Оптимизация подходов к стандартизации фитопрепаратов на основе календулы лекарственной
Автор: Афанасьева Полина Валериевна, Куркин Владимир Александрович, Куркина Анна Владимировна
Журнал: Известия Самарского научного центра Российской академии наук @izvestiya-ssc
Рубрика: Фармация
Статья в выпуске: 5-3 т.17, 2015 года.
Бесплатный доступ
Проведено фитохимическое исследование по определению содержания суммы каротиноидов в цветках календулы лекарственной (Calendula officinalis L.) сорта «Кальта», культивируемой в Самарс-кой области, а также в настойке на основе данного сырья. В результате проведенных исследований установлено, что содержание суммы каротиноидов в цветках ноготков в пересчете на β-каротин варьирует от 33,50 до 63,10 мг%±3,57%.
Календула лекарственная (ноготки), цветки, настойка, каротиноиды, β-каротин, стандартизация, спектрофотометрия
Короткий адрес: https://sciup.org/148204187
IDR: 148204187
Текст научной статьи Оптимизация подходов к стандартизации фитопрепаратов на основе календулы лекарственной
Широкий спектр фармакологического действия цветков календулы ( Calendulae flores) обусловлен содержанием таких важнейших биологически активных соединений как каротиноиды, флавоноиды, сапонины и полисахариды [8]. Препараты цветков календулы лекарственной ( Calendula offi cinalis L.) обладают антимикробным, противовоспалительным, регенерирующим, отхаркивающим, желчегонным, противоязвенным, иммуномодулирующим свойствами. На наш взгляд, оптимальный подход к стандартизации любого вида лекарственного растительного сырья (ЛРС) должен включать в себя анализ на содержание ведущей группы биологически активных веществ (БАВ) [8]. В контексте цветков календулы это означает, что помимо контролирования сырья на содержание основных групп веществ – флавоноидов и сапонинов необходимо определять в растении нестабильные с точки зрения физикохимических свойств соединения – каротиноиды, которые можно назвать ведущей группой веществ. В цветках ноготков каротиноиды являются диагностичными и действующими компонентами [7]. В сырье календулы содержатся до 3 % различных каротиноидов: β -каротин, γ -каротин, δ -каротин, ликопин, неуроспорин, фитоен, фи-тофлуин, рубиксантин, ксантофил (лютеин), зеак-сантин, виолоксантин, флавохром, цитроксантин (мутатохром), флавоксантин, хризантемаксантин.
При этом наибольшую биологическую активность из них проявляет β -каротин [3, 10].
Наше представление о вкладе биологически активных веществ в суммарное терапевтическое действие растения, а также о важности каротиноидов подтверждается многочисленными публикациями исследователей относительно ключевой группы веществ данного растения – каротиноидов [4, 10, 12-14, 16, 18]. Учеными неоднократно изучалась корреляция между окраской цветков растения и содержанием каротиноидов, при этом рассматривались различные селекционные формы, а также отечественные и зарубежные сорта растения [1, 12, 13]. Обнаружено, например, что в рамках данной зависимости – содержания каротиноидов от окраски язычковых цветков – в сортах календулы с темно-оранжевыми цветками веществ почти в 10 раз больше, чем в желтых [12].
По литературным данным было также выявлено, что содержание каротиноидов в соцветиях также варьирует в зависимости от погодных условий и продолжительности фазы цветения. В процессе хранения содержание каротиноидов снижается по причине неустойчивости при воздействии влаги и света. Так, например, через 4 месяца после сбора цветков их становится приблизительно в 6 раз меньше, чем было в свежесобранном материале [5].
Однако, несмотря на пристальное внимание ученых к проблемам стандартизации сырья и фитопрепаратов на основе календулы, до сих пор наблюдается очевидная противоречивость и явная неточность в подходах к фармакогностическому исследованию растения [9, 10, 13, 15]. Само сырье – цветки ноготков в действующих стандартах качества (ГФ СССР XI издания, ВФС 42-1738-87 и Изменение № 2 от 20.05.1997 г.) стандартизируется по внешним и анатомо-диагностическим признакам, по содержанию влаги, золы, примесей, а также по количественному содержанию экстрактивных веществ, извлекаемых 70%-м этиловым спиртом [2].
