Оптимизация тактики комплексного лечения климактерического синдрома

Автор: Юлдашева Азадахон Сабировна

Журнал: Re-health journal.

Рубрика: Акушерство и гинекология

Статья в выпуске: 1 (13), 2022 года.

Бесплатный доступ

В мире отмечается тенденция к прогрессирующему увеличению средней продолжительности жизни женщин, именно поэтому проблема «климактерия» носит социально - значимый характер. На фоне возрастных изменений всего организма, в период менопаузы, происходит инволюция репродуктивной системы. Патогенезом данного процесса является снижение синтеза половых гормонов яичников, что приводит к изменению функции различных органов и систем.

Короткий адрес: https://sciup.org/14124627

IDR: 14124627

Текст научной статьи Оптимизация тактики комплексного лечения климактерического синдрома

КЛИМАКТЕРИК СИНДРОМИНИ КОМПЛЕКС ДАВОЛАШ ТАКТИКАСИНИ ОПТИМАЛЛАШТИРИШ

Дунёда аёлларнинг ўртача умр кўриш давомийлигининг прогрессив ўсишига мойиллик мавжуд, шунинг учун "менопауза" муаммоси ижтимоий аҳамиятга эга.

Бутун организмнинг ёшга боғлиқ ўзгаришлари фонида менопауза пайтида репродуктив тизимнинг инволюцияси содир бўлади.

Ушбу жараённинг патогенези тухумдон жинсий гормонлари синтезининг пасайиши бўлиб, бу турли органлар ва тизимлар функциясининг ўзгаришига олиб келади.

Калит сўзлар: менопаузал синдром, тактика, асослар, комплекс даволаш.

OPTIMIZATION OF TACTICS OF COMPLEX TREATMENT OF MENOPAUSAL SYNDROME

Введение. Проблема климактерических расстройств у женщин актуальна во всем мире, это обусловлено тотальным старением населения вследствие увеличения продолжительности жизни и снижения уровня рождаемости[3]. По прогнозам ВОЗ, ожидается, что к 2030 г. 46% женщин будут старше 45 лет. Изучение вопросов, связанных со старением, занимает одно из ведущих мест в современной медицине[1].

Старение — естественный и непредотвратимый процесс. Определенным рубежом в инволюции как женского, так и мужского организма является утрата репродуктивной функции, что приводит к целому ряду патологических изменений со стороны различных органов и систем. Возраст наступления менопаузы достаточно стабилен и в разных регионах России составляет примерно 50 лет[2]. Следовательно, более трети своей жизни женщина проводит в состоянии дефицита женских половых гормонов[6].

Наступление менопаузы — один из критических периодов в жизни женщины. Именно в постменопаузальном периоде появляется ряд соматических и психических заболеваний, которые существенно сказываются на качестве и общей продолжительности жизни. У 65–80% женщин в результате физиологического дефицита эстрогенов, который возникает за несколько лет до менопаузы, а затем усугубляется по мере атрофии яичников, развивается климактерический синдром (КС)[5].

С целью выбора методов статистического анализа проведена проверка соответствия изучаемых количественных показателей закону нормального распределения на основе критерия Шапиро–Уилка. Достоверность различий частот в группах оценивали с помощью точного критерия Фишера (различия считали значимыми при значениях р<0,05). Надежность используемых статистических оценок принималась не менее 95%.

Цель исследования. Обосновать целесообразность комплексной терапии климактерического синдрома у женщин с дефицитом витамина D в период ранней постменопаузы с применением менопаузальной гормональной терапии и колекальциферола для повышения эффективности лечения клинических проявлений климактерического синдрома, обеспечения профилактики поздних обменных нарушений и улучшения качества жизни в раннем постменопаузальном периоде.

Методология и методы исследования. Данная исследовательская работа включала применение комплексного подхода и использование общенаучной методологии, формально-логических и специфических методов. Для достижения поставленной цели и решения определенных задач применяемый комплексный подход включал клинические и инструментальные, социологические и лабораторные, статистические и другие значимые методы исследования.

