Опыт использования реваскуляризированного лопаточного лоскута в одномоментной реконструкции дефектов тела нижней челюсти после радикальных вмешательств по поводу рака полости рта
Автор: Гащенко А.Д., Забунян Г.А., Абоян П.И., Костюк Р.Е., Нефедов О.Н., Овсиенко П.Г.
Журнал: Злокачественные опухоли @malignanttumors
Рубрика: Опухоли головы и шеи
Статья в выпуске: 4S1 (21), 2016 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140222969
IDR: 140222969
Текст статьи Опыт использования реваскуляризированного лопаточного лоскута в одномоментной реконструкции дефектов тела нижней челюсти после радикальных вмешательств по поводу рака полости рта
структивных вмешательств при линейных дефектах нижней челюсти с использованием лопаточного костного(шестеро больных) и кожно-костного(двое больных) лоскутов.
Все реконструкции выполнялись одномоментно с резекционным этапом. Реваскуляризация осуществлялась с помощью бинокулярной техники Carl Zeiss. В качестве реципиентных сосудов использовались лицевая артерия и вена, калибр которых в большинстве случаев совпадает с калибром донорских сосудов. Накладывались по одному артериальному и венозному микрососудистому анастомозу конец в конец. Фиксация костных фрагментов осуществлялась титановыми минипластинами со стороны вестибулярной поверхности нижней челюсти. Все этапы вмешательств выполнялись одной бригадой хирургов. Время вмешательств варьировало от 6 до 8 часов.
Во всех случаях выполнялась шейная лимфодиссекция (радикальная либо модифицированная).
Подавляющее большинство пациентов (7 из 8) были мужчинами, что составило 87,5%. Возраст больных варьировал от 54 до 78 лет. Все исследуемые клинические случаи относились к третьей и четвертой стадиям заболевания. Предоперационная, либо радикальная лучевая терапия проводилась на первом этапе комбинированного лечения также у 7 из 8 больных, что также составило 87,5%. Во всех исследуемых клинических случаях имелась морфологическая верификация диагноза (плоскоклеточный ороговевающий и неороговевающий раки различных степеней дифференцировки с локализацией первичной опухоли на слизистой альвеолярного отростка нижней челюсти или дна полости рта).
Результаты. Все выполненные реконструкции нижней челюсти оказались состоятельными.
У двоих пациентов (25%) наблюдалось прогрессирование опухолевого процесса в виде метастазирования в л/у шеи (шестимесячный срок) и продолженного роста опухоли (трехмесячный срок). В первом случае потребовалось выполнение контрлатеральной лимфодиссекции и последующей химиотерапии, во втором – удаление трансплантата.
Осложнений, связанных с забором трансплантата, ни у одного больного не наблюдается. Амплитуда движений верхней конечности восстановлена у всех больных полностью. Срок реабилитации составил 21–42 дня.
Заключение. Лопаточный лоскут в реконструкции линейных дефектов нижней челюсти показал отличные результаты. Его преимущества заключаются в простоте забора, соответствии диаметров донорских и реципиентных сосудов, отсутствии послеоперационных осложнений в донорской зоне. К недостаткам лопаточного лоскута относится невозможность работы одновременно двумя хирургическими бригадами в реципиентной и донорской зонах, что связано с необходимостью поворота больного на бок для забора лоскута. Несмотря на это, мы считаем лопаточный лоскут основным для реконструкции линейных дефектов нижней челюсти.