Внимательное рассмотрение нормативных документов и фармакопей других стран позволяет увидеть те же аналитические проблемы. Обнаружено, что требования в Европейской и Британской фармакопеях к сырью полностью совпадают [12, 14]. Идентификацию воздушно-сухого сырья проводят по внешним признакам сырья, а также методом микроскопии с использованием раствора хлоралгидрата. Для качественного анализа используется тонкослойная хроматография (ТСХ) при 365 нм, с использованием ГСО рутина, что, на наш взгляд, является ошибочным подходом, так как по нашим данным в цветках данного растения доминирующим флавоноидом является нарциссин [9]. Для количественной характеристики используется содержание флавоноидов в пересчете на гиперозид (не менее 0,4%) [12, 14]. Данный флавоноид, как известно, не является специфическим веществом для цветков ноготков по данным отечественных ученых [9].
В отношении препаратов календулы («Настойка календулы») была разработана методика спектрофотометрического количественного определения суммы каротиноидов по β -каротину (ФС 42-1730-95) [12]. Определение проводится по собственному поглощению в видимой области спектра при 450 нм после предварительного разделения настойки на колонке с оксидом алюминия. Количественное содержание каротиноидов в настойке составило около 0,0017%, тогда как в исходном сырье – 0,5% [5].
Однако рассмотренные методики не в полной мере соответствуют современным представлениям о химической природе биологически активных соединений цветков календулы лекарственной.
Цель данной работы – совершенствование методики стандартизации суммы каротиноидов в цветках календулы лекарственной.
Материалы и методы: Объектом исследования служили цветки календулы лекарственной (сорт «Кальта»), собранные в Средне-Волжском филиале ФГБНУ ВИЛАР (урожай 2013-2015 г.), а также настойка календулы лекарственной (1:5), разработанная на базе кафедры фармакогнозии с ботаникой и основами фитотерапии. В качестве образца сравнения использовалось облепиховое масло. В качестве метода исследования использовалась спектрофотометрия. Регистрацию УФ-спектров проводили с помощью спектрофотометра «Specord 40» (Analytik Jena).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В качестве растворителей для экстрагирования суммы каротиноидов из календулы лекарственной были использованы такие органические растворители, как гексан, хлороформ и ацетон. Были исследованы и определены такие параметры, как время экстрагирования, время экстракции и т.д. Определено, что оптимальными параметрами являются: экстрагент – гексан, соотношение сырье: экстрагент (1:30), время экстрагирования 2 часа при комнатной температуре, при периодическом перемешивании.
Результаты сравнительного исследования электронных спектров гексановых извлечений образцов цветков календулы лекарственной свидетельствуют о том, что для всех образцов сырья характерен максимум поглощения при λ max =450±2 нм (рис. 1). В качестве удельного показателя поглощения Е1% 1см β -каротина при длине волны 450 нм использовалось значение равное 2773 [11].
Интересно, что спектры поглощения гексанового извлечения цветков календулы и гексанового раствора облепихового масла имеют сходные

Рис. 1. Электронный спектр цветков календулы лекарственной
характеристики, что позволяет использовать данный препарат в качестве стандарта (рис. 2).
Результаты исследования показали, что содержание каротиноидов в цветках календулы сорт «Кальта», культивируемых в Средне-Волжском филиале ФГБНУ ВИЛАР (урожай 2013-2015 г.) варьирует от 33,50 мг% до 63,10 мг%, что свидетельствует о высоком качестве данного сырья и позволяет использовать для промышленного получения препаратов календулы.
Методика количественного определения содержания суммы каротиноидов в сырье календулы . Около 1 г сырья (точная навеска) помещают в колбу со шлифом вместимостью 100 мл, прибавляют 30 мл гексана, колбу закрывают пробкой и осуществляют экстракцию при периодическом перемешивании в течение 2 часов. Извлечение фильтруют через бумажный фильтр («красная полоса»). Испытуемый раствор готовят следующим образом: 2 мл гексанового извлечения переносят в мерную колбу вместимостью 25 мл, доводят объем гексаном до метки и перемешивают.
