Оптимизация системы внешних сношений духовных управлений мусульман России в 2012-2013 гг
Автор: Силантьев Роман Анатольевич
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Религия, общество, государство
Статья в выпуске: 6, 2014 года.
Бесплатный доступ
В период с середины 2012 по конец 2013 г. власти России заметно оптимизировали отношения между государством и исламом, оказав существенную поддержку лояльным государству муфтиятам и усилив давление на агрессивных исламистов. Такая политика привела к снижению террористической угрозы и общему оздоровлению ситуации в мусульманской среде Российской Федерации.
Ислам, духовное управление мусульман, в.в. путин, отношения между государством и исламом
Короткий адрес: https://sciup.org/170167517
IDR: 170167517
Текст научной статьи Оптимизация системы внешних сношений духовных управлений мусульман России в 2012-2013 гг
Т ретий президентский срок В.В. Путина был отмечен целым рядом важных шагов в исламской сфере, которые были призваны скорректировать политику периода президентства Д.А. Медведева. Особенно заметными они стали с начала 2013 г.
В первую очередь изменения коснулись борьбы с исламизмом, в которой произошел заметный крен в сторону жестких силовых методов. Программа примирения с «умеренными» салафитами в Дагестане была свернута, а их более радикальные единоверцы стали преследоваться гораздо активней. В 2013 г. по сравнению с 2012 было уничтожено заметно больше террористов при меньших потерях силовиков и мирного населения, также заметно сократилось число терактов. Впервые за длительный период был зафиксирован отъезд из России идеологов исла- мизма в связи с созданными им невыносимыми условиями проживания1.
С другой стороны, 2013 г. запомнился серийными терактами: в Волгограде в 2-месячный период были произведены 3 террористических атаки, унесшие жизни более 30 чел., а в Татарстане исламисты с августа по ноябрь сожгли или осквернили 7 православных храмов, а также испробовали новый для страны вид терроризма, обстреляв ракетами типа «Кассам» железнодорожную станцию Нижнекамского нефтехимического завода 2 .
После новых терактов на повестке дня опять встал вопрос о запрете ваххабитской идеологии. В конце
2013 г. к этой теме вернулся депутат Государственной думы от фракции «Единая Россия» Шамсаил Саралиев. «Ваххабизм является главной угрозой стабильности России, и эту страшную болезнь необходимо срочно лечить. Человеконенавистническая идеология не должна иметь право на существование ни в мире, ни в нашей стране!» – заявил он в интервью газете «Известия» 1 . Сарилиева поддержал официальный представитель Русской православной церкви протоиерей Всеволод Чаплин, упомянувший об удачном опыте запрета идеологии нацизма 2 .
В 2013 г. произошли важные события в области запрета исламской литературы. 17 сентября Октябрьский районный суд г. Новороссийска удовлетворил иск транспортной прокуратуры города и признал экстремистской книгу азербайджанца Эльмира Кулиева «Смысловой перевод священного Корана на русский язык». За несколько месяцев до этого, в мае того же года верховный муфтий Талгат Таджуддин, муфтии Фарид Салман Хайдаров и Шафиг Пшихачев обратились с письмом к главе Центра по противодействию экстремизму с просьбой создать «белый список» мусульманской литературы, которую следовало бы освободить от экспертизы на предмет экстремизма. Помимо переводов Корана, в этот список предлагалось внести признанные сборники хадисов, толкования Корана и другие значимые для мусульман сочине-ния 3 . Такая позиция нашла понимание у главы государства: на встрече с муфтиями в Уфе в октябре 2013 г. В.В. Путин признал необоснованность ряда запретов и предложил скорректировать их процедуру, а в конце декабря 2013 г. Краснодарский краевой суд отменил решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска по переводу Кулиева 4 .
К 2013 г. стало ясно, что антиэкстре-мистские меры властей на исламском направлении, местами полностью аналогичные политике министерства внутренних дел образца XIX в., в целом возымели свое действие. Самая тиражная литература экстремистов пополнила федеральный список экстремистских материалов, а их ключевые организации были признаны запрещенными, что заметно затруднило деятельность ваххабитов. Дали свои результаты и поощрительные меры – Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования сумел уменьшить поток неучтенной зарубежной помощи, а программа Министерства образования по поддержке исламского образования уменьшила зависимость от арабских и турецких образовательных центров. Тем не менее до полной нормализации обстановки в этой сфере еще далеко.
Основными союзниками властей в этой борьбе стали Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ) и Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК). Многих экстремистов и террористов удалось выявить благодаря бдительности мусульманских духовных лидеров, которые в некоторых регионах сумели также наладить эффективную профилактику проникновения нетрадиционных исламских течений.
«В служении обществу и своему государству мусульмане России всегда были едины, защищая его как от внешних врагов, так и от любых проявлений экстремизма. Уверен, это единство может быть сохранено и укреплено сегодня», – отмечал в октябре 2013 г. президент России В.В. Путин 5 .
Международная деятельность муф-тиятов с 2012 г. была тесно связана с попытками урегулирования кризиса в Сирии. Верховный муфтий Сирии Бадреддин Хассун неоднократно посещал Россию в этот период по линии ЦДУМ, а делегации Всероссийского муфтията дважды посещали Дамаск. Во время второй из этих поездок была достигнута принципиальная договоренность о направлении в Россию сирийских богословов для повышения ква- лификации преподавателей исламских вузов, а также создании международного совета богословов антиисламист-ской направленности1. Эти сношения сыграли определенную роль в укреплении российско-сирийского сотрудничества, а после победы российской дипломатии по сирийскому вопросу осенью 2013 г. появилась новая перспектива их развития.
Серьезные изменения произошли в раскладе сил ведущих мусульманских структур России. 2013 г. стал годом триумфа ЦДУМ, которое заручилось поддержкой главы государства в праздновании своего 225-летнего юбилея. После очередной встречи с верховным муфтием Талгатом Таджуддином В.В. Путин предложил провести юбилей на всероссийском уровне и 22 октября 2013 г. лично прибыл в Уфу на торжества. Юбилей ЦДУМ запомнился также беспрецедентно высоким уровнем зарубежных гостей, что позволило говорить о восстановлении лидирующих позиций этого муфтията в сфере международных отношений 2 . С октября старшинство верховного муфтия Талгата Таджуддина среди мусульманских лидеров стало очевидным.
В Уфе президент РФ В.В. Путин встре- тился с главами крупнейших мусульманских центров страны, где озвучил свое видение развития исламского сообщества страны. При этом он особо коснулся международной деятельности муф-тиятов, четко задав ее вектор. «Считаю также, что голос российских мусульманских деятелей должен громче звучать и на международной арене, в мировом исламском сообществе. Сегодня усиливается напряженность между Западом и исламским миром. Кое-кто на этой теме пытается играть, подбрасывать дровишек в этот костер. Я хочу вам сказать сразу: мы в этом не заинтересованы», – заявил В.В. Путин3.
Если отношения между государством исламом будут и дальше развиваться по текущему вектору, можно предположить, что главными партнерами федеральной власти станут ЦДУМ, КЦМСК и ДУМ Республики Татарстан, в то время как Совет муфтиев России может покинуть «высшую лигу» религиозных организаций и лишиться представительства в Совете по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте России, Общественной палате и общественных советах при ключевых министерствах. При дальнейшем ужесточении государственной политики в исламской сфере нельзя исключать и ликвидацию тех мусульманских структур, которые в той или иной форме покровительствуют экстремистам и террористам.