Результаты и обсуждение. При оценке полученных результатов исследования нами была выявлено, что пациентки с исходно одинаковой степенью КС и ИМТ, имеют достоверные отличия в липидном профиле в зависимости от возраста, что подтверждается нами и в других работах.

В ходе исследования установлено, что изменение липидного спектра, в сторону атерогенных дислипидемий достоверно выше у женщин в возрастной группе старше 51 года, по сравнению с пациентками моложе 45 лет (р<0,05) и старше 46-50 года (р<0,05).

Согласно полученным данным в ходе статистического анализа не было выявлено достоверно значимых различий между пациентками первой и третьей групп для показателей ОХс (р=0,1) и ХсЛПНП (р=0,06). Однако отмечено повышение уровня ОХс и ХсЛПНП у женщин третьей группы по сравнению к пациенткам первой и второй групп (p<0,05).

Интересным является тот факт, что у женщин с КС, по мере увеличения их биологического возраста, наряду со статистически значимым повышением показателей ОХс, ТГ, ХсЛПНП, ХсЛПОНП, не было получено предполагаемого снижения уровня ХсЛПВП. Так, понижение значений ХсЛПВП у женщин в случаях гипоэстрогенного состояния, при увеличении возраста с 40 до 64 лет (табл.), было статистически незначительным (р=0,1). Хотя, ряд научных работ, подтверждает, что менопауза ассоциируется со снижением значений ХсЛПВП. Есть мнение, что изолированные низкие значения ХсЛПВП сами могут быть основными факторами риска развития ишемической болезни сердца (ИБС) в постменопаузе.

Выводы. У пациенток с КС, по мере увеличения возраста женщины, нарастает выраженность атерогенных дислипидемий, но не меняется их фенотипическая характеристика. Можно предположить, что нарушение липидного обмена – это состояние обусловленное генетической составляющей.

Таким образом, выявленная нами у женщин с климактерическим синдромом взаимосвязь между возрастом и показателями липидограммы, обуславливает необходимость комплексного подхода к терапии проявлений КС, а именно: с одной стороны – проведение менопаузальной гормональной терапии, акцентируя внимание при выборе препарата на критерий его «метаболической нейтральности», а с другой стороны – назначение гиполипидемических препаратов (дифференцированно в зависимости от выявленных нарушений – никотинаты, статины, фибраты и др.), выводя терапию климактерических расстройств у женщин в перименопаузе на новый, «не шаблонный», а персонифицированный, индивидуально подобранный для каждой женщины уровень.

Список литературы Оптимизация тактики комплексного лечения климактерического синдрома

  • Кузнецова И. В. Фитоэстрогены в лечении климактерических расстройств // Гинекология. № 6. С. 20–23.
  • Прилепская В. Н., Богатова И. К., Радзинский В. Е. Новое в профилактике и терапии климактерического синдрома // Гинекология. 2016. № 1. С.7–12.
  • Юренева С. В., Эбзиева З. Х. Роль гипоталамических (триггеров) нейропептидов в генезе приливов жара. Перспективы новых терапевтических подходов к лечению вазомоторных климактерических симптомов // Акушерство и гинекология. 2017. № 8. С.105–110.
  • Kazuyoshi T., Bentley G. E., Ubuka T. The general and comparative biology of gonadotropin-inhibitory hormone (GnIH) // Gen. Comp. Endocrinol. 2007. Vol. 153 (1–3). P.365–370..
  • Sarri G., Pedder H., Dias S. at all. Vasomotor symptoms resulting from natural menopause: a systematic review and network meta-analysis of treatment effects from the National Institute for Health and Care Excellence guideline on menopause // International Journal of Obstetrics and Gynaecology. 2017. Vol. 124 (10). P.1514–1523.
  • Wahab F., Shahab M., Behr R. The involvement of gonadotropin inhibitory hormone and kisspeptin in the metabolic regulation of reproduction // J. of Endocrinology. 2015. Vol. 225. P.49–66.
Еще
Статья научная