Оптическую плотность испытуемого раствора измеряют на спектрофотометре при длине волны 450 нм в кювете с толщиной слоя 10 мм.
В качестве раствора сравнения используют гексан.
Содержание суммы каротиноидов в пересчете на абсолютно сухое сырье в мг% (X) вычисляют по формуле:
D x 30 x 25 x 1QQ x lQQQ •A. ,
2773 x m x 2 x (1QQ - W )
где D – оптическая плотность испытуемого раствора; m – навеска сырья, г;
W – потеря в массе при высушивании сырья, %;
2773 – удельный показатель поглощения Е1% 1см P -каротина при длине волны 450 нм.
Метрологические характеристики методики количественного определения содержания суммы каротиноидов в цветках календулы лекарственной представлены в таблице 1.
Результаты статистической обработки проведенных опытов свидетельствуют о том, что ошибка единичного определения суммы каротиноидов в цветках календулы лекарственной с доверительной вероятностью 95% составляет ±3,57%.
В рамках оптимизации подходов к стандартизации сырья и препаратов на основе календулы лекарственной нами была рассмотрена возможность создания лекарственного средства «Календулы настойка». На наш взгляд, для существующего на сегодняшний день на фармацевтическом рынке лекарственного препарата «Настойка календулы» (1:10) применяется неоправданное разведение при промышленном получении лекарственной формы. В этой связи нами было предложено классическое соотношение (1:5) для

Рис. 2. Электронный спектр цветков календулы лекарственной и облепихового масла
Таблица 1. Метрологические характеристики методики количественного определения содержания суммы каротиноидов в цветках календулы лекарственной
/ |
X |
S |
P, % |
t (P^f) |
A X |
E, % |
10 |
63, 10 |
0,9686 |
95 |
2, 23 |
± 2, 16 |
± 3,57 |

Рис. 3. Электронный спектр настойки календулы (1:5)
настойки на основе цветков календулы. Настойка из данного вида ЛРС была получена методом модифицированной ремацерации. Кроме того, была изучена возможность анализа фитопрепарата на содержание каротиноидов.
Спектрофотометрический анализ проводили следующим образом. 5 мл настойки (1:5) помещают в колбу со шлифом вместимостью 100 мл, трехкратно по 10, 10 и 5 мл производят извлечение каротиноидов гексаном в мерную колбу объемом 25 мл, доводят гексаном до метки. 2 мл гексанового извлечения количественно переносят в мерную колбу вместимостью 25 мл, доводят объем гексаном до метки и перемешивают.
Оптическую плотность испытуемого раствора измеряют на спектрофотометре при длине волны 450 нм в кювете с толщиной слоя 10 мм.
В качестве раствора сравнения используют гексан.
Содержание суммы каротиноидов в пересчете на p -каротин в мг% (X) вычисляют по формуле:
D х 25 х 25 х 1000
-
X- ,
2773 х Vх 2
где D – оптическая плотность испытуемого раствора;
-
V – объем настойки, мл;
2773 – удельный показатель поглощения Е1% 1см Р -каротина при длине волны 450 нм.
При анализе настойки был выявлен максимум поглощения, который не соответствует таковому для раствора гексанового извлечения цветков календулы лекарственной (рис. 3).
Видимо, это связано с тем обстоятельством, что при получении настойки календулы 70% этиловый спирт не позволяет исчерпывающе извлекать каротиноиды, в особенности р -каротин.
Вопрос относительно целесообразности стандартизации настойки календулы по содержанию суммы каротиноидов требует проведения дополнительных исследований, в том числе обоснования пробоподготовки гексанового извлечения из данного препарата.
ВЫВОДЫ
Обосновано целесообразность стандартизации цветков календулы не только по флавоноидам и сапонинам, но и по сумме каротиноидов.
