическая комплексная модель регулирования молодежной безработицы в моногородах России [составлено автором]

Суть дорыночного типа экономического поведения требует пояснения. Например, в основу его поведения может быть заложен скрытый мотив обращения в центр занятости, такой как получать некоторое время пособие по безработице. При этом он состоит в неофициальных трудовых отношениях или не желает работать вообще, но сам факт обращения в службу занятости означает, что клиент осуществляет поиск работы. Проверить информацию о неофициальном трудоустройстве клиента практически невозможно. Таким образом, в случае признания его безработным на основании предоставленных документов и некоторых манипуляций по отправлению запросов в государственные и муниципальные органы об их подлинности принимается решение о выплате пособия по безработице.

В данном случае пособие по безработице является гарантированным доходом (или минимальным доходом), а его степень трудовых затрат заложена в неофициальных трудовых отношениях или в нежелании работать вообще. К этому следует также добавить, что по некоторым оценкам, в настоящее время более половины экономически активного населения имеют отношение к неформальному сектору экономики, т.е. получают неучтенные доходы. В неформальном секторе занято около 12 млн. человек (19,2% экономически активного населения) [3].

Таким образом, под сегментацией молодежного рынка труда будем понимать процесс разбивки предложения рабочей силы и спроса на нее на группы, выражающие совокупности, которые одинаково реагируют на один и тот же побудительный мотив занятости. Вообще, объектами сегментирования на рынке труда могут выступать как работодатели, так и наемные работники (в данном случае, молодежь) [4]. Сегментация рынка с позиции работодателей позволяет оценить их потребности и наилучшим образом к ним адаптироваться. К критериям сегментации на молодежном рынке труда в условиях монопрофильного города могут относиться поведенческие функции молодежи, социально-демографические характеристики, стереотипы и т.д.

Кроме того, результаты сегментация молодежного рынка труда в моногородах России должны быть положены в основу комплексного регулирования молодежной безработицы с целью разработки более эффективных программ занятости. При этом необходимо расширение сегментов (признаков, характеристик, факторов). Традиционные подходы к сегментированию рынка труда нужно сочетать с субъективными характеристиками, а именно: типами поведения, степенью профессиональной самоопределенности, мотивацией к труду, отношением к труду, удовлетворенности трудом и многими другими. Должен быть комплексный подход с учетом структурных особенностей экономики, развития конкретно взятого моногорода и культурно-исторических условий. На уровне монопрофильных регионов и муниципальных образований необходимо межведомственное взаимодействие учреждений образования, служб занятости, работодателей.

Учет особенностей государственного регулирования молодежной безработицы в моногородах России, которые положены в основу разработанной комплексной модели, будут способствовать оптимизации занятости населения в российских регионах с городами такого типа.

Статья научная