Таким образом, в результате исследований была разработана методика определения содержания каротиноидов в цветках календулы для сорта «Кальта», культивируемого в Самарской области. Содержание суммы каротиноидов в цветках ноготков варьирует от 33,50 до 63,10 мг%±3,57%.
Предложенный подход по анализу сырья и препаратов на содержание ведущей и второй основной группы действующих веществ позволит объективно реализовать принцип гармонизации в ряду «лекарственное растительное сырье – лекарственный препарат».
Список литературы Оптимизация подходов к стандартизации фитопрепаратов на основе календулы лекарственной
- Андреева Л.Г. Локализация и содержание каротиноидов в высокопродуктивных формах Calendula officinalis L.//Аптечное дело. 1961. Т. 10, № 3. С. 46-49.
- Государственная фармакопея СССР: Вып. 2. Общие методы анализа. Лекарственное растительное сырье/МЗ СССР. 11-е изд., доп. -М.: Медицина, 1990. C. 237-238.
- Дайнека В.И., Гостищев И.А., Третьяков М.Ю., Индина И.В. Каротиноиды лепестков цветков календулы//Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Естественные науки. -2011. Т. 15. № 9-2 (104). С. 277-285.
- Ивасенко С.А., Прибыткова Л.Н., Адекенов С.М. Содержание каротиноидов и флавоноидов в соцветиях некоторых сортов Calendula officinalis L.//Растительные ресурсы, 2000. Т. 36. Вып. 2. С.107-110.
- Исмагилов Р.Р., Костылев Д.А. Календула//Уфа: БГАУ, 2000. 102 с.
- Кащенко Н.И. Фитохимическое исследование и совершенствование методов стандартизации цветков и травы календулы лекарственной (Calendula officinalis L.): дис. … канд. фармац. наук. Улан-Удэ, 2014. 223 с.
- Куркин В.А., Шарова О.В., Афанасьева П.В., Вельмисева Л.Е., Федоров А.Ф. Перспективы создания высокопродуктивной сырьевой базы календулы лекарственной//Известия Самарского научного центра РАН. 2012. Т. 14, № 1 (9). С. 2249-2252.
- Куркин В.А. Фармакогнозия. Учебник для студентов фармацевтических вузов (факультетов). 2-е изд., перераб. и доп. -Самара: ООО «Офорт», ГОУ ВПО «СамГМУ», 2007. -1239 с.
- Куркин В.А., Шарова О.В. Флавоноиды цветков Calendula officinalis//Химия природных соединений. 2007. № 2. С. 179-180.
- Мовчан С.Д. К исследованию каротиноидных пигментов из лепестков Calendula officinalis//Журнал прикладной химии. 1960. Т. 33, № 2. С. 484-486.
- Первушкин С.В., Маркова И.И., Куркин В.А., Желонкин Н.Н. Разработка методик количественного определения содержания β-каротина и фикоцианина в биомассе спирулины пищевой (Spirulina platensis)//Фундаментальные исследования. 2013. № 8-6. С. 1426-1429.
- Сампиев А.М., Хочава М.Р. Календула лекарственная. -Краснодар: Советская Кубань, 2010. 144 с.
- Adela Pintea, Constantin Bele, Sanda Andrei, Carmen Socaciu. HPLC analysis of carotenoids in four varieties of Calendula officinalis L. flores//Acta Biologica Szegediensis. -2003. Vol. 47. P. 37-40.
- Bako Eszter, Deli Jozsef, Gyula Toth. HPLC study on the carotenoid composition of Calendula products//J. Biochem.Biophys.Methods. 2002. No 53. P. 241-250.
- British Pharmacopea, 6.0, Vol. III. Herbal drugs and herbal drug preparations. 2009. P. 6813-6816.
- Godwin T.W. Studies in carotene genesis. The carotenoids of flower petals of Calendula officinalis//Biochem. J. 1954. Vol. 58, No 1. P. 90-94.
- European Pharmacopea, 6.0, 2008, «Herbal drugs».
- Kishimoto S. et al. Analysis of carotenoid composition in petals of calendula (Calendula officinalis L.)//Bioscience, biotechnology and biochemistry. 2005. Vol. 69. No 11. P. 2122